п<данные изъяты> Дело № 2-6061\10
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 октября 2010 года
Приволжский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Малковой Я.В.
при секретаре Власовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещярикова М.Б. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, ООО «Уют» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, а именно комнату № <адрес> в порядке приватизации, в обосновании указав, что он неоднократно обращался к Главе МУ «Администрация Приволжского района ИКМО г.Казани» с заявлением о приватизации указанного жилого помещения. Однако, был получен отказ по причине того, что <адрес> имеет статус общежития, находится н6а балансе предприятия ОАО «Красный Восток», впоследствии данное жилое помещение было передано на баланс ООО «УЮТ». Это обстоятельство нарушает конституционные жилищные и другие права истца, а именно права приобрести жилое помещение в собственность в соответствии с действующими нормами федерального законодательства о приватизации жилья.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представители ответчиков - Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, ООО «Уют» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора МУ «Администрация Приволжского района ИКМО г.Казани» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Поскольку истец согласен на вынесение по настоящему делу заочного решения, то суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что постановлением Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден План приватизации Казанского пивоваренного завода ТПО «Красный Восток», по которому находившееся на балансе государственного предприятия общежитие по <адрес> было передано акционерному обществу «Красный Восток».
Постановлением Главы администрации г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об отводе Акционерному обществу «Красный Восток» земельного участка по <адрес>» земельный участок площадью 0,249 га, занимаемый на основании решений исполкома Казгорсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ общежитием по <адрес> был отведен Акционерному обществу «Красный Восток», данный земельный участок был предоставлен ОАО «Пивоваренная компания «Красный Восток» в собственность за плату на основании Постановления Главы администрации г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ за №.
На основании договора о слиянии ОАО «Пивоваренная компания «Красный Восток», ОАО «Солодовпиво», ЗАО «Альтернативные Пивоваренные Технологии», ОАО «Чешский стандарт» и ЗАО «Торговый дом «Красный Восток», Главным управлением федеральной регистрационной службы по РТ ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Пивоваренное объединение «Красный Восток - Солодовпиво» было выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права на указанное здание общежития взамен свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ серии ААХ №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.1.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Пивоваренное объединение «Красный Восток - Солодовпиво» и ООО «Уют» был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества - здания общежития - жилого строения с кадастровым номером 16:50:06:91458:001, девятиэтажного с подвалом, общей площадью 3377,50 кв.м, инвентарный номер 11468, литер А, находящегося по адресу: <адрес>. Указанный договор был зарегистрирован в ГУ ФРС по РТ за №.1, ДД.ММ.ГГГГ здание передано по передаточному акту.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Пивоваренное объединение «Красный Восток - Солодовпиво» и ООО «Уют» было подписано дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, которое также зарегистрировано ГУ ФРС по РТ ДД.ММ.ГГГГ за №.1.
На основании указанных договора купли-продажи недвижимого имущества, дополнительного соглашения к нему и передаточного акта, Главным управлением федеральной регистрационной службы по РТ было выдано ООО «Уют» свидетельство о праве собственности на здание общежития, расположенное по адресу <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № «О передаче в коммунальную собственность <адрес> ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений» Кабинет Министров РТ обязал: Государственный комитет РТ по управлению государственным имуществом до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке оформить передачу в коммунальную собственность города ведомственного жилого фонда согласно приложению, инженерных сетей и сооружений; администрацию <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ принять в коммунальную собственность ведомственный жилой фонд, инженерные сети и сооружения.
Согласно справки МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» Мещеряков М.Б., зарегистрированный по адресу: <адрес>, в <адрес> приватизированной жилой площади не имеет и право на приватизацию в <адрес> не использовал (л.д. 13).
Из справки ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» следует, что Мещеряков М.Б. владельцем приватизированной квартиры в <адрес> не значится, право бесплатной приватизации не использовал.
Из материалов дела усматривается, что Мещерякову М.Б. было предоставлено жилое помещение комната № <адрес>. Истец зарегистрирован по указанному адресу, что подтверждается выпиской из домовой книги и финансовым лицевым счетом.(л.д. 15,16)
Согласно технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилой комнаты №, в <адрес>, составляет - 11,8 кв.м.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Таким образом, на правоотношения по приватизации государственных и муниципальных предприятий, при которых жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Статья 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) закрепляет право граждан, занимающих жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Судом установлено, что спорное здание общежития состояло на балансе Казанского пивоваренного завода ТПО «Красный восток», а после преобразования завода с 1993 года по октябрь 1999 года находилось в хозяйственном ведении акционерного общества «Красный Восток».
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Принимая вышеизложенные нормы закона, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Обязанность суда при разрешении конкретного дела применять непосредственно положения Конституции РФ и отказать в применении противоречащего им федерального закона или иного правового акта вытекает так же из нормы п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в силу которой суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепринятым принципам и нормам международного права, международному договору РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а так же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают названные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Между тем, приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, что это жилое помещение является изолированным.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным при указании размера жилых комнат, подлежащих приватизации, исходить из данных технического паспорта и экспликации.
Суд считает, что наличие документов, свидетельствующих о нахождении данного дома в собственности ООО « УЮТ», и исключение распоряжением Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани №р от ДД.ММ.ГГГГ данного дома из перечня домов, включенных в муниципальную собственность и отсутствие соответствующего акта органов власти и местного самоуправления о передаче в муниципальную собственность <адрес>, не может нарушать права граждан на приватизацию жилых помещений.
Согласно Обзора судебной практики ВС РФ за 2 квартал 2005года, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ « если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он праве обратиться в суд с иском с признанием за ним права собственности в судебном порядке… Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
Поскольку истец проживает в спорном жилом помещении и в настоящее время истец из-за отсутствия акта приема передачи <адрес> в муниципальную собственность не может реализовать свое право на приватизацию по не зависящим от себя причинам, то суд считает, что требования истца о признании за ним права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194, 198,235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за ФИО5 право собственности на жилое помещение: комнату 2 квартиры 16 дома 5 по ул.Промысловая г.Казани в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Приволжский районный суд <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный суд <адрес> в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Судья Я.В. Малкова