<данные изъяты> Дело № 2- 779/11Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2011 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Л.Ф. Валиевой,
при секретаре Д.В. Багрове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриева В.В. к МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском о признании незаконным распоряжения Главы МУ «Администрация Приволжского района» ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки, с семьей из трех человек. Истец в обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в МУ «Администрация Приволжского района» ИК МО г.Казани о принятии его семьи на учет по улучшению жилищных условий в рамках социальной ипотеки. Однако, распоряжением Главы МУ «Администрация Приволжского района» ИКМО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ № ему с семьей в составе трех человек отказано в постановке на учет в связи с тем, что по мнению ответчика, его супруга - Морская О.Б. намеренно ухудшила свои жилищные условия, снявшись с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РТ, <адрес>, и зарегистрировавшись по адресу: <адрес>. Как указывает истец, ранее Морская О.Б., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована на общей площади 65,9 кв.м. <адрес>, имея в собственности 1/2 долю общей площади 33,50 кв.м <адрес> по проспекту Ямашева г. Казани. Вместе с тем, как указывает истец, умысел и намерения в действиях Морской О.Б. ухудшить свои жилищные условия, сотрудниками администрации Приволжского района г. Казани не установлены и ничем не подтверждены. Кроме того, в 1994 году Морская О.Б. участвовала в приватизации <адрес>, в которой проживала ее родная бабушка - Морская А.И. и на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, ей была передана в собственность 1/2 доли общей площади <адрес>, в связи с чем Морская О.Б. имела право зарегистрироваться в указанной квартире в любое время. По настоятельной просьбе бабушки - Морской А.И., 1924 года рождения, являющейся вторым собственником данной квартиры, Морская О.Б. стала фактически проживать в указанной квартире с 2003 года, с целью ухода за престарелой бабушкой. По просьбе бабушки ее внуки - Морская О.Б. и Морской А.Б. зарегистрировались в <адрес> и обеспечивали надлежащий ежедневный уход за лежачей больной. ДД.ММ.ГГГГ Морская А.И. скончалась. На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 доли общей площади <адрес> перешла Морской О.Б. Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ вступил в зарегистрированный брак с Морской О.Б. От данного брака ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь - Дмитриева М.В. Истец указывает, что в настоящее время его семья из 3-х человек проживает в однокомнатной квартире общей площадью 33,5 кв.м, жилой - 18,4 кв.м, в которой зарегистрирован и проживает также брат Морской О.Б. - Морской А.Б., поэтому нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку не обеспечен установленной нормой жилой площади на человека в рамках социальной ипотеки. Что касается <адрес>, то это трехкомнатная изолированная квартира, в которой истец имеет 1/5 долю в праве и в которой, помимо истца, зарегистрировано еще 4 человека. Истец указывает, что на членов его семьи приходится только по 12 кв.м на человека. Истец полагает, что его семья, состоящая их трех человек, имеет все основания для постановки на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке и просит признать незаконным распоряжение Главы МУ «Администрация Приволжского района» ИКМО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Дмитриеву В.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки; обязать МУ Администрация Приволжского района» ИК МО г.Казани поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки Дмитриева В.В. с семьей из трех человек.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя ответчика МУ «Администрация Приволжского района города Казани» судом произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского района города Казани Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского района города Казани» ИК МО г. Казани, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлено (л.д. 41).
Представитель третьего лица - Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в судебное заседание не явился. Представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Фонда. Решение по настоящему делу оставляют на усмотрение суда (л.д. 42 - 44).
Третье лицо - Морская О.Б., действующая также в интересах несовершеннолетней Дмитриевой Марты, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд считает, что неявка лиц, извещенных в установленном ГПК РФ порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе о реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела на основе принципа состязательности и равноправия сторон, установленного ст. 12 ГПК РФ.
По мнению суда, право лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в процессе, законодательно закрепленное в п.1 ст. 157 ГПК ПФ, определяется по собственному усмотрению этих лиц: своей волей и в своем интересе.
С учетом мнения истца, не затягивая рассмотрения дела по существу, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.
Данные принципы государственной поддержки развития жилищного строительства заложены в Законе Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ЗРТ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (принят ГС РТ ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно статьи 11 вышеназванного Закона основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами: 1) правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;…
Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 190 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правил и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан.
Настоящие Правила и порядок определяют правила и порядок обращения граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке).
Норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи.
Заявитель - житель Республики Татарстан, зарегистрированный по постоянному месту жительства, подающий заявление от имени семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, членом которой он является (либо от своего имени, если не состоит в браке), с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в порядке, установленном Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
Члены семьи собственника жилого помещения - проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его дети, родители и супруг.
В соответствии с п. 3 Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Пункт 6 Правил предусматривает, что прием заявлений от Заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется: по месту жительства - в органах местного самоуправления;…
Специализированная организация (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан) принимает от органов местного самоуправления списки семей (а также Заявителей, не состоящих в браке), нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Как следует из письменных материалов дела, истец Дмитриев В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, собственником является Дмитриева А.М., всего по указанному адресу зарегистрировано пять человек, что подтверждается выпиской из домовой книги и финансово лицевым счетом №. Общая площадь квартиры составляет 65,0 кв.м., жилая площадь квартиры - 40,1 кв.м. (л.д. 12, 18).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Дмитриевым В.В., истцом по настоящему делу, и Морской О.Б., третьим лицом по делу (л.д. 45, 46).
Дмитриев В.В. и Морская О.Б. являются родителями несовершеннолетней Дмитриевой Марты, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19).
Истец пояснил, что в настоящее время его семья из 3-х человек проживает в однокомнатной квартире общей площадью 33,5 кв.м, жилой - 18,4 кв.м, по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирован и проживает также брат Морской О.Б. - Морской А.Б.
Доводы участников судебного разбирательства о том, что Морская О.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована на общей площади 65,9 кв.м. <адрес>, имея в собственности 1/2 долю общей площади 33,50 кв.м. <адрес> по проспекту Ямашева <адрес>, подтверждаются также выписками из домовой книги, Договором на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13 - 18, 20, 21, 23).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дмитриев В.В. обратился в МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» для принятия его с семьей в составе трех человек (в том числе супруга и дочь) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Распоряжением Главы Администрации Приволжского района ИК г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриеву В.В. с семьей в составе трех человек (в том числе супруга и дочь) отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, так как Морская О.Б., в нарушение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 15 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №, совершила действие, в результате которого она может быть признана нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, так как были совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, приведшие к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (л.д. 31).
Согласно п. 15 Постановления КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 190 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан" заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вместе с тем, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из материалов дела усматривается, в 1994 году Морская О.Б. участвовала в приватизации <адрес>, в которой проживала ее родная бабушка - Морская А.И., и на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, ей была передана в собственность 1/2 доли общей площади <адрес>.
Суд, допросив свидетелей: Егорову И.А., Габелеву Л.Ф., исследовав медицинские справки, свидетельства, установил, что Морская О.Б. фактически стала проживать в квартире по адресу: <адрес>, с 2003 года, с целью ухода за престарелой бабушкой - Морской А.И., которая скончалась ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 доли общей площади <адрес> перешла Морской О.Б. (л.д. 6, 7, 22, 24, 47).
Согласно справок ОКД РГУП БТИ МСАЖКХ РТ за исх. №№ 92038, 92038/1 от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилые помещения в г. Казани за Дмитриевым В.В. и Морской О.Б. не зарегистрировано (л.д. 25, 26).
С учетом вышеизложенного, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт регистрации Морской О.Б. ДД.ММ.ГГГГ году по месту жительства не может расцениваться как намеренное действие Морской О.Б. по ухудшению своих жилищных условий и ее действия нельзя признать умышленными и направленными на создание искусственного ухудшения жилищных условий.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
По мнению суда, правила статей 56, 60 ГПК РФ о бремени представления доказательств должны применяться в полном объеме и при разрешении данного дела, в силу чего, ответчик должен представить суду допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие, что действия Морской О.Б. носили умышленный характер и были направлены на создание искусственного ухудшения жилищных условий.
Однако, таких доказательств суду не представлено.
При таких обстоятельствах отказ МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» в принятии Дмитриева В.В. с семьей в составе трех человек (в том числе супруга и дочь) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки нельзя признать законным.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 60, 194 - 198, 338 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Главы Администрации Приволжского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки Дмитриева В.В. с семьей в составе трех человек (в том числе супруга и дочь).
Обязать МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» поставить Дмитриева В.В. с семьей в составе трех человек (в том числе супруга и дочь) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, с момента его обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Приволжского районного суда
г. Казани: Л.Ф. Валиева