<данные изъяты> дело № 2-1051/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 апреля 2011 года Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Вильданова Р. А., при секретаре Хайруллиной Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Желудякова П.С. к муниципальному учреждению «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», муниципальному унитарному предприятию «Дирекция муниципальных жилищных программ» о включении в состав наследственной массы имущественных прав и обязанностей, и по встречному иску муниципального унитарного предприятия «Дирекция муниципальных жилищных программ» к Желудякову П.С. о признании недействительными договора на участие в программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы», протокола к данному договору от 06 мая 2010 года, У С Т А Н О В И Л: В обоснование иска Желудяков П.С. указал, что является сыном умершей 05 апреля 2010 г. Желудяковой А.Ф. Он является единственным наследником после смерти своей матери, обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, нотариусом было заведено наследственное дело. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Главы администрации Советского района № «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно ФЗ РФ от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ» его мать Желудякова А.Ф. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно ФЗ РФ от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ. Из администрации Советского района ИКМО г. Казани было получено уведомление о том, что Желудякова А.Ф. имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, и вставшая на учет по обеспечению жильем до 1 марта 2005г. (до 1 января 2005 г.). Во исполнение данного уведомления был заключен договор банковского счета в АКБ «Ак Барс». Полученная субсидия была перечислена на расчетный счет ответчика- МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ». Согласно договору №-ВОВ на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы», заключенному с МУ «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», гражданин имеет право получить в собственность после полной оплаты жилое помещение, выбранное по протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы». Желудякова А.Ф. была включена в качестве участника в программу «Жилье горожанам на 2007 -2027 годы». Также был составлен протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору №-ВОВ. В соответствии с протоколом было определено жилое помещение, подлежащее передаче в собственность, а именно - однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, поз.1, <адрес>, этаж 4, площадью 51,68 кв.м. В соответствии с пунктом 5.1 протокола протокол предоставляет гражданину право на заключение договора на жилое помещение, указанное в пунктах 1 и 2 настоящего протокола после поступления денежных средств, указанных в пункте 3.1.1. на расчетный счет МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ». По утверждению истца, в настоящее время он не имеет возможности исполнить п. 5.1. протокола и заключить с ответчиками договор, поскольку имущественные права и обязанности Желудяковой А.Ф., связанные с получением жилого помещения по программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы», не вошли в наследственную массу. Поэтому просил включить в состав наследственной массы после смерти Желудяковой А.Ф. имущественные права и обязанности по программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы», а именно право на заключение договора на жилое помещение - однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, поз.1, <адрес> этаж: 4, площадью 51,68 кв.м.,- согласно протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору М 45-ВОВ. В ходе судебного разбирательства представитель Желудякова П.С. изменила предмет иска и просила признать за истцом в порядке наследования право на выделенную субсидию и взыскать с муниципального унитарного предприятия «Дирекция муниципальных жилищных программ» в пользу истца выделенную субсидию в размере 943 200 рублей, указав, что данная субсидия получена из федерального бюджета и денежные средства направлены на строительство жилого дома, право на получение субсидии относится к наследуемым имущественным правам. Ответчик - представитель МУ «УЖП ИКМО г. Казани» в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Ответчик - представитель МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» с иском не согласна, представила встречное исковое заявление, в котором просит признать недействительными договор на участие в программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы», протокол к данному договору от 06 мая 2010 года. Третье лицо - представитель Министерства Финансов РТ в суд не явилась, направив письменные возражения на иск. Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы, суд исходит из нижеследующего. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Положения статей 59 и 60 ГПК РФ регламентируют относимость и допустимость доказательств в гражданском судопроизводстве. В целях реализации переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление от 07.06.2006 г. № 275 «Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, отдельным категориям граждан» (далее - Положение), в соответствии с которым формой улучшения жилищных условий отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определено предоставление субсидий на приобретение жилья. В соответствии с пунктом 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан (далее -Положение), утвержденного Постановлением № 275, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 Положения, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне, лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года (далее - сводные списки). В связи с принятием Федерального закона от 18.07.2009г. № 186-ФЗ, вступившего в силу с 01 июля 2009 года, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются, в том числе и супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Для учета граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с указанным постановлением, сформирован республиканский реестр получателей субсидии на приобретение жилья. В соответствии с пунктом 13 раздела 2 Положения территориальные органы социальной защиты направляют в Министерство информацию о представленных гражданами договорах купли-продажи жилого помещения. После получения информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка. Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение. Субсидия считается использованной, а получатели субсидий утрачивают статус нуждающихся в жилых помещениях после перечисления денежных средств со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение. Граждане извещаются о том, что они имеют право на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, и что для этого им необходимо совершить необходимые действия, а именно открыть счет в банке и представить в территориальный орган социальной защиты договор, зарегистрированный в уполномоченном на регистрацию прав на недвижимое имущество органе. Перечисление (выделение) средств федерального бюджета осуществляется только при предоставлении в орган социальной защиты всех необходимых документов. Установлено, что Желудякова А.Ф. была включена в общереспубликанский реестр на основании сведений исполкома Советского района г. Казани с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ Реестр на уведомление граждан был направлен Министерством в Исполком ДД.ММ.ГГГГ По сведениям Отдела социальной защиты в Советском районе г. Казани Договор №-ВОВ на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы», заключенный ДД.ММ.ГГГГ Желудяковым К.П., действующим по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ от имени Желудяковой А.Ф., был представлен в Отдел социальной защиты в Советском районе г. Казани Исполнительным комитетом Советского района г. Казани ДД.ММ.ГГГГ В этот же день Отделом соцзащиты была представлена в Министерство заявка о необходимости перечисления денежных средств - субсидий на улучшение жилищных условий, в том числе Желудяковой А.Ф. На счет Желудяковой А.Ф., открытый в Казанском филиале ОАО «Ак БАРС», субсидия была зачислена ДД.ММ.ГГГГ, и затем ОАО «Ак БАРС» Банком данная сумма была перечислена и поступила на счет продавца ДД.ММ.ГГГГ Из материалов дела следует, что Желудякова А.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ, однако факт смерти Желудяковой А.Ф. ее родственниками был скрыт, свидетельство о ее смерти в отдел соцзащиты представлено не было. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность. Следовательно, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ прекратила свое действие в связи со смертью Желудяковой А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах у Желудякова К.П. отсутствовали правовые основания для заключения договора №-ВОВ на участие в программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы» и договора банковского (текущего) счета № от ДД.ММ.ГГГГ категории «Жилье ветеранам», подписание протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору №-ВОВ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем, определяется: - исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 22 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; (пп. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 153-ФЗ) - по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий. По смыслу данной правовой нормы предоставление мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья наследникам вышеуказанных категорий граждан законодательством не предусмотрено. В соответствии со статьей 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Таким образом, из материалов дела следует, что Желудякова А.Ф., умершая ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на квартиру не приобрела, а при жизни имела лишь право на получение субсидии, которое, в силу вышеперечисленных правовых норм, неразрывно связано с ее личностью, и по наследству данное право не переходит. Ссылка же представителя истца на то обстоятельство, что субсидия фактически была перечислена и поступила на счет ответчика, в данном случае правового значения не имеет и не свидетельствует о возникновении у истца права на получение размера перечисленной субсидии по наследству. Более того, представителем Желудякова П.С. не оспаривался факт сокрытия смерти Желудяковой А.Ф. с целью участия в программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы». Таким образом, протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору №-ВОВ были составлены после смерти Желудяковой А.Ф., когда доверенность от имени Желудяковой А.Ф. на участие в данной программе прекратила свое действие. При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Желудякова П.С. не основанными на законе, встречный иск подлежит удовлетворению. Кроме того, в силу статьи 98 ГПК РФ, принимая во внимание, что иск носит имущественный характер, имеет цену 943 200 рублей, с Желудякова П.С. подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в размере 12 632 рубля. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Иск Желудякова П.С. к муниципальному унитарному предприятию «Дирекция муниципальных жилищных программ» о признании в порядке наследования права на субсидию в размере 943 200 рублей по Программе «Жилье горожанам на 2007-2027годы» оставить без удовлетворения. Взыскать с Желудякова П.С. в федеральный бюджет госпошлину в размере 12 632 рубля. Встречный иск муниципального унитарного предприятия «Дирекция муниципальных жилищных программ» удовлетворить. Признать недействительными договор от ДД.ММ.ГГГГ №-ВОВ на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007 -2027 годы», протокол от ДД.ММ.ГГГГ участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору от ДД.ММ.ГГГГ №-ВОВ на участием в Программе «Жилье горожанам на 2007 -2027 годы». Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. <данные изъяты> Судья Приволжского районного суда г. Казани РТ Р.А. Вильданов