ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Приволжский районный суд <адрес> Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф. Валиевой, при секретаре Д.В. Багрове, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.Г.А. к Муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л : А.Г.А. обратился в суд с иском к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в постановке на учет в качестве нуждающегося, в обоснование своего отказа указав, что истец проживает в частном доме общей площадью 61,8 кв.м., жилой - 52,0 кв.м. по адресу: <адрес>. Всего на указанной площади зарегистрировано 4 человека. Уровень обеспеченности общей площади жилого помещения на одного члена семьи составляет 15,45 кв.м., что превышает учетную норму, установленную решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в размере не более 12 кв.м. Истец указывает, что данный отказ нарушает его законные права и интересы. Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Истец просит признать отказ Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> и обязать его поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ходе судебного разбирательства в качестве надлежащего ответчика привлечено Муниципальное учреждение «Администрация Вахитовского и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>». Истец увеличил исковые требования и просит признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем; признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ему меры социальной поддержки по обеспечению жильем; обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; взыскать с ответчика расходы на представителя в размере 15500,00 рублей. В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержали. Представитель ответчика иск не признал. Третье лицо - Т.Г.Г., действующая также в интересах несовершеннолетнего Т.Е.М., полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Третье лицо - А.Г.А. в судебное заседание не явился, извещен. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; В силу статьи 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:… 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;… В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Согласно удостоверению серии ВВ № А.Г.А., 1921 года рождения, является ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах», является инвалидом второй группы (л.д. 5, 17, 28). Как следует из письменных материалов дела, в частности, военного билета серии НП №, А.Г.А. участвовал в боях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Великой отечественной войне, награжден многочисленными медалями, в частности, медалью «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» (л.д. 35, 36). Установлено, что А.Г.А. обратился в МУ «Администрация <адрес> ИК МО <адрес>» для принятия его на учет для улучшения жилищных условий, согласно Федеральному закону «О ветеранах». Однако, им был получен отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на том основании, что он, проживая в частном доме, общей площадью 61,8 кв. м., жилой - 52,00 кв.м., по адресу: <адрес>, где зарегистрировано 4 человека, имеет уровень обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи - 15,45 кв.м, что превышает указанную учетную норму (л.д. 26, 27). Судом установлено, что с 2007 года собственником жилого дома по адресу: <адрес>, является Т.Г.Г., третье лицо по настоящему делу (л.д. 66). Из выписки из домовой книги усматривается, что по указанному адресу зарегистрированы: истец - А.Г.А., с ДД.ММ.ГГГГ, его сын -А.А.Г., с ДД.ММ.ГГГГ; дочь - Т.Г.Г., с ДД.ММ.ГГГГ и внук - Т.Е.М., с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65). Установлено, что А.Г.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем не получал, объектов недвижимого имущества на праве собственности за ним не зарегистрировано. Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Учитывая особенности настоящего дела, принимая во внимание Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», проведя анализ вышеназванных норм жилищного законодательства, суд приходит к выводу, что превышение учетной нормы размера площади жилого помещения - 12,0 кв.м., на 3,45 м., является незначительным, в связи с чем, не может служить основанием для отказа в принятии А.Г.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, по мнению суда, подлежат отклонению требования истца о взыскании с ответчика расходов на представителя в размере 15500,00 рублей, поскольку истцом, в нарушение требований статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено допустимых и относимых доказательств понесенных расходов. Руководствуясь статьями 12, 56, 60, 194 - 198, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования А.Г.А. к Муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Признать за А.Г.А. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Признать незаконным отказ Муниципального учреждения «Администрация Приволжского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в принятии А.Г.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» принять А.Г.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В части взыскания расходов на представителя в иске отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Приволжского районного суда г. Казани Л.Ф. Валиева