27 октября 2011 года город Казань Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф. Валиевой, при секретаре Д.В. Багрове, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению И.Р.А. к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, У С Т А Н О В И Л: И.Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В обоснование требований указывает, что осенью 2010 года он обратился с заявлением к ответчику о постановке его семьи в составе трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Однако, распоряжением Главы Администрации Приволжского района города Казани ИК МО города Казани № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. Как указывает истец, данное распоряжение получено им ДД.ММ.ГГГГ. Считает данное распоряжение незаконным, поскольку оно не содержит оснований для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также ссылку на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец просит суд признать распоряжение Главы Администрации Приволжского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ему и его семье в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки не соответствующим закону и отменить его, обязав Администрацию Приволжского района ИК МО города Казани повторно рассмотреть его заявление. В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил, просил суд признать не соответствующим закону распоряжение Главы МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ему и его семье в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и отменить данное распоряжение. Обязать МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани» поставить его и его семью на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В ходе судебного разбирательства произведена замена ненадлежащего ответчика - Муниципальное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» на надлежащего ответчика - Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани». В судебном заседании истец И.Р.А. и его представитель - З.С.Р. исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика - Г.Л.Т., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, извещена, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать. Третье лицо - И.В.Х., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери И.Х.Р., в судебное заседание не явилась, извещена. Согласно пункту 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд считает, что неявка лиц, извещенных в установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе о реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела на основе принципа состязательности и равноправия сторон, установленного статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению суда, право лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в процессе, законодательно закрепленное в пункте 1 статьи 157 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, определяется по собственному усмотрению этих лиц: своей волей и в своем интересе. С учетом мнения участников судебного заседания, не затягивая рассмотрение дела по существу, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика, третьего лица, по имеющимся в деле письменным доказательствам. Выслушав пояснения истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:… 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов. Данные принципы государственной поддержки развития жилищного строительства заложены в Законе Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ЗРТ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (принят Государственным Советом Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ). Согласно статье 11 вышеназванного Закона основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами: 1) правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;… Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 190 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан. Настоящие Правила и порядок определяют правила и порядок обращения граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке). Норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи. Заявитель - житель Республики Татарстан, зарегистрированный по постоянному месту жительства, подающий заявление от имени семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, членом которой он является (либо от своего имени, если не состоит в браке), с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в порядке, установленном Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан". Члены семьи собственника жилого помещения - проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его дети, родители и супруг. В соответствии с пунктом 3 Правил, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Пункт 6 Правил предусматривает, что прием заявлений от Заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется: по месту жительства - в органах местного самоуправления;… Специализированная организация (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан) принимает от органов местного самоуправления списки семей (а также Заявителей, не состоящих в браке), нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:… Установлено, что И.Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. Совместно с ним в данном жилом доме зарегистрированы: И.В.Х., И.Х.Р., С.Р.М., С.И.М., С.Н.И., С.И.И., Х.Г.З., Х.Г., что подтверждается выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту РГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> имеет общую площадь 70,1 кв.м., в том числе жилую - 50,3 кв.м. В судебном заседании установлено, что истец И.Р.А. и третье лицо И.В.Х. являются супругами, имеют несовершеннолетнюю дочь - И.Х.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии II-КБ № (л.д.19). Из справки РГУП БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным РГУП БТИ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за И.Р.А., И.В.Х. объектов недвижимого имущества на праве собственности по РТ не зарегистрировано (л.д. 11). Согласно уведомлений Управления Росреестра по РТ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ у И.Р.А., И.В.Х., И.Х.Р. отсутствуют зарегистрированные права на недвижимое имущество. Вместе с тем, из свидетельства о государственной регистрации права, серии <адрес>, усматривается, что Г.В.Х., третье лицо по настоящему делу, являлась собственником 1/7 доли в праве на жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>. Данная 1/7 доля в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подарена И. (Галимовой) В.Х. своей матери - Г.Ф.Г., что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31). Установлено, что И.Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес>В по <адрес> РТ. Вместе с ним в данной квартире были зарегистрированы: Я.Ф.Г., Я.А.Т., Я.С.Ф. (л.д. 32). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ И.Р.А. был зарегистрирован в <адрес> р.<адрес> РТ, где также были зарегистрированы его родители: ФИО22 и И.А.Д. (л.д.33). В ходе судебного разбирательства установлено, что И.Р.А. в июле 2009 года принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки <адрес> (номер учетного дела: №). Как следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между СНО - НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» и И.Р.А. заключен договор социальной ипотеки № (л.д.46-48). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ И.Р.А. обратился в Администрацию Приволжского района ИК МО города Казани с заявлением о постановке его с семьей в составе трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеки. Из выписки из распоряжения Главы Администрации Приволжского района ИК МО города Казани № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что И.Р.А. (с семьей из трех человек, в том числе супруга и дочь), зарегистрированного на общей площади 70,10 кв.м. <адрес>, отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. При этом указано, что И.Р.А. зарегистрирован на общей площади 70,10 кв.м. <адрес> на указанной площади зарегистрированы девять человек, при этом совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена в семье составляет 7,78 кв.м. По указанному адресу И.Р.А. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, супруга - с ДД.ММ.ГГГГ, дочь - с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее И.Р.А. был зарегистрирован на общей площади 28,90 кв.м. <адрес>В по <адрес> РТ. Всего на указанной площади на момент выписки было зарегистрировано 4 человека. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ И.Р.А. был зарегистрирован на общей площади 104,60 кв.м. <адрес> р.<адрес> РТ, где проживали три человека. Супруга И.В.Х. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована на общей площади 180,00 кв.м. <адрес> РТ, где ей на праве собственности принадлежала 1/7 доли, которую она ДД.ММ.ГГГГ подарила матери. Всего на указанной площади были зарегистрированы пять человек. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена в семье на момент выписки И.В.Х. составлял 25,71 кв.м. (л.д. 7 - 8). Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца о признании распоряжения МУ Администрации Приволжского района ИК МО г.Казани об отказе в постановке на учет в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки не имеется, поскольку установлено, что зарегистрировавшись в <адрес>, И.Р.А. и его семья намеренно совершили действия, в результате которых общая площадь жилого помещения на каждого члена семьи стала составлять 7,78 кв.м. и истец с семьей могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Таким образом, Администрация Приволжского района ИК МО г.Казани правомерно отказала истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доводы истца о том, что он и его семья вынужденно переехали из города Альметьевска в город Казань, в связи с тем, что матери супруги был необходим уход, поскольку она является инвалидом, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку независимо от мотивов их регистрации они своими действиями ухудшили свои жилищные условия. Соответственно, с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий И.Р.А. вправе обратиться не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявление И.Р.А. является необоснованным и подлежит отклонению. Р Е Ш И Л: Исковые требования И.Р.А. к муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Приволжского районного суда города Казани Л.Ф.Валиева