о признании незаконным бездействия, возложении обязанности освободить земельный участок



       Дело № 2-375/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2012 года                                                                       город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф.Валиевой,

при секретаре Ю.Н.Зубковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приволжского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», о признании незаконным бездействия и возложении обязанности освободить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приволжского района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности освободить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности. В обоснование заявленных требований указано, что проведