копия Дело № 2-586/11Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2011 года
Приволжский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи Малковой Я.В.,
при секретаре Власовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шайхеевой М.Н. к МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани», МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о признании незаконным отказа в подтверждении нуждаемости и сохранении права на приобретение по договору социальной ипотеки квартиры,
У С Т А Н О В И Л :
Шайхеева М.Н. обратилась в суд с иском к МУ «Администрация <адрес> ИК МО <адрес>», указывая в обосновании иска, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее» был заключен договор социальной ипотеки №. Данный договор составлен и подписан сторонами во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по социальной ипотеке. Согласно предварительному протоколу участия и выбора будущей собственной квартиры, за истицей была определена следующая будущая квартира по адресу: <адрес>. Внесение истицей денежных средств за указанную квартиру подтверждается соответствующими документами, приложенными к данному исковому заявлению. Однако, в адрес истицы от ответчика поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, в соответствии с которым, по решению Межведомственной жилищной комиссии при МУ «Администрация <адрес> ИК МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в подтверждении нуждаемости в государственной поддержке со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Считает данный отказ ответчика незаконным, ввиду того, что при заключении договора социальной ипотеки жилищные условия истицы проверялись, и в соответствии с действующим законодательством она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, после чего с истицей был заключен договор социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ №. После заключения указанного договора социальной ипотеки какие-либо изменения, касающиеся приобретения иного недвижимого имущества, регистрации по другому месту жительства истицей не производилось. Отказом администрации нарушаются ее конституционные права и свободы. Просит суд признать отказ МУ «Администрация <адрес> ИК МО <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждении нуждаемости в государственной поддержке со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки незаконным, сохранить за ней право на приобретение по договору социальной ипотеки будущей собственной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, л.4, <адрес>.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено МУ «Администрация Вахитовского и <адрес>ов ИК МО <адрес>».
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали исковые требования.
Представитель ответчика МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, о времени и месте судебного заседания был извещен.
Представитель ответчика МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указал, что вопрос о перерегистрации истицы Фонд оставляет на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора социально-ипотечный потребительский кооператив «Строим будущее» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав истицу и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Правилам и порядку постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 190 определяются правила и порядок обращения граждан Российской Федерации, являющихся жителями <адрес>, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке).
Пункт 9 указанных Правил предусматривает, что рассмотрение заявлений заявителей для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется общественными жилищными комиссиями.
В состав общественных жилищных комиссий входят представители органов местного самоуправления, трудовых коллективов, профсоюзов, ветеранских, молодежных и иных общественных организаций.
Численность, поименный состав и регламент работы общественной жилищной комиссии утверждаются руководителями органов местного самоуправления и юридических лиц в соответствии с Положением о работе общественных жилищных комиссий.
Специализированная организация (Государственный жилищный фонд при Президенте <адрес>) имеет право принимать участие в работе общественных жилищных комиссий органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ, утвержденных постановлением КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ N №, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.
п.10 указанных Правил предусматривает, что заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих Правил и порядка;
отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения;
выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;
неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил и порядка.
Как видно из выписки из решения общественной комиссии «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» № от ДД.ММ.ГГГГ, Шайхеева М.Н. была включена в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, и направлена в Государственный жилищный фонд при Президенте РТ для включения в Сводный список семей в связи с обеспеченностью общей площадью на 1 члена семьи -20,90 кв.м. (л.д. 34)
Согласно предварительному протоколу участия и выбора будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, поручение № за подписью представителя некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», представителя социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее», Шайхеевой М.Н., определена следующая будущая собственная <адрес> площадью 38,19 кв.м. на 1-ом этаже, расположенная по адресу: <адрес>. (л.д. 5)
ДД.ММ.ГГГГ между социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», действующим от имени специализированной организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» и Шайхеевой М.Н., был заключен договор на право участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры с «правом ее использования» и правом оформления в собственность. Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что данный договор составлен и подписан сторонами во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по социальной ипотеке, договор возмездно передает гражданину права Государственного жилищного фонда при Президенте РТ на «право использования», оформления права собственности на инвестированные «будущие собственные квартиры». Переход права по оформлению права собственности осуществляется после внесения 100 % «задатка» гражданина. Договор обеспечивает право гражданина выбрать свою будущую собственную квартиру, использовать ее. (л.д. 6-8)
Согласно выписке из распоряжения Главы администрации <адрес> Исполнительного комитета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, Шайхеева М.Н. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с обеспеченностью общей площадью на 1 члена семьи -20,90 кв.м. (на общей площади 83,7 кв.м. зарегистрированы 4 человека) (л.д. 35)
Согласно выписке из распоряжения Главы администрации <адрес> Исполнительного комитета <адрес> № о ДД.ММ.ГГГГ «О прохождении перерегистрации после осуществления предварительного выбора будущей собственной квартиры в системе социальной ипотеки» согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №, Шайхеевой М.Н. было отказано в подтверждении нуждаемости в государственной поддержке со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с обеспеченностью общей площадью на 1 члена семьи -20,90 кв.м. (л.д. 9)
Как видно из выписки из домовой книги, истица зарегистрирована по адресу: <адрес>, где также зарегистрирован ее бывший супруг - Шайхеев Р.Г. и сыновья: Шайхеев Б.Р., Шайхеев Т.Р. (л.д. 56) 1\2 доли данного дома, а также земельного участка, на котором расположен дом, на праве общей долевой собственности, принадлежит Шайхеевой М.Н. (л.д. 57,58).
Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 83,7 кв.м., в том числе жилая 57,7 кв.м. (л.д. 11-18)
Таким образом, истица является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена в семье составляет 20,90 кв., то есть более 18 кв.м. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что данный дом не разделен в натуре, доказательств, подтверждающих порядок пользования жилым домом, суду не представлено. С учетом изложенного, при расчете обеспеченностью общей площадью необходимо исходить из общей площади дома (83,7 кв.м.) и количества лиц в нем зарегистрированных (4 человека).
Представленный истицей акт о проживании, составленный ДД.ММ.ГГГГ соседями Шайхеевой М.Н. о проживании в ее доме Черновой А.И. не является допустимым доказательством, подтверждающим факт проживания в доме истицы еще одного человека, поскольку имеющиеся в акте подписи соседей никем не заверены, а данные, изложенные в акте, противоречат исследованным в ходе судебного заседания доказательствам, а именно выписке из домовой книги, в которой указано о регистрации по месту жительства только 4 человек.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Таким образом, институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает регулятивными и охранительными функциями, позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета, так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является административным актом, который удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.
В соответствии с п.1.10. Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны после предварительного выбора квартиры и до подписания документов, удостоверяющих право на заселение и пользование выбранной квартирой, пройти по месту постановки на учет перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Поскольку процедура перерегистрации по месту постановки на учет в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки предусмотрена Порядком предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, то доводы истца о незаконности данной процедуры являются безосновательными.
При таких обстоятельствах, отказ МУ «Администрация <адрес> ИК МО <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждении нуждаемости в государственной поддержке со снятием Шайхеевой М.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки является правомерным, так как истица имеет обеспеченность общей площадью на одного члена семьи 20,90 кв.м., что превышает норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования Шайхеевой М.Н. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шайхеевой М.Н. к МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани», МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о признании незаконным отказа в подтверждении нуждаемости и сохранении права на приобретение по договору социальной ипотеки квартиры оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись
Копия верна:
Судья: Малкова Я.В.