о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



<данные изъяты>                                                               Дело № 2-2874/11     Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2011 года             город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф. Валиева,

при секретаре Д.В. Багрове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.А.К. к Муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,

     У С Т А Н О В И Л :

М.А.К. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований истица указывает, что в октябре 2010 года она подала все необходимые документы в отдел жилищной политики Администрации Вахитовского района города Казани для включения в состав участников программы по улучшению жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республики Татарстан. Однако, распоряжением р от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ, поскольку ею были совершены действия, связанные с ухудшением жилищных условий, а именно: в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, были зарегистрированы ее супруг и дочь, которые ранее были зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, собственником которой является мать супруга- М.И.Г. Ранее совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи приходился -23,66 кв.м., на момент обращения- 16,65 кв.м. Данный отказ истица считает незаконным, поскольку с момента заключения брака, она со своим супругом и ребенком постоянно проживают в <адрес>, совместно со своей бабушкой. Актом ООО «УК Вахитовского района» о проверке жилищных условий <адрес> установлено, что супруг истицы проживает в указанной квартире с 2004 года, то есть с момента регистрации брака, а ребенок истицы - с рождения. Кроме того, согласно выписок из амбулаторных карт супруга и дочери истицы, следует, что они наблюдаются в поликлиниках по месту жительства, а именно в <адрес>. Как указывает истица, никаких намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, направленных на достижение цели в виде постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ни она, ни ее супруг не совершали. В связи с указанным, истица просит суд признать незаконным отказ МУ Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать ответчика принять ее с ее семьей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

         В судебное заседание истица не явилась, направила заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика - МУ Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Г.Л.Т., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действующая также по доверенности /ИК от ДД.ММ.ГГГГ от имени Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, иск не признала.

Третье лицо - М.И.Г., действующий в интересах несовершеннолетней дочери М.Э.И., полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.

      Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утвержден порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 675 (далее - подпрограмма), а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 638.

В силу п. 6 указанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о заключении брака, серия I-КБ , следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между М.И.Г. и С.А.К. После заключения брака супруге присвоена фамилия - М.А.К. (л.д.28).

ДД.ММ.ГГГГ родилась М.Э.И., что подтверждается свидетельством о рождении серии I-КБ (л.д.29).

Из письменных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ М.А.К. для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке подано заявление в Администрацию Вахитовского района ИК МО города Казани.

Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Вахитовского <адрес> Исполнительного комитета <адрес> «О внесении изменений и постановке семей на учет для улучшения жилищных условий в системе социальной ипотеке» р от ДД.ММ.ГГГГ М.А.К. с семьей в составе 3-х человек отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке РТ, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с ухудшением жилищных условий, а именно с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, общая площадь 41,95 кв.м. (всего 4 человека, заявитель является собственником). Супруг и дочь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по адресу: <адрес>, общая площадь 47,30 кв.м. (всего 2 человека). Собственником данной площади является его мать - М.Р.Н. У супруга имеется в собственности 1/3 доли от общей площади 55,50 кв.м. по адресу: РТ, <адрес> Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на 1 члена семьи -16,65 кв.м. (было -23,66 кв.м.).

На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

       Согласно выписки из домовой книги по адресу: <адрес> по состоянию на 2004 год в данной квартире были зарегистрированы: М.А.К. и М.С.С.

До постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий М.И.Г., супруг истицы, был зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, где помимо него была зарегистрирована его мать - М.Р.Н., которая является собственником данной квартиры.

До постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, М.И.Г. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ приобрел право общей долевой собственности на жилой дом по адресу: РТ, <адрес>, доля в праве 1/3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АЕ от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в <адрес> зарегистрированы: истица, ее бабушка с ДД.ММ.ГГГГ, ее супруг М.И.Г. - с ДД.ММ.ГГГГ, а также дочь - с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, истица с семьей в настоящее время имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как следует из пояснений представителя ответчика, истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с регистрацией супруга истицы и ее дочери по адресу: <адрес>, которые до постановки на учет были зарегистрированы по адресу: <адрес>, ул. Х Такташ, <адрес>. По мнению ответчика, данное обстоятельство свидетельствует об умышленных действиях истца с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Вместе с тем, суд принимает во внимание позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Также, статья 31 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии с Правилами регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , место жительства, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрацию

Вместе с тем, в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов <адрес> и <адрес> и <адрес>, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы.

По мнению суда, следует учитывать, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Данная позиция отражена в определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.М. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Таким образом, судом установлено, что истица и ее супруг с момента заключения брака, то есть с 2004 года, проживали в <адрес>, в ней родилась дочь М.Э.И.

М.И.Г. и М.Э.И. были зарегистрированы по вышеуказанному адресу ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных медицинских документов следует, что супруг истицы М.И.Г. состоит на учете в МУЗ «Городская поликлиника » с 2005 года по настоящее время, по месту жительства, а именно по адресу: <адрес>.

Дочь истицы - М.Э.И., с рождения наблюдается у педиатра в детской поликлинике по настоящее время по месту жительства по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах предыдущая регистрация супруга и дочери истицы по адресу: <адрес>, не могла ограничить их в правах на проживание одной семьей в одной квартире с истицей. По мнению суда, регистрация М.И.Г. и М.Э.И. в квартире истицы не может расцениваться как намеренное действие истца по ухудшению своих жилищных условий.

Поскольку умышленных действий истицы с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено, то распоряжение Главы Администрации Вахитовского района Исполнительного комитета ИК МО города Казани р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе М.А.К. с семьей в составе 3-х человек в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нельзя признать законным, доказательств умысла и намерения в действиях истца ухудшить свои жилищные условия ответчиком суду не представлено.

С учетом изложенного суд находит исковые требования М.А.К. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194 - 198, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования М.А.К. к Муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы Администрации Вахитовского района Исполнительного комитета г. Казани р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан М.А.К. с семьей в составе 3 человек.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий М.А.К. с семьей в составе 3 человек (в том числе, супруг и дочь) с ДД.ММ.ГГГГ.

          Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

          

          Судья Приволжского районного суда

          г. Казани:                                                                           Л.Ф. Валиева