№2-2837/11



            дело №2-2837/11Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань           23 мая 2011 года

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Янсона А.С.,

при секретаре Абдрахмановой Л.Н.,

с участием истца Михопаровой О.Ю.,

представителя ответчика - Шакировой Ф.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михопаровой О.Ю. к Управлению пенсионного фонда РФ в Приволжском районе города Казани о признании права на досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Михопарова О.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе гор. Казани о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию, указав, что 19 мая 2009 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе города Казани от 23 мая 2009 года в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в административном отпуске по уходу за ребёнком, время учёбы в клинической интернатуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ответчик не применил льготное исчисление - один год работы за один год и шесть месяцев, к периодам работы истца в должности медицинской сестры Центра лазерной хирургии Республиканской клинической больницы. Истец просит суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе гор. Казани включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период нахождения в административном отпуске по уходу за ребёнком, время учёбы в клинической интернатуре, а также применить льготное исчисление стажа к периодам работы истца в должности медицинской сестры Центра лазерной хирургии Республиканской клинической больницы.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Шакирова Ф.Ф., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

В соответствии с действовавшим ранее п.п. 11 п. 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ и введенным в действие 31 декабря 2008 года подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на досрочную пенсию имеют лица лицам, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что решением Управлением Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе гор. Казани от 23 мая 2009 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью в виду отсутствия требуемого специального трудового стажа 30 лет (л.д. 9, 10)

Данным решением УПФ РФ в Приволжском районе города Казани в специальный стаж Михопаровой О.Ю. не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в административном отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, время учёбы в клинической интернатуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из трудовой книжки Михопаровой О.Ю., в периоды нахождения на курсах повышения квалификации она работала в должностях старшей медсестры хирургического отделения, медсестры центра лазерной хирургии Республиканской клинической больницы, врача - терапевта, врача функциональной диагностики больницы МВД РТ (л.д. 11-17).

При указанных обстоятельствах, суд считает неправомерным не включение ответчиком периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж Михопаровой О.Ю.

В соответствии с п. 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со статьями 173-177 Трудового кодекса РФ за работником, направленным на обучение, сохраняется средняя заработная плата.

Таким, образом, исходя из названных норм права за работником, направленным на обучение сохраняется средняя заработная плата и производятся соответствующие отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ.

При этом суд учитывает, что повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием выполнения их работы.

Таким образом, период нахождения Михопаровой О.Ю. на курсах повышения квалификации в указанные периоды подлежит включению в страховой стаж.

Из справки Республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 06 октября 2008 года следует что работая в указанном медицинском учреждении в должности медсестры, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Михопарова О.Ю. находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком.

В Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года указано, что распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Статья 167 КЗоТ РФ, утв. ВС РСФСР 09 декабря 1971 года, действовавшая до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Положения статьи 6 (ч. 2), статьи 15 (ч. 4), статьи 17 (ч 1), статей 18, 19 и статьи 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Не включение ответчиком в специальный стаж Михопаровой О.Ю. периода её нахождения в административном отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным, поскольку конституционный смысл указанных норм предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения независимо от времени обращения граждан за назначением пенсии и времени возникновения у них права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, требования истца о включении в её специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в административном отпуске по уходу за ребёнком суд находит подлежащими удовлетворению.

При этом суд признаёт правильным решение Управления ПФР в Приволжском районе города Казани о не включении в специальный стаж Михопаровой О.Ю. времени её учёбы в клинической интернатуре, а также не применении льготного исчисления стажа к периодам работы Михопаровой О.Ю. в должности медсестры Центра лазерной хирургии РКБ.

В ходе рассмотрения гражданского дела истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что в период учёбы в интернатуре истец состояла в должности медицинского работника медицинского учреждения, что необходимо для включения времени учёбы в специальный трудовой стаж. Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ Казанского государственного медицинского университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию следует, что Михопарова О.Ю., как студент лечебного факультета была направлена для прохождения интернатуры на кафедру терапии . При указанных обстоятельствах оснований для включения времени обучения истца в интернатуре в специальный трудовой стаж не имеется.

Из трудовой книжки Михопаровой О.Ю. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности медицинской сестры Центра лазерной хирургии РКБ.

В соответствии с п. 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подп. «б» п.5 названных Правил льготный порядок исчисления стажа применяется, в частности, к лицам, работающим в должностях операционной медицинской сестры, медицинских сестёр перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом

В ходе рассмотрения гражданского дела истцом не представлено суду каких либо доказательств, подтверждающих, что характер её работы в должности медицинской сестры Центра лазерной хирургии РКБ соответствовал характеру работы на должностях медицинских сестёр, предусмотренных указанными Правилами.

Вместе с тем, в силу требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Михопаровой О.Ю. к Управлению пенсионного фонда РФ в Приволжском районе города Казани о признании права на досрочную пенсию удовлетворить частично.

Признать за Михопаровой О.Ю. право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом специального стажа.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе города Казани включить в специальный стаж Михопаровой О.Ю. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в административном отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Назначить Михопаровой О.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с учетом специального стажа с момента возникновения права.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через данный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Приволжского районного суда

города Казани Республики Татарстан     А.С. Янсон

Решение вступило в законную силу 10 июня 2011 года