2-7012/2011



Дело № 2-7012/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань                   8 декабря 2011 года

Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бисерова А.Ф.,

при секретаре Гарифовой И.А.,

с участием представителя истца по доверенности - Шверко Е.А.,

представителя ответчиков по доверенности - Зейнутдинова М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мингалиева Ф.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности,

УСТАНОВИЛ:

Мингалиев Ф.Н. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее по тексту Исполком г. Казани), Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее по тексту Администрация Вахитовского и Приволжского районов), в вышеизложенной формулировке, указывая, что в 1974 году приобрел земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. С 2001 года в указанном доме зарегистрированы и проживают истец и его семья. Поскольку дом уже был непригоден для жилья, истец в 2007 году за свой счет и своими силами отреставрировал указанный дом.

Указывая на то, что добросовестно и открыто владеет указанным земельным участком и жилым домом более 30-ти лет, и ссылаясь на положения ст. 234 Гражданского кодекса РФ, истец просит признать за ним право собственности на указанные объекты недвижимости в силу приобретательной давности.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Шверко Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Исполкома г. Казани, Администрация Вахитовского и Приволжского районов по доверенности Зейнутдинов М.Н. иску возражал и просил отказать в его удовлетворении.

Третьи лица Мингалиева Т.И., Мингалиева А.Ф., Мингалиева А.Ф. надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении не заявляли, о рассмотрении дела без их участия не просили, уважительности причин отсутствия суду не представили.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным провести рассмотрение в отсутствие третьих лиц, против чего не возражают явившиеся участники процесса.

Заслушав доводы явившихся участников процесса, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ), лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Судом установлено, что согласно домовой книги в <адрес> зарегистрированы и проживают: Мингалиев Ф.Н., Мингалиева Т.И., Мингалиева А.Ф., Мингалиева А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании справки Приволжского бюро техинвентаризации от 26.10.1998 года, Мингалиеву Ф.Н. принадлежит домовладение по <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., самовольно построен в 1974 году (л.д.34).

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м., относится к землям поселений, с разрешенным использованием индивидуальный дом, и не содержит сведений о правах и правообладателях.

Данное обстоятельство не оспаривается представителем истца, которая в судебном заседании подтвердила отсутствие правоустанавливающих документов на землю.

В соответствии с техническим паспортом домовладения на жилой <адрес>, составленным РГУП БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ по состоянию на 22.03.2006 года, инвентарный номер , домовладение принадлежащее Мингалиеву Ф.Н. является самовольной застройкой и состоит из : жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., пристроя <данные изъяты> кв.м., сеней <данные изъяты> кв.м., недостроенного дома, бани площадью <данные изъяты> кв.м. и сарая площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.15)

По техническому паспорту домовладения на жилой <адрес>, составленному РГУП БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ по состоянию на 21.06.2007 года, инвентарный номер , кадастровый номер , дом 2007 года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. принадлежит Мингалиеву Ф.Н. является самовольной застройкой (л.д.26).

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.11.1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» действие статьи 234 ГК РФ (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой. Институт приобретательной давности был введен п. 3 ст. 7 Закона «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г., введенного в действие с 01.07.1990 г. (в ред. от 24.06.1992 года, изм. от 1.07.1994 года)

Возможность обращения с иском о признании права собственности предоставлена статьями 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

Как разъяснено в п. 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Вместе с этим, основания возникновения прав на земельные участки могут быть установлены только федеральными законами.

Исковые требования о признании права собственности на земельный участок истец обосновывает тем, что он является собственником домовладения по <адрес>, жилого дома и хозяйственных построек расположеных на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., которым Мингалиев Ф.Н. владеет с 1974 года, с 1980 года платит налоги, добросовестно и открыто владеет участком и строениями.

Между тем, земельные участки приобрели статус недвижимого имущества с принятием 31 мая 1991 г. Основ Гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 4 которых прямо относит земельные участки к объектам недвижимости.

Согласно Конституции СССР от 07.10.1977 года и Основам законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.1990 г. единственным собственником земли выступало государство. Передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц стала возможна лишь с 01.01.1991 г. с принятием Закона РСФСР от 27.12.1990 г. N 461-1 «Об изменениях Закона РСФСР «О земельной реформе» в связи с принятием постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Таким образом, до 01.01.1991 г. единственным собственником земли выступало государство.

В соответствии со ст. 25 ныне действующего Земельного Кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В отношении земельных участков наиболее распространенными основаниями следует признать акты государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии с которыми осуществляется предоставление земельных участков (ст.28-29 ЗК РФ), а также договоры и иные сделки - активные действия субъектов гражданского права (ст. 22,37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, ст. 274 ГК РФ, ст. 59 ЗК РФ).

В силу ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Гражданским законодательством определены основания приобретения права собственности: возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (ст. 219 ГК), переработку (ст. 220 ГК), обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК), самовольную постройку (ст. 222 ГК), а также приобретение права собственности на движимые и недвижимые бесхозяйные вещи (ст. 234 ГК - приобретательная давность).

Из всех перечисленных оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.

Однако применение приобретательной давности в отношении земельных участков возможна только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий. Что же касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозным имуществом, ибо все иные земли в РФ являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.

Между тем, истцом не представлено доказательств того, что спорный земельный участок, на котором расположен жилой <адрес>, ранее находился в частной собственности, которым истец владеет при соблюдении предусмотренных ст. 234 ГК РФ условий.

С учетом изложенных обстоятельств и положений материального права заявленные требования истца о приобретении права собственности на спорный земельный участок кадастровый номер расположенный по адресу <адрес> силу приобретательной давности удовлетворению не подлежит. В этой связи сам факт уплаты земельного налога не может повлечь за собой признание права собственности на этот земельный участок по указанным основаниям.

Вместе с этим, как уже было установлено судом, жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> является самовольной постройкой. Доказательств обратного, суду не представлено.

Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не признается ее собственником. В связи с этим самовольная постройка не может являться объектом гражданского оборота, так как правомочие по распоряжению вещью вправе осуществлять только ее собственник.

В связи с чем, лишь признание права собственности лица на самовольную постройку, позволяет включить данный объект недвижимости в гражданский оборот. А потому к самовольной постройке не применимы положения ст. 234 ГК РФ.

При данных обстоятельствах, требование истца о признании за ним права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> по указанным им основаниям удовлетворению не подлежит.

     Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Мингалиева Ф.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному учреждению Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани о признании права собственности на жилой дом кадастровый номер , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. и земельный участок, кадастровый номер расположенные по адресу: <адрес> силу приобретательной давности отказать.

         Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани.

Мотивированное решение изготовлено

12.12.2011 года

Судья                               А.Ф. Бисеров

Решение вступило в законную силу 23.12.2011 года.