ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 июля 2011 года город Казань Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф.Валиевой, при секретаре Д.В. Багрове, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х.И.В. к Муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л : Х.И.В. обратился в суд с иском МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г.Казани», указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Государственным жилищным фондом при Президенте РТ был заключен договор на предоставление ему по программе социально-ипотечного кредитования однокомнатной квартиры, площадью 43,8 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>. Договор был заключен исходя из того, что он проживал в трехкомнатной квартире в семье, состоящей из четырех человек, площадь квартиры составляет 60 кв.м. Заявитель указывает, что в соответствии с договором за предоставленную квартиру уплатил 900000,00 рублей, исходя из расчета 23110,00 рублей за 1 кв.м. и 34665,00 рублей - за 10,8 кв.м. сверх норматива. Указывает, что в 2010 году умер один из членов семьи - его отец. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани вынесла распоряжение об отказе в предоставлении ему жилья. Заявитель указывает, что считает данное распоряжение незаконным, поскольку заключал договор с Государственным жилищным фондом при Президенте РТ, в лице Социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее»; кроме того, стоимость квартиры составляет 1118000,00 рублей, и из этой суммы он уже оплатил 900000,00 рублей; разница в метраже составляет 6 кв.м., которую готов оплатить по рыночной цене; в действительности, в квартире проживает четыре человека, так как его младший брат женат. Заявитель просит обязать Главу администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав на улучшение жилищных условий. В судебном заседании заявитель Х.И.В. поддержал требования, уточнив их, и просил обязать МУ Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани осуществить перерегистрацию и восстановить его - Х.И.В., на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Представитель МУ Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани - Гарифуллина Л.Т. заявленные требования не признала. Представитель третьего лица - Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» - в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Удовлетворение заявленных требований оставляют на усмотрение суда. Представитель третьего лица - Социально-ипотечный потребительский кооператив «Строим будущее» в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица. Суд считает, что неявка лиц, извещенных в установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе о реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела на основе принципа состязательности и равноправия сторон, установленного статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:… 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов. Данные принципы государственной поддержки развития жилищного строительства заложены в Законе Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ЗРТ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (принят ГС РТ ДД.ММ.ГГГГ). Согласно статье 11 вышеназванного Закона основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами: 1) правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;… Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 190 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан. Настоящие Правила и порядок определяют правила и порядок обращения граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке). Норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи. Заявитель - житель Республики Татарстан, зарегистрированный по постоянному месту жительства, подающий заявление от имени семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, членом которой он является (либо от своего имени, если не состоит в браке), с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в порядке, установленном Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан". Члены семьи собственника жилого помещения - проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его дети, родители и супруг. В соответствии с пунктом 3 Правил, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Пункт 6 Правил предусматривает, что прием заявлений от Заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется: по месту жительства - в органах местного самоуправления;… Специализированная организация (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан) принимает от органов местного самоуправления списки семей (а также Заявителей, не состоящих в браке), нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Судом установлено, что Х.И.В., проживающий по адресу: <адрес>, обратился ДД.ММ.ГГГГ к Главе администрации Приволжского района ИК МО г. Казани с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (л.д. 50 - 53). Как следует из выписки Решения общественной жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия решила включить в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, и направить в Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан для включения в Сводный список Х.И.В., проживающего по адресу: <адрес>, общей площадью 62,30 кв.м., совокупный уровень обеспеченности общей площадью на 1 члена семьи - 15,60 кв.м., совокупный доход на 1 члена семьи - 1912 рублей в месяц, номер учетного дела семьи - 1659-002314 (л.д. 54). Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между специализированной некоммерческой организацией - Государственный жилищный фонд при Президенте РТ в лице Социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим Будущее» (Поверенный) и Х.И.В. был заключен договор социальной ипотеки № (Договор участия гражданина в «Выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность) (л.д. 10 - 12). Настоящий договор предоставляет гражданину право выбора, «право использования», и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой «будущую собственную квартиру». Оформление права собственности за гражданином осуществляется на основании справки Поверенного о выплате пая, выдаваемой после зачисления на расчетный счет специализированной некоммерческой организации 100% платежей за будущую собственную квартиру, поступающих в виде задатков. Настоящий договор обеспечивает право гражданина выбрать свою будущую квартиру, использовать ее после выбора и требовать в собственность после внесения суммы, преобразуемой Поверенным в пай (пункт 1.1 договора). В соответствии с пунктом 1.10 Постановления КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 366 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки" граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны после предварительного выбора квартиры и до подписания документов, удостоверяющих право на заселение и пользование выбранной квартирой, пройти по месту постановки на учет перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Пункт 2.10 вышеназванного Постановления предусматривает, что в течение 10 дней со дня утверждения отчета об итогах конкурса граждане подписывают предварительный протокол выбора квартиры с целью прохождения перерегистрации, предусмотренной пунктом 1.10 настоящего Порядка. После подтверждения гражданами права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки на момент выбора жилого помещения оформляется протокол выбора квартиры по форме, утверждаемой Попечительским советом Жилищного фонда. Протокол выбора квартиры является неотъемлемой частью договора социальной ипотеки и удостоверяет право победителя конкурса на заселение и пользование выбранной квартирой. Подтверждение права и оформление протокола выбора квартиры осуществляются в срок не позднее 60 дней от даты подведения итогов конкурса. Уведомление о победе на конкурсе направляется победителю в трехдневный срок со дня утверждения отчета об итогах конкурса. Выписка из отчета об итогах конкурса, а также второй экземпляр протокола выдаются победителю конкурса под роспись. Установлено, что на основании распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю Х.И.В. отказано в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, поскольку изменился совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи, который стал составлять 20,76 кв.м., в то время как одним из общеобязательных условий для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, т.е. менее 18,0 кв.м. (л.д. 60). Вместе с тем, как пояснил заявитель, им осуществлен предварительный выбор квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, проектной площадью 42,8 кв.м., что подтверждается предварительным протоколом участия и выбора будущей собственной квартиры (л.д. 9). Стоимость квартиры составляет 1118000,00 рублей, Х.И.В. выплачена сумма в размере 900000,00 рублей, что подтверждается представленными квитанциями (л.д. 14, 15). Изменение совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена в семье произошло в виду смерти отца заявителя - Х.В.А., который умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49). При разрешении настоящего спора, суд исходит из того, что при постановке на учет Х.И.В. были соблюдены все правила оформления документов, а отказ в перерегистрации произошел по независящим от него обстоятельствам, в связи со смертью члена семьи, что, по мнению суда, не может служить основанием для отказа в перерегистрации для подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Доводы ответной стороны о том, что дело подлежало рассмотрению в порядке искового производства, по мнению суда, не состоятельны на основании нижеследующего. Так, согласно статьям 126, 127 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дают разъяснения по вопросам судебной практики. В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», правильное определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что изменение совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена семьи заявителя произошло по независящим от него обстоятельствам, учитывая, что был осуществлен предварительный выбор квартиры, основная стоимость которой уже выплачена, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь статьями 12, 56, 60, 194-198, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Заявление Х.И.В. удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» осуществить перерегистрацию и восстановить Х.И.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Приволжского районного суда г. Казани: Л.Ф. Валиева