<данные изъяты> Дело № 2- 2384/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 мая 2011 года город Казань Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Л.Ф. Валиевой, при секретаре Д.В. Багрове, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садового некоммерческого партнерства «Прибрежный» к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании отказа в предоставлении земельного участка неправомерным и предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании решения ответчика об отказе в предоставлении земельного участка неправомерным и обязать Исполнительный комитет МО г. Казани предоставить в собственность земельный участок, площадью 7,812 га, расположенный по адресу: г. Казань, Приволжский район, территория, прилегающая к поселку Старое Победилово, Садоводческому некоммерческому партнерству «Прибрежный». В обоснование исковых требований указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к Главе Администрации Приволжского района города Казани о направлении ходатайства в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани о предоставлении земельного участка общей площадью 7,812 га, расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, территория, прилегающая к поселку Старое Победилово, для садоводства, в совместную собственность. Однако, решением и.о. руководителя Исполкома муниципального образования г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении указанного земельного участка, в виду того, что генеральным планом муниципального образования <адрес>, утвержденным решением Казанской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, выделение территорий для размещения новых садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не предусмотрено, предоставление земельного участка для садоводства не представляется возможным. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем, просит суд признать решение ответчика об отказе в предоставлении земельного участка неправомерным и обязать Исполнительный комитет муниципального образования <адрес> предоставить в собственность земельный участок площадью 7,812 гектаров, расположенный по адресу: <адрес>, территория, прилегающая к посеку Старое Победилово, Садоводческому некоммерческому партнерству «Прибрежный». В ходе судебного разбирательства представитель истца - З.М.Г. , действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования уточнил и просил признать незаконным отказ Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> в предоставлении земельного участка и обязать Исполнительный комитет муниципального образования <адрес> предоставить Садовому некоммерческому партнерству «Прибрежный» в долгосрочную аренду, сроком на 49 лет, земельный участок, площадью 7,812 гектаров, расположенный по адресу: <адрес>, территория, прилегающая к поселку Старое Победилово. В судебном заседании представители истца - И.В.М., действующий на основании доверенности №-юр/11 от ДД.ММ.ГГГГ, и председатель правления СНП «Прибрежный» Ж.Р.Р., действующая на основании протокола общего собрания СНП «Прибрежный» № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали, уточнив требования в части границ земельного участка и просили обязать Исполнительный комитет муниципального образования <адрес> предоставить Садовому некоммерческому партнерству «Прибрежный» в долгосрочную аренду, сроком на 49 лет, земельный участок, площадью 7,812 гектаров, расположенный по адресу: <адрес>, территория, прилегающая к поселку Старое Победилово, в рамках границ, установленных в соответствии с Землеустроительным делом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным МУП «Казземпроект». Представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление (л.д.167). Представитель третьего лица - МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» З.Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что исковые требования подлежат отклонению. Представители третьих лиц - КЗиО ИК МО <адрес>, МУ «Администрация Вахитовского и <адрес>ов ИК МО» <адрес>, ЦТК Министерства экологии и природных ресурсов, ООО «Казпроектстройсервис», филиал «Казаньнефтепродукт» ОАО ХК «Татнефтепродукт» в судебное заседание не явились, извещены. Согласно п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными. Судом установлено, что ответчик и третьи лица не сообщили суду о причинах своей неявки в суд, доказательства уважительности причин отсутствия в судебном заседании суду не представили. Суд считает, что неявка лиц, извещенных в установленном ГПК РФ порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе о реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела на основе принципа состязательности и равноправия сторон, установленного ст. 12 ГПК РФ. По мнению суда, право лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в процессе, законодательно закрепленное в п.1 ст. 157 ГПК ПФ, определяется по собственному усмотрению этих лиц: своей волей и в своем интересе. С учетом мнения участников судебного заседания, не затягивая рассмотрения дела по существу, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле письменным доказательствам. Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, приходит к нижеследующему. Статья 4Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. В силу статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Согласно статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе: осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; выступать истцом и ответчиком в суде; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации правомочия. В силу статьи 13Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Статья 14 вышеназванного закона предусматривает, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. 2. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. 3. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. 4. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. 5. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи. Согласно статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям осуществляется посредством принятия соответствующих решений и заключения договоров на основании обращений в письменной форме садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлении межевых планов садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством. 3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям… Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов в соответствии с уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством осуществляется посредством:1) признания их прав;…4) признания недействительным акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления;…5) самозащиты своих прав;…7) иных предусмотренных законом способов. Судом установлено, что Садоводческое некоммерческое партнерство «Прибрежный», является основанной на членстве некоммерческой организацией, является юридическим лицом, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ, поставлено на учет в налоговом органе. Место нахождения Партнерства: <адрес>, Муниципальное образование <адрес>, (территория, прилегающая к <адрес>), действует на основании Устава (л.