решение по гражданскому делу № 2-6129/10



Дело № 2-6129/10

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2010 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Хакимовой Э.М.,

при секретаре Алтынбаевой Э.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулганиева А.И., Абдулганиевой М.Н., Давлиевой Г.А., Давлиева Р.М. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Давлиевой Я.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указано, что Абдулганиев А.И. и Абдулганиева М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. После регистрации брака Абдулганиевой Г.А. и Давлиева Р.М., данная семья на постоянной основе проживают вместе с родителями. Регулярно оплачивают коммунальные услуги. По вопросу приватизации занимаемых квартир истцы обращались в ЗАО «КВАРТ», в ведении которого находится дом, но получили отказ на том основании, что спорное жилье не является собственностью ЗАО «КВАРТ». Истцы право на приватизацию не использовали. Истцы просили признать за Абдулганиевым А.И. и Абдулганиевой М.Н. право долевой собственности на жилое помещение по 1/2 доли, расположенного по адресу: <адрес> в порядке приватизации, признать за Давлиевой Г.А., Давлиевым Р.М. и Давлиевой Я.Р. право долевой собственности на жилое помещение по 1/3 доли, расположенный по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

По ходатайству представителя истцов ЗАО «КВАРТ» был переведен из соответчиков в третьи лица.

В судебном заседании представитель истцов Абдулганиева А.И., Абдулганиевой М.И., Давлиевой Г.А., Давлиева Р.М. - Садрутдинова А.Г., действующая по доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений РТ, будучи извещен, в суд не явился.

Представитель третьего лица ЗАО «КВАРТ», будучи извещен, в суд не явился.

Представитель третьего лица ИК МО г. Казани, до судебного заседания предоставила отзыв на исковое заявление о рассмотрении дела без её участия, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель отдела по опеке и попечительству МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в суд не явилась.

Представитель КЗИО по РТ привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в суд не явился.

Представитель МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в суд не явился.

Суд считает возможным с согласия представителя истцов рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии ответчика, третьих лиц в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 5 ЖК РФ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что жилищные правоотношения между истцами и ответчиками возникли до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Жилое помещение было предоставлено истцам в связи с трудовыми отношениями, как было предусмотрено ЖК РСФСР. Истцы до настоящего времени продолжают работать в ЗАО «КВАРТ».

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Абдулганиев А.И., жена Абдулганиева М.Н., дочь Давлиева Г.А., зять Давлиев Р.М., внук Давлиева Я.Р. что подтверждается выпиской из домовой книги.

Согласно справки МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» Абдулганиев А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Абдулганиева М.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Давлиева Г.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Давлиев Р.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Давлиева Я.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированные по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приватизированной площади не имеют и право на приватизацию в г. Казани не использовали.

Согласно направлению № от ДД.ММ.ГГГГ Абдулганиеву А.И с семьей из 3 человек, было выдано направление на занятие комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., в <данные изъяты> по <адрес> на период работы на ЗАО «КВАРТ». Согласно направлению № от ДД.ММ.ГГГГ Абдулганиеву А.И. с семьей из 5 человек, было выдано направление на занятие комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., в <адрес> на период работы на ЗАО «КВАРТ».

На основании ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ - к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до 29 марта 2003 года, при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, на правоотношения по приватизации государственных и муниципальных предприятий, при которых жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.

Статья 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 20 мая 2002 года) закрепляет право граждан, занимающих жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Принимая вышеизложенные нормы закона, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Основной Закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Обязанность суда при разрешении конкретного дела применять непосредственно положения Конституции РФ и отказать в применении противоречащего им федерального закона или иного правового акта вытекает так же из нормы п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в силу которой суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепринятым принципам и нормам международного права, международному договору РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а так же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают названные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Между тем, приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, что это жилое помещение является изолированным.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным при указании размера жилых комнат, подлежащих приватизации, исходить из данных технического паспорта и экспликации.

Согласно Обзора судебной практики ВС РФ за 2 квартал 2005 года, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005 года «если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он праве обратиться в суд с иском с признанием за ним права собственности в судебном порядке… Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

Поскольку истцы проживают в спорном жилом помещении и не могут реализовать свое право на приватизацию по не зависящим от них причинам, то суд считает, что требование истцов о признании за ними права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату № <адрес> подлежит удовлетворению.

Поскольку истцы проживают в спорном жилом помещении, имеют одинаковые права и обязанности, открыт один финансовый лицевой счет, имеется один технический паспорт на жилое помещение, следовательно, их доли при признании права собственности в порядке приватизации считаются равными - по 1/5 доле за каждым.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194, 198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Абдулганиева А.И., Абдулганиевой М.Н., Давлиевой Г.А., Давлиева Р.М. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Давлиевой Я.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Абдулганиевым А.И., Абдулганиевой М.Н., Давлиевой Г.А., Давлиевым Р.М., Давлиевой Я.Р. право собственности по 1/5 доле в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Э.М. Хакимова

Решение вступило в законную силу 16.11.2010 года.