Решение по гражданскому делу № 2-5013/2010



дело № 2-5013/10Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2010 года

Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Вильданова Р.А.,

при секретаре Хайруллиной Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ахметгараева Р.Х. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании права собственности на земельный участок и недостроенный жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска Ахметгараев Р.Х. указал, что на основании Решения Салмачинского Совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома и выращивания сельхозпродукции. На основании указанного решения ему был выдан государственный акт о предоставлении в собственность земельного участка площадью 0,10 га за номером №, который зарегистрирован в книге записей Государственных актов на право владения, пользования землей за №. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. На предоставленном в собственность земельном участке в 2008 году были построены сарай, баня, гараж, и недостроенный жилой дом, что подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ФГУП «Ростехинвентаризация». В последующем недостроенный жилой дом был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ. В кадастровом паспорте указано, что объект индивидуального жилищного строительства расположен по адресу РТ, <адрес> (<адрес> и имеет площадь застройки 111, 9 кв.м. Для присвоения указанного адресного номера данного земельного участка он обращался в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани. На его обращение получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №. В последующем на основании указанного письма, решения Салмачинского Совета местного самоуправления <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта № было подготовлено Распоряжение «О присвоении адресного номера земельному участку по <адрес>, принадлежащему гражданину Р.Х. Ахметгараеву». Изданным Распоряжением подтверждается, что все перечисленные документы легитимны, являются действующими и никем не оспорены. В настоящее время регистрация права собственности недостроенного жилого дома и земельного участка приостановлена. В Управлении Росреестра по РТ ему пояснили, что на запрос в администрацию Салмачинского местного самоуправления получен ответ о том, что данных о выдаче ему документов на земельный участок не имеется. В настоящее время все архивы из Салмачинского сельсовета переданы в ИКМО Казани в связи с включением указанных территорий в черту г. Казани. Таким образом, действиями ответчика ему созданы непреодолимые препятствия в регистрации права собственности на земельный участок и недостроенный жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>

Поэтому просил признать за ним право собственности на недостроенный жилой дом (площадь застройки 111,9 кв.м.) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РТ, <адрес> А, а также на земельный участок площадью 963 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РТ, <адрес> <адрес>

В ходе судебного разбирательства истец и его представитель заявленные требования поддержали.

Ответчик - представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и муниципального учреждения «Администрация Приволжского района ИКМО г. Казани» с иском не согласился, пояснив, что решение о выделении земельного участка истцу не имеет юридической силы, поскольку издано не уполномоченным на то лицом. Кроме того, выписки из похозяйственной книги о выделении истцу земельного участка также не имеется.

Третье лицо - представитель Управления Росреестра по РТ с иском не согласился.

Третье лицо-представитель муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений» Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в суд не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд исходит из нижеследующего.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Положения статей 59 и 60 ГПК РФ регламентируют относимость и допустимость доказательств в гражданском судопроизводстве.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

На основании пунктов 1 и 3 статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу.

Статья 131 ГК предусматривает, что недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

Согласно части 1 статьи 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Из материалов дела следует, что решением Салмачинского Совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ Ахметгараеву Р.Х. был предоставлен земельный участок площадью 0.10 га для строительства индивидуального жилого дома и выращивания сельхозпродукции на территории Салмачинского Совета местного самоуправления.

Исследовав доводы истца и его представителя, а также решение о выделении земельного участка, суд исходит из нижеследующего.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГСС местного самоуправления Ильина Т.И. не обладала полномочиями по выделению земельных участков и в принципе не имела никаких прав по распоряжению земельными участками. Такими полномочиями на тот период обладал орган местного самоуправления - администрация Пестречинского района РТ (пос. Салмачи входил в черту Пестречинского района РТ).

В компетенцию районной администрации в области земельных отношений на тот период времени, в соответствии с действовавшим в тот период Земельным Кодексом Республики Татарстан входило:

1) принятие решения о предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса;

2) изъятие земельных участков по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б", "в", "г" статьи 115 настоящего Кодекса;

3) организация ведения земельного кадастра и мониторинга земель;

4) разработка и выполнение районных программ по использованию и охране земель, повышению плодородия почв;

5) организация проведения работ по землеустройству;

6) организация разработки и ведения землеустроительной документации;

7) установление границ земель сельских поселений;

8) государственный контроль за использованием и охраной земель;

9) досудебное разрешение земельных споров в пределах своей компетенции;

10) установление обременений земельных участков в порядке, предусмотренном законодательством;

Следовательно, решение, на которое ссылается истец, не имеет никакой юридической силы, и не может рассматриваться как основание для возникновения права на земельный участок.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд считает, что акт о предоставлении гражданину земельного участка, в частности, решение Салмачинского Совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, издан не уполномоченным лицом вне пределов его компетенции. Незаконность данного документа исключает возможность подтверждения им юридического факта существования права, и соответственно, такой документ не может рассматриваться в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

Ссылка же на факт использования земельного участка на протяжении длительного времени в данном случае не может расцениваться как основание для признания за истцом права на него.

Кроме того, согласно протоколам заседаний Салмачинского Севета местного самоуправления Пестречинского района за 1998 г. решения о выделении земельного участка Ахметгараеву Р.Ш. не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ не порождает никаких прав для истца в отношении спорного земельного участка.

Поэтому остальные доводы Ахметгараева Р.Ш. и его представителя, в частности, о том, что земельному участку присвоен адресный номер, также не могут расцениваться как основание для возникновения права на земельный участок, поскольку присвоение адресных номеров земельным участкам не предусматривает проведения правовой экспертизы правоустанавливающих документов на земельный участок.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить предмет либо основание иска. По смыслу данной нормы изменение и предмета и основания иска одновременно не допускается. Поэтому требования истца о возложении обязанности на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани предоставить ему спорный земельный участок в собственность за плату не могут быть удовлетворены. Кроме того, такие требования могут быть заявлены лишь после отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность, в то время как истец с такими требованиями к ответчику не обращался.

С учетом изложенного требования истца о признании права собственности на недостроенный жилой дом, расположенный на спорном участке, также не могут быть удовлетворены, поскольку правовых оснований для этого не имеется, строение возведено на не принадлежащему истцу земельном участке.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:


Иск Ахметзянова Р.Х. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:350201:128, расположенный по адресу: <адрес>, а также на недостроенный жилой дом, расположенный на данном земельном участке, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани РТ Р.А. Вильданов