подлинник Дело № 2-5530/10ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2010 года
Приволжский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи Малковой Я.В.,
при секретаре Власовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арслановых Д.А., Л.Ф. к МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
У С Т А Н О В И Л :
Арслановы Д.А., Л.Ф. обратились в суд с иском о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором указали, что ДД.ММ.ГГГГ Арсланов Д.А. обратился с заявлением к Главе МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» с просьбой о признании его семьи в составе трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением межведомственной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № семья Арсланова Д.А. из трех человек не была включена в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, по месту жительства семьи истцов, была прописана бабушка Арсланова Д.А. - Арсланова М.Г., в связи с чем, по мнению ответчика, усматривается ухудшение жилищных условий. До совершения указанных действий обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи превышала нормы постановки на учет для улучшения жилищных условий молодой семьи. Просят признать недействительным решение межведомственной жилищной комиссии Администрации Приволжского района г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ, обязать вышеназванную комиссию включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий молодую семью в составе трех человек: Арсланова Д.А., Арслановой Л.Ф., Арсланова А.Д.
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.
Поскольку истцы согласны на вынесение по настоящему делу заочного решения, то суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 285, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 4 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», государственная поддержка оказывается молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее-нуждающиеся в жилых помещениях):
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственникам жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Казанской городской Думы за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ДД.ММ.ГГГГ за № «О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 12 кв. м общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Арслановы Д.А., Л.Ф. согласно свидетельству о заключении брака являются супругами, брак между которыми был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), от брака у сторон имеется сын Арсланов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 64).
ДД.ММ.ГГГГ Арсланов Д.А. обратился с заявлением в МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, предоставив необходимые документы.(л.д. 35).
Решением Межведомственной жилищной комиссии по постановке молодых семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ за № на основании Жилищного кодекса РФ, в рамках реализации постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» на 2008-2010 годы, постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка формирования списка молодых семей- участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» на 2008-1010 годы», в соответствии с Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, постановлено не включать Арсланова Д.А. с семьей в составе трех человек, проживающего по адресу: <адрес> список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 3 ст. 54 ЖК РФ усматривается ухудшение жилищных условий заявителя в связи с пропиской ДД.ММ.ГГГГ бабушки по вышеуказанному адресу. До совершения указанных действий обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи превышала норму постановки на учет.
На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как следует из материалов дела, до ДД.ММ.ГГГГ бабушка истца Арсланова М.Г. проживала в деревне <адрес> РТ, что подтверждается справкой Казкеевского сельского исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ
По утверждению истцов, после ДД.ММ.ГГГГ Арсланова М.Г. переехала на постоянное жительство в квартиру по адресу: <адрес>, поскольку в силу преклонного возраста не могла проживать одна в частном доме и нуждалась в посторонней помощи.
Данное обстоятельство подтверждается письменными материалами дела, так из указанной выше справки Казкеевского сельского исполнительного комитета следует, что после ДД.ММ.ГГГГ ( похорон мужа Арслановой М.Г.) в доме по адресу: РТ <адрес> никто не проживает.
Из адресной справки следует, что Арсланова М.Г. значилась зарегистрированной по адресу: РТ <адрес>, убыла ДД.ММ.ГГГГ к месту жительства по адресу: <адрес>.
Согласно справки начальника МОБ ОМ № «Дальний» Арсланова М.Б. проживает по адресу: <адрес> августа 2005 года.
Доказательств, опровергающих факт проживания Арслановой М.Г. с августа 2005 года в квартире по адресу: <адрес> суду не предоставлено.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Таким образом, институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает регулятивными и охранительными функциями, позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета, так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку Арсланова М.Г. с 2005 года проживала совместно с истцом в квартире по адресу: <адрес>, то факт ее регистрации в 2009 году по месту жительства не может расцениваться как намеренное действие истцов по ухудшению своих жилищных условий, поскольку регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является лишь административным актом, который удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.
При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что собственником квартиры по адресу: <адрес> является отец истца - Арсланов А.А. Соответсвенно, вставая на регистрационный учет в квартире Арсланова А.А., приходящегося ей сыном, Арсланова М.Г. реализовала свое право проживать с семьей и быть зарегистрированной по месту фактического проживания. Доказательств, указывающих, что регистрация Арслановой М.Г. в квартире по адресу: <адрес> была произведена с единственной целью - для установления нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий, суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах отказ МУ «Администрация <адрес> ИК МО <адрес>» в принятии Арсланова Д.А. с семьей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий нельзя признать законным, доказательств умысла и намерения в действиях истцов ухудшить свои жилищные условия ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования Арслановых Д.А. и Л.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.233-238 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение Межведомственной жилищной комиссии Приволжского района ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения Арсланова Д.А. с семьей в составе 3 человек в список молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» принять Арсланова Д.А. с семьей в составе 3 человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный суд <адрес> в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Малкова Я.В.