Дело № 2-235/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Казань 27 января 2011 года
Приволжский районный суд г. Казани РТ в составе:
председательствующего судьи Ахмадеевой Х.С.,
при секретаре Давлетшиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зиннатуллиной Г.Р. к ОАО «Мелита», Исполнительному комитету МО г.Казани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Зиннатуллина Г.Р. обратилась в суд с иском к ОАО «Мелита» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав в обоснование требований, что является нанимателем жилого помещения № дома № по <адрес>, в указанном жилом помещении истица проживает с 1992 года, она обращалась в ИК МО г.Казани с заявлением о приватизации жилого помещения, но получила отказ, в связи с тем, что указанное жилое помещение находится на балансе ОАО «Мелита». Истица считает данный отказ незаконным, указывая, что жилищный фонд ОАО «Мелита» включению в состав приватизируемого имущества не подлежал. Считает, что владение домом № по <адрес> ОАО «Мелита» противоречит законодательству и при приватизации данного предприятия дом подлежал передаче в муниципальную собственность. Отсутствие официального акта органов государственной власти и местного самоуправления не может нарушать права граждан на приватизацию жилых помещений. Просит признать за истицей право на приватизацию жилого помещения № <адрес>, право собственности на жилое помещение № <адрес>.
Истица Зиннатуллина Г.Р. и ее представитель Мансурова А.Р. на судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель ответчика - ОАО «Мелита» в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, о времени и месте судебного заседания был извещен.
Представитель ИК МО г.Казани, переведенного в ходе судебного разбирательства из третьих лиц в ответчика, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении исковых требований Зиннатуллиной Г.Р.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно Указу Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящееся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением:
жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных, ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.
Установить, что объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к Федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).
В соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ, действующим ранее, при приватизации государственных предприятий жилищный фонд предприятия включению в состав приватизируемого имущества не подлежал.
В силу ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
На основании ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Судом установлено, что истица зарегистрирована и проживают по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно выписке из домовой книги данный дом является общежитием.
Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (после регистрации брака Зиннатуллина) <данные изъяты> является нанимателем комнаты №, площадью <данные изъяты> кв.м, в общежитии №, расположенного по адресу: <адрес>.
Финансово-лицевой счет на комнату <данные изъяты> дома № по <адрес> открыт на имя Зиннатуллиной Г.Р.
Согласно справке МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» № от ДД.ММ.ГГГГ Зиннатуллина Г.Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приватизированной жилой площади не имеет, свое право на приватизацию не использовала.
Согласно сообщению заместителя Министерства земельных и имущественных отношений РТ, общежитие, по адресу: <адрес>, вошло в уставный капитал ОАО «Мелита» при приватизации государственного имущества Татарского мехового объединения «Мелита» (план приватизации утвержден постановлением коллегии Государственного комитета РТ по управлению государственном имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №) и в реестре государственной собственности РТ не значится.
Распоряжением председателя КЗИО ИК МО г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения по адресу: <адрес>, в том числе и комната №, исключены из перечня, утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Казани» как ошибочно включенные.
Поскольку в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их хозяйственном ведении, должен быть передан в ведение органов местного самоуправления либо правопреемникам приватизируемых предприятий в установленном порядке, и учитывая то обстоятельство, что в 1992 году была осуществлена приватизация Татарского мехового объединения «Мелита» путем преобразования в ОАО «Мелита», в его ведении находилось общежитие по адресу: <адрес>, то суд считает, что данный дом подлежал передаче в муниципальную собственность, и отсутствие распоряжения и акта-приема передачи <адрес> в муниципальную собственность, не может изменить его фактический статус жилого дома.
Учитывая то обстоятельство, что жилой <адрес>, принадлежащий Татарскому меховому объединению «Мелита» и использовавшийся в качестве общежития, подлежал передаче в муниципальную собственность в период преобразования его в ОАО «Мелита», что и было сделано постановлением руководителя ИК МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, то суд считает, что в соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», после вступления ЖК РФ в законную силу - с ДД.ММ.ГГГГ, данный дом статус общежития утратил, и несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора социального найма с истцом, суд полагает, что с ДД.ММ.ГГГГ Зинатуллина Г.Р. проживает в комнате № <адрес> на условиях договора социального найма.
Суд считает, что наличие документов, свидетельствующих о нахождении данного дома в собственности ОАО «Мелита», исключение распоряжением Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани №р от ДД.ММ.ГГГГ данного дома из перечня домов, включенных в муниципальную собственность и отсутствие соответствующего акта органов власти и местного самоуправления о передаче в муниципальную собственность <адрес>, не может нарушать права граждан на приватизацию жилых помещений.
Согласно Обзору Судебной практики ВС РФ за 2 квартал 2005года, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005г. «если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он праве обратиться в суд с иском с признанием за ним права собственности в судебном порядке… Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
Поскольку истица проживает в спорном жилом помещении с 1992 года и в настоящее время Зиннатуллина Г.Р. из за отсутствия акта приема передачи дома № по <адрес> в муниципальную собственность не может реализовать свое право на приватизацию по не зависящим от нее причинам, то суд считает, что требования истицы о признании за ней право собственности на комнату № <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Зиннатуллиной Г.Р. право собственности на жилое помещение - комнату № в <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня вынесения решения через Приволжский районный суд г. Казани РТ.
Судья Приволжского районного
суда г. Казани РТ Х.С. Ахмадеева
Решение вступило в законную силу 08.02.2011 года.