о признании отказа в постановлке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным



<данные изъяты>                                                       Дело № 2-4579/11     Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2011 года       город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф. Валиевой,

при секретаре Д.В. Багрове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Н.С. к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

     У С Т А Н О В И Л :

К.Н.С. обратилась в суд с иском к ответчику о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что она является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой ветерана Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. Указывает, что прописана и проживает по адресу: <адрес>, в двухкомнатной квартире, жилой площадью 41,0 кв.м. В квартире проживают четыре человека: она, ее сын - К.В.К., ее внук - К.И.В. и жена внука - К.Л.М. Своего жилья у нее нет. Данная квартира на праве собственности принадлежит ее сыну - К.В.К. Как указывает истица, одну комнату в квартире занимает внук с женой, другую - она с сыном. В квартире нет реальной возможности раздельного проживания лиц разного пола. Указывает, что в 2005 году подарила указанную квартиру сыну - К.В.К., который имел долю в квартире, расположенной в <адрес>. Считает отказ в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на том основании, что сын имел долю в другой квартире, незаконным. Просит суд признать незаконным отказ Администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани ИК МО г. Казани в постановке ее на учет как ветерана Великой Отечественной войны в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать за ней право на постановку на учет как ветерана Великой Отечественной войны в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани поставить ее на учет как ветерана Великой Отечественной войны в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.      

В ходе судебного разбирательства в качестве надлежащего ответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани».

В судебном заседании представитель истицы - К.В.К., третье лицо по настоящему делу, действующий по доверенности, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - Г.Л.Т., действующая по доверенности, иск не признала.

Третьи лица - К.И.В., К.Л.М. полагают, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;…

Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:… обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;…

В силу статьи 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:…

2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;…

В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом установлено, что К.Н.С., 1917 года рождения, является ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах», является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы (л.д. 8, 9, 11).

Как следует из письменных материалов дела, в частности, справки, выданной начальником отдела военного комиссариата РТ по Приволжскому и Вахитовскому районам г. Казани, К.Н.С. проходила службу в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из них в составе 169 ППО 7 Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). К.Н.С. награждена многочисленными медалями, памятными знаками.

Установлено, что К.Н.С. обратилась в МУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» для принятия ее на учет для улучшения жилищных условий, согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Однако, ею был получен отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на том основании, что она, проживая в квартире, общей площадью 41,0 кв. м., по адресу: <адрес>, <адрес>, совершила действие в результате которого она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Всего на данной площади зарегистрированы четыре человека, в связи с чем, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 12,00 кв.м. До регистрации К.В.К. (ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ) обеспеченность общей площадью помещения на одного члена семьи была более учетной нормы. Вышеуказанные изменения состава семьи произошли после принятия соответствующих изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №327-ФЗ (Распоряжение Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ, протокол жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ ) (л.д. 68).

Вместе с тем, судом установлено, что собственником двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, является К.В.К., сын истицы, третье лицо по настоящему делу. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 113).

Из выписки из домовой книги усматривается, что по указанному адресу зарегистрированы: истица - К.Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ, ее сын - К.В.К. с ДД.ММ.ГГГГ - временная регистрация, с ДД.ММ.ГГГГ - постоянная; внук - К.И.В. с ДД.ММ.ГГГГ, и жена внука - К.Л.М. - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 24).

Как следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ К.В.К. и К.И.В. на основании договоров дарения долей в праве общей долевой собственности на квартиру подарили каждый по 1/4 своей доли в <адрес> г. К.М.Х., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 117 - 119).

Вышеуказанные обстоятельства также нашли свое подтверждение в решении Вахитовского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ и кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65, 66, 147).

Рассмотрев спор по имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к мнению об удовлетворении заявленных требований.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что К.Н.С., являясь ветераном Великой Отечественной войны, вдовой ветерана Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, мер социальной поддержки по обеспечению жильем не получала, объектов недвижимого имущества на праве собственности за ней не зарегистрировано, договор дарения квартиры ею был оформлен в 2005 году.

Судом установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, истица, ее внук с женой постоянно проживают с 2004 года, что подтверждается сведениями о регистрации, копиями трудовых книжек К.И.В. и К.Л.М., заявлением К.И.В. о регистрации его по месту жительства (л.д. 14, 166 - 173).

К.В.К., третье лицо, в обоснование своих доводов о том, что, начиная уже с 2004 года, он постоянно проживает по указанному адресу с престарелой матерью, которая нуждается в постоянном уходе, а также с сыном и снохой, представил, в частности, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность, выданную ДД.ММ.ГГГГ на его имя К.Н.С., медицинские справки о прохождении им лечения в медицинских учреждениях <адрес>, договор управления с собственником помещения многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, заявление на имя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86 - 91, 162 - 173).

Факт проживания К.В.К. с 2004 года по адресу: <адрес>, также подтвердили К.И.В. и К.Л.М., третьи лица по настоящему делу.

С учетом вышеизложенного, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт дарения долей третьими лицами не может расцениваться как намеренные действия по ухудшению жилищных условий истицы и эти действия нельзя признать умышленными и направленными на создание искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку семья истицы уже с 2005 года проживала в квартире, общей площадью 41,0 кв.м., по адресу: <адрес>, в составе четырех человек.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

По мнению суда, правила статей 56, 60 ГПК РФ о бремени представления доказательств должны применяться в полном объеме и при разрешении данного дела, в силу чего, ответчик должен представить суду допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие, что действия истицы носили умышленный характер и были направлены на создание искусственного ухудшения жилищных условий.

Однако, таких доказательств суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 12, 56, 60, 194 - 198, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования К.Н.С. к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать за Кочетковой Ниной Степановной право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Признать незаконным отказ Муниципального учреждения «Администрация Приволжского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в принятии К.Н.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» принять К.Н.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Приволжского районного суда

г. Казани        Л.Ф. Валиева