2-3506/2011



                                                                                       дело № 2-3506/11Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань             26 июля 2011 года

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Бисерова А.Ф.,

при секретаре Гарифовой И.А.,

с участием представителя истца - Шамсутдиновой Л.Ш.,

представителя третьего лица - Зиннурова И.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаметшина Р.М., Мухаметшиной М.М. в интересах себя и несовершеннолетнего ребенка Мухаметшиной Э.Р. к Исполнительному комитету Муниципального образования г. Казани, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

                                              

У С Т А Н О В И Л:

Мухаметшин Р.М., Мухаметшина М.М. в интересах себя и несовершеннолетнего ребенка Мухаметшиной Э.Р. обратились в суд с иском к ответчикам о признании за ними права собственности на жилое помещение в виде комнат <адрес> в порядке приватизации. В обоснование иска указано, что Мухаметшин Р.М. и Мухаметшина М.М. находятся с ЗАО «КВАРТ» в трудовых отношениях. ЗАО «КВАРТ» было предоставлено Мухаметшину Р.М. и его семье жилое помещение, в котором они проживают с 1989 года, позднее в 1995 году в порядке улучшении жилищных условий была предоставлена вторая комната. Проживание истцов в предоставленном жилом помещении носит постоянный характер, что подтверждается регистрацией в нём истцов по месту жительства. На имя Мухаметшина Р.М. и Мухаметшиной М.М. открыты лицевые счета, ими оплачиваются жилищно-коммунальные услуги. В ответ на обращения в Министерство земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительный комитет муниципального образования <адрес> с заявлениями о приватизации комнат <адрес> истцы получили отказ, несмотря на то, что данное жилое помещение является их единственным местом жительства. Истцы считают данный отказ противоречащим действующему законодательству, поэтому просят суд признать за ними право собственности на комнаты <адрес> за каждым в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истцов - Шамсутдинова Л.Ш., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, требованиям возражал, указывая, что <адрес> имеет статус общежития.

Ответчик - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о месте и времени рассмотрения гражданского дела ответчик извещён, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела по существу в отсутствие своего представителя не заявлял.

Представитель третьего лица - ЗАО «КВАРТ» - Зиннуров И.Х., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , заявленным требованиям не возражал, указав, что истцы в течении длительного времени состоят в трудовых отношениях с ЗАО «КВАРТ» и жилое помещение первоначально выделялось с момента из возникновения.

Суд считает, что неявка лиц, извещенных в установленном гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе о реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела на основе принципа состязательности и равноправия сторон, установленного статьёй 12 ГПК РФ.

Право лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в процессе, законодательно закрепленное в статье 157 ГПК ПФ, определяется по собственному усмотрению этих лиц, своей волей и в своем интересе. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно статье 19 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Как следует из трудовой книжки АТ-IV , Мухаметшин Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Казанское производственное объединение «Казаньрезинотехника» (впоследствии ЗАО «КВАРТ») учеником прессовщика -вулканизаторщика и работает по настоящее время на предприятии (л.д. 13).

В соответствии с трудовой книжкой АТ-V , Мухаметшина (Сунгатова) М.М., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу на Завод резиновых и пластмассовых изделий культурно-бытового назначения Казанского производственного объединение «Казаньрезинтехника» (впоследствии ЗАО «КВАРТ») и работает по настоящее время (л.д.11).

Согласно пояснениям истца и представителя третьего лица, в связи с трудовыми отношениями с ЗАО «КВАРТ», в 1989 году Мухаметшин Р.М. был вселён в общежитие по адресу <адрес>, однако предоставить документальное тому подтверждение третье лицо не может, в связи с отсутствием данных документов.

Из направления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мухаметшин Р.М. и Мухаметшина М.М. с семьей поселен в комнаты и <адрес> (л.д. 55).

В соответствии с направлением от ДД.ММ.ГГГГ Мухаметшин Р.М. занял комнату в <адрес> общей площадью 11,9 кв.м. (л.д.56), а по направлению от ДД.ММ.ГГГГ Мухаметшина М.М. с семьей в составе 3-х человек заняла комнату <адрес>, общей площадью 16,8 кв.м. (л.д.57).

На имя Мухаметшина Р.М. ДД.ММ.ГГГГ открыт финансово лицевой счет на ком. <адрес> (л.д.58).

На имя Мухаметшиной М.М. ДД.ММ.ГГГГ открыт финансово лицевой счет на ком. <адрес> (л.д.59).