д. 13 - 37). Партнерство приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации (п. 2.1 Устава). В соответствии с п. 2.2 Устава Партнерство может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском суде, совершать сделки и другие юридически значимые действия. Пункт 3.2 Устава предусматривает, что Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и соответствующую целям, для достижения которых оно создано. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ председатель СНП «Прибрежный» Ж.Р.Р. обратилась с заявлением к Главе Администрации Приволжского <адрес> о направлении ходатайства в ИК МО <адрес> о предоставлении земельного учатка общей площадью 7,812 гектаров по адресу: <адрес>, на территории прилегающей в <адрес> для садоводства, в совместную собственность (л.д.5). Письмом и.о. заместителя руководителя Исполнительного Комитета Муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Прибрежный» отказано в предоставлении земельного участка вблизи жилого массива Старое Победилово, в связи с тем, что Генеральным планом муниципального образования <адрес>, утвержденным решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, выделение территорий для размещения новых садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не предусмотрено (л.д. 6). Согласно п.2 ч.1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В силу статьи. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. В соответствии статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Согласно статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Часть 4 указанной статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Согласно п. 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. 2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:1) при добровольном отказе от земельного участка;… 3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный в пределах границ: <адрес>, имеет кадастровый номер <данные изъяты> и площадь 1246829 кв.м. Правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования указан КазаньНефтепродукт АО Тетнефтепродукт-Холдинг (л.д. 49). Как следует из письма директора филиала «Казаньнефтепродукт» № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Премьера-министра РТ М.Р.Н., филиал, руководствуясь земельным законодательством, добровольно отказался от земельного участка площадью 403,1 гектара в границах согласно плана землепользования (л.д. 73). Из постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в фонд перераспределения земель по <адрес> земельных участков, предоставленных подсобному хозяйству Казанской перевалочной нефтебазы для сельскохозяйственного использования» следует, что земельные участки общей площадью 184,27 Га, в том числе пашни площадью 146,74 Га, расположенные в районе <адрес>, предоставленные подсобному хозяйству Казанской перевалочной нефтебазы для сельскохозяйственного использования, включены в фонд перераспределения земель по <адрес>. Право подсобного хозяйства Казанской перевалочной нефтебазы на постоянное (бессрочное) пользование земельными участками площадью 184,27 Га, расположенными в районе <адрес> прекращено (л.д. 12). В 2010 году МУП «Казземпроект» по заказу СНП «Прибрежный» изготовило землеустроительное дело № и технический проект межевания на земельный участок под садоводство с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 75 - 105, 106 - 118). Из письма заместителя начальника Управления Архитектуры и градостроительства № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, формируемый для садоводческого товарищества, расположенный согласно прилагаемой схеме южнее жилого массива Старое Победилово в <адрес>, кадастровый (условный) номер <данные изъяты>, площадью 78120 кв.м., находится согласно действующей карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки <адрес> в зоне СХ- зона сельскохозяйственных угодий. По карте зон действия ограничений застройки и землепользования по условиям охраны водных объектов участок расположен в зоне 2-акватории и водоохранной зоны. По карте зон действия ограничений по условиям охраны археологического слоя данный земельный участок расположен в зоне проведения археологических работ (л.д. 129 - 131). Доводы третьего лица - МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду на том основании, что Генеральным планом <адрес> выделение территорий для размещения новых садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не предусмотрено, по мнению суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку спорный земельный участок не изъят из оборота; нет установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка; земля не зарезервирована для государственных или муниципальных нужд (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации). Как следует из письма заместителя председателя комитета земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов подсобному хозяйству Казанской перевалочной нефтебазы был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 417,9 га для сельскохозяйственного использования (государственный акт на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ). С 1984 года территория застраивалась домами индивидуальной застройки <адрес>, Старое Победилово, в том числе за счет переноса домов из зоны затопления Куйбышевского водохранилища, и промышленными предприятиями. К 1999 году, периоду завершения инвентаризации земель <адрес>, свободных от застройки земель из 417,9 га по данным инвентаризации осталось 184,27 га земель сельскохозяйственного использования. В заявлении от «Казантнефтепродукт» о добровольном отказе от земельного участка указана площадь 403,1, но учитывая данные инвентаризации, постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право бессрочного пользования площадью 184,27 га и данная площадь включена в фонд перераспределения земель <адрес> (л.д. 136, 137). Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 60, 194 - 199, 338 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Садового некоммерческого партнерства «Прибрежный» к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду удовлетворить. Признать незаконным отказ Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> в предоставлении земельного участка и обязать Исполнительный комитет муниципального образования <адрес> предоставить Садовому некоммерческому партнерству «Прибрежный» в долгосрочную аренду, сроком на 49 лет, земельный участок, площадью 7,812 гектаров, расположенный по адресу: <адрес>, территория, прилегающая к поселку Старое Победилово, в рамках границ, установленных в соответствии с Землеустроительным делом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным МУП «Казземпроект». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Приволжского районного суда г. Казани Л.Ф. Валиева