К<данные изъяты> дело № 2-4288/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2011 года город Казань Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф.Валиевой, при секретаре Д.В.Багрове, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Приволжского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Садоводческому некоммерческому товариществу «Залив» о признании незаконной деятельности и понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Приволжского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Залив» о признании незаконной деятельности и понуждении к совершению действий. Свои требования прокурор мотивирует тем, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан в результате проведенных обследований установлено, что на территории используемой СНТ «Залив», в нарушение действующего законодательства, допущен ряд нарушений, в частности, не оборудована площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, мусорные контейнеры без крышек, отсутствует проект и санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО подземного водозабора на хозяйственно-питьевые нужды, не организован 1 пояс ЗСО водозабора на хозяйственные питьевые нужды, не организованы дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозабора, отсутствует программа производственного контроля и не организован производственный контроль за качеством питьевой воды. Сотрудникам Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан не были представлены данные медицинского осмотра и гигиенического обучения сотрудников, обслуживающих водозаборные сооружения. Как указывает истец, ненадлежащее состояние водоснабжения в СНТ «Залив» является нарушением прав неопределенного круга лиц, потребляющих воду, находясь на территории товарищества. Прокурор Приволжского районам г. Казани просит суд признать незаконным бездействие СНТ «Залив», не исполнившего требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан; обязать СНТ «Залив» исполнить требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, а именно: организовать зоны санитарной охраны подземного водозабора (артскважин и водонапорной башни); представить в Управление Роспотребнадзора по РТ акт очистки, промывки и дезинфекции трубопроводов и сооружений подземного водозабора с проведением 2-х кратного лабораторного контроля по микробиологическим санитарно-химическим показателям; разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за качеством питьевой воды; организовать бетонированную дорожку к павильону резервной скважины; разработать проект санитарной охраны подземного водозабора и представить экспертное заключение для получения санитарно-эпидемиологического заключения; представить экспертное заключение на использование подземного водозабора (скважины) на хозяйственно-питьевые нужды для получения санитарно-эпидемиологического заключения; представить данные предварительного медицинского осмотра на сотрудников, обслуживающих водозаборные сооружения; представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан данные гигиенического обучения на сотрудников, обслуживающих водозаборные сооружения. В ходе судебного заседания представитель прокурора Приволжского района города Казани - помощник прокурора З.Э.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Представители ответчика - СНТ «Залив» - председатель правления Г.И.М., С.В.И., действующий по устной доверенности, исковые требования не признали, мотивируя тем, что водозабор используется для получения воды для технических целей, только для полива, вода для питья не используется. Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Республике Г.Е.В., действующая по доверенности, полагает, что требования прокурора законные и подлежат удовлетворению. Суд, выслушав участников судебного разбирательства, специалиста - эксперта Управления Роспотребнадзора по <адрес> Х.Ф.Ф., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников. Согласно статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. 2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. 3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. 4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В соответствии со статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредностидля человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. В силу статьи 39 вышеназванного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе: осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; выступать истцом и ответчиком в суде; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации правомочия. Судом установлено, что ответчик - Садоводческое некоммерческое товарищество «Залив» является юридическим лицом, поставлено на учет в налоговом органе, действует на основании Устава. Как следует из письменных материалов дела, а также установлено в ходе судебного разбирательства, Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан неоднократно проводились проверки СНТ «Залив» на соблюдение юридическим лицом санитарного законодательства. В ходе проверок были выявлены нарушения, юридическое лицо привлекалось к административной ответственности. Кроме того, в соответствии с Распоряжением органа государственного контроля - Управления Роспотребнадзора по РТ от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка СНТ «Залив» в целях осуществления надзора, контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка (л.д. 13, 14). В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований, что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 16). В связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, установлением причин и условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание по устранению выявленных нарушений (л.д. 18 - 20). Как пояснил в судебном заседании представитель истца, требования предписания не устранены до настоящего времени. Так, не представлен акт очистки, промывки и дезинфекции трубопроводов и сооружений подземного водозабора с проведением 2-х кратного лабораторного контроля по микробиологическим санитарно-химическим показателям; не разработана программа производственного контроля и не организован производственный контроль за качеством питьевой воды; не организована бетонированная дорожка к павильону резервной скважины; не разработан проект санитарной охраны подземного водозабора и не представлено экспертное заключение для получения санитарно-эпидемиологического заключения; не представлено экспертное заключение на использование подземного водозабора (скважины) на хозяйственно-питьевые нужды для получения санитарно-эпидемиологического заключения; не представлены данные предварительного медицинского осмотра на сотрудников, обслуживающих водозаборные сооружения; не представлены данные гигиенического обучения на сотрудников, обслуживающих водозаборные сооружения. Данные обстоятельства подтвердили и представители третьего лица - Управления Роспотребнадзора по РТ, что не отрицалось и ответной стороной. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. По мнению суда, правила статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о бремени представления доказательств должны применяться в полном объеме и при разрешении данного дела, в силу чего, ответчик должен представить суду допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие отсутствие вышеуказанных нарушений и исполнение предписания. Однако, таких доказательств суду не представлено. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что факт не устранения ответчиком нарушений в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения и неисполнения им предписания органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 60, 194 - 199, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Приволжского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Садоводческому некоммерческому товариществу «Залив» о признании незаконной деятельности и понуждении к совершению действий удовлетворить. Признать незаконным бездействие Садоводческого некоммерческого товарищества «Залив» в связи с неисполнением требований предписания Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество «Залив» исполнить требования предписания, выданного Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, а именно: организовать зоны санитарной охраны подземного водозабора (артскважин и водонапорной башни); представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан акт очистки, промывки и дезинфекции трубопроводов и сооружений подземного водозабора с проведением 2-х кратного лабораторного контроля по микробиологическим санитарно-химическим показателям; разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за качеством питьевой воды; организовать бетонированную дорожку к павильону резервной скважины; разработать проект санитарной охраны подземного водозабора и представить экспертное заключение для получения санитарно-эпидемиологического заключения; представить экспертное заключение на использование подземного водозабора (скважины) на хозяйственно-питьевые нужды для получения санитарно-эпидемиологического заключения; представить данные предварительного медицинского осмотра на сотрудников, обслуживающих водозаборные сооружения; представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан данные гигиенического обучения на сотрудников, обслуживающих водозаборные сооружения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательно форме, через Приволжский районный суд города Казани. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Приволжского районного суда г. Казани Л.Ф. Валиева