Согласно выписке из домовой книги, выданной начальником ЖЭУ ЗАО «КВАРТ» ДД.ММ.ГГГГ, по адресу комната <адрес> проживают и имеют постоянную регистрацию Мухаметшина М.М. - наниматель с ДД.ММ.ГГГГ, прибывшая из общежития по адресу: <адрес>, Мухаметшина А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, Мухаметшина Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60), а соответственно Мухаметшин Р.М. - наниматель проживает и имеет постоянную регистрацию в ком. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, прибывший из общежития по адресу: <адрес> (л.д.61).

Мухаметшин Р.М. и Мухаметшина М.М. являются родителями несовершеннолетней Мухаметшиной Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-КБ (л.д. 20).

В силу согласия удостоверенного нотариусом нотариального округа <адрес> Джанибековой О.А., зарегистрированным в реестре С-1067, Мухаметшина А.Р. выразила согласие на приватизацию комнаты <адрес> на имя матери - Мухаметшиной М.М. (л.д.62).

Согласно справке муниципального унитарного предприятия города Казани «Дирекция муниципальных жилищных программ» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в городе Казани Мухаметшин Р.М., Мухаметшина М.М., Мухаметшина А.Р. и Мухаметшина Э.Р., зарегистрированные по адресу <адрес>, приватизированной жилой площади не имеют и право на приватизацию в городе Казани не использовали (л.д. 28).

В соответствии с техническим паспортом на жилое помещение - комнаты в <адрес> зарегистрированное право собственности отсутствует. Арестов и запрещений на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано. Данному жилому помещению присвоен инвентарный номер л.д.85).

Согласно техническому паспорту на жилое помещение - комнаты в <адрес> зарегистрированное право собственности отсутствует. Арестов и запрещений на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано. Данному жилому помещению присвоен инвентарный номер (л.д.86).

Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ найма жилого помещения в общежитии заключенного между ЗАО «КВАРТ» и Мухаметшина Р.М., по которому ЗАО «КВАРТ» предоставило Мухаметшину Р.М. с семьей в составе 4-х человек во временное пользование на период работы за плату 2 комнаты в <адрес> (л.д.25).

В соответствии с договором о закреплении государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом находится в хозяйственном ведении ЗАО «КВАРТ» и принадлежит государству.

Как следует из отзыва на исковое заявление ИК МО города Казани, в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку <адрес> является общежитием. Министерством земельных и имущественных отношений по РТ решение о передаче данного дома из федеральной собственности в муниципальную не принималось, акт приема-передачи общежития в муниципальную собственность не оформлялся и не подписывался. Общежитие не было исключено из реестра государственной собственности и приватизация данного жилищного фонда возможна только после заключения с истцами договоров социального найма, и после снятия с дома статуса общежития.

Вместе с тем, согласно Указу Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).

Таким образом, при приватизации государственных предприятий жилищный фонд предприятия включению в состав приватизируемого имущества не подлежал.

Согласно статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статья 7 ЖК РСФСР предусматривает, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

В силу статьи 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Таким образом, владение ЗАО «КВАРТ» домом 87 по <адрес> противоречит Указу Президента РФ от 10 января 1993 года № 8. При приватизации данного предприятия дом подлежал передаче в муниципальную собственность.

Отсутствие официального акта органов государственной власти и местного самоуправления о передаче дома в муниципальную собственность не может нарушать права граждан на приватизацию жилых помещений.

Поскольку <адрес> подлежал передаче в муниципальную собственность в период приватизации ЗАО «КВАРТ», однако этого сделано не было, суд считает, что в силу вышеизложенного нормативного акта, дом подлежит признанию жилым, и в соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», на момент вступления ЖК РФ в законную силу, статус общежития у данного дома утрачивается.

Таким образом, несмотря на отсутствие заключенного договора социального найма, следует признать факт проживания истцов в комнатах <адрес> на условиях договора социального найма.

В соответствии со статьёй 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», сохранившей все жилищные права граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право собственности на занимаемое ими жилое помещение в порядке приватизации и их требования о признании за ними данного права являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в рамках заявленных требований.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление удовлетворить.

Признать за Мухаметшиным Р.М. право собственности в порядке приватизации на ком. в <адрес>.

Признать за Мухаметшиной М.М., Мухаметшиной Э.Р. право собственности в порядке приватизации на ком. в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Приволжский районный суд города Казани.

Судья                                      Бисеров А.Ф.

Решение вступило в законную силу 10.08.2011 года.