28 октября 2011 года Приволжский районный суд г. Казани РТ в составе: председательствующего судьи Малковой Я.В., при секретаре Власовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джафаровой Л.В. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» о признании права собственности на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Джафарова Л.В. обратилась в суд с иском кИсполнительному комитету муниципального образования <адрес>, МУ «Администрация Вахитовского и <адрес>ов ИКМО <адрес>» о признании за ней права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> на территории Салмачинского сельского Совета. В обоснование иска указано, что решением Салмачинского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный участок был выделен истице. В настоящее время у истицы возникла необходимость в оформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №. При обращении в Управление Росреестра по РТ для оформления данного участка, истицей было получено сообщение об отказе в связи с тем, что невозможно идентифицировать объект, а в архивном отделе Исполкома Пестречинского муниципального района РТ отсутствуют решения Салмачинского сельского Совета народных депутатов <адрес> РТ о выделении земельных участков за 1992 год. В судебном заседании представитель истицы исковые требования поддержал. Представитель ответчиков МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» иск не признал. Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен. Представители третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра, ФБУ «Кадастровая палата по РТ» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». На основании п. 9 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) одним из оснований для государственной регистрации прав являютсяакты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Согласно ч.1 ст. 25.2 этого же закона государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В силу ч.2 основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Судом установлено, что решением Салмачинского сельского Совета народных депутатов <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Л.В. был выделен земельный участок площадью 0,20 га для строительства жилого дома и выращивания сельхозпродукции на территории Салмачинского сельского Совета. Как видно из свидетельства о заключении брака серии КБ №, после заключения брака с Джафаровым Р.В., Иванова Л.В. поменяла фамилию на Джафарова. На основании межевого плана указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением земельному участку кадастрового номера 16:50:000000:992. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Согласно особых отметок кадастрового паспорта площадь земельного участка соответствует материалам межевания, уточняемая площадь 1780 +\- 15 кв.м. (л.д.8) Допрошенные в качестве свидетелей Машетко А.И. и Тюхтяев В.Г. пояснили, что истица пользуется земельным участком на территории Салмачинского сельского Совета с начала 90-х годов. Участок частично огорожен, на нем имеется будка для инструментов, истица приезжает убираться и сажать картошку. Анализ вышеизложенных доказательств в их совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что собственником спорного земельного участка является Джафарова Л.В. Отсутствие в архивах документа, идентичного по содержанию документу, удостоверяющему право истца на земельный участок, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. В данном случае обязанность по передаче в архив решения от ДД.ММ.ГГГГ лежала на самом органе, издавшем данный документ, то есть на Салмачинском сельском Совете народных депутатов. Невыполнение органом местного самоуправления своей обязанности по передаче документов на хранение в соответствующие архивы не может служить бесспорным основанием для призвания недействительными всех его решений, не переданных на хранение в архив. Джафарова Л.В. в данном случае была лишена возможности влиять на действия органа Салмачинского сельского Совета народных депутатов по передаче его актов на хранение в архив, а неисполнение должностными лицами данного органа своих обязанностей не может служить основанием для ограничения прав физического лица, в том числе по владению, пользованию и распоряжению предоставленному ему данным органом имуществом. Доказательств, свидетельствующих о том, что Салмачинским сельским Советом народных депутатов решение от ДД.ММ.ГГГГ не издавалось, суду не представлено. Нарушение норм законодательства со стороны истца также не установлено. С 1992 года, то есть с момента выделения земельного участка, Джафарова Л.В. владеет и пользуется выделенным ей земельным участком, о чем также в судебном заседании подтвердили допрошенные свидетели. Факт владения и пользования с 1992 года Джафаровой Л.В. спорным земельным участком ответной стороной не опровергнут, доказательств обратного суду не предоставлено. На основании ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Таким образом, в силу действующего законодательства на истце не лежала обязанность по регистрации своего права собственности в Управлении Росреестра по РТ. Соответственно, орган местного самоуправления, а именно Исполнительный комитет <адрес> изданием ДД.ММ.ГГГГ постановления № о признании утратившими силу постановлений, решений, распоряжений, иных актов глав администраций, советов местного самоуправления Пестречинского, Высокогорского, <адрес>ов РТ, главы Администрации <адрес>, глав администраций районов <адрес>, на основании которых гражданам и юридическим лицам предоставлены земельные участки, не оформленные в установленном порядке в соответствии с нормами земельного законодательства, ограничил права ответчика, установленные федеральным законодательством. Кроме того, как неоднократно отмечал в своих постановлениях Конституционный Суд РФ (постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) изменение ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. С учетом изложенных обстоятельств, ссылка ответчика на постановление Руководителя Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не обоснованна и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Доводы ответчика о том, что решение Салмачинского сельского Совета народных депутатов не содержит данных о расположении границ земельного участка, в связи с чем, предоставленный истцу участок следует считать предоставленным с нарушением законодательства, не основаны на законе. Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 493 была утверждена форма Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. Акт обязательно включал чертеж границ предоставленных земель и их количественную характеристику. Указом Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от ДД.ММ.ГГГГ N 1767 была установлена ускоренная процедура оформления права собственности на участок. Допускалось принятие решения органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка без составления плана участка (п. 9). Однако при отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю должен был произвести установление и оформление границ земельного участка и выдать собственнику копию чертежа границ участка. Таким образом, из анализа указанного законодательства, не следует, что решение органа местной администрации о предоставлении земельного участка без составления плана участка является недействительным. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1767 возложена обязанность на соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству по установлению и оформлению границ земельного участка и выдаче собственнику копии чертежа границ участка. Данным указом каких-либо обязанностей на истца не возлагалось, в связи с чем, оспаривать правомерность его действий оснований не имеется. Более того, возможность получения прав на земельный участок без выноса границ на местность была зафиксирована в Законе "О регистрации прав на недвижимость" - в редакции, которая действовала почти шесть лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). "В случае если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ" (абз. 2 ч. 4 ст. 18). Таким образом, отсутствие в решении Салмачинского сельского Совета народных депутатов точных границ участка, выделенного данным органом, не является основанием для того, чтобы ставить под сомнение существующее право истца на земельный участок. Исходя из изложенного суд полагает, что признание за истицей права собственности на земельный участок является единственным способом для решения спорной ситуации и не нарушит прав и законных интересов других лиц, не создаст угрозы жизни и здоровью граждан. При таких данных суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требованиях в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Признать за Джафаровой Л.В. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через данный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Судья подпись Копия верна: Судья Приволжского районного суда г. Казани Малкова Я.В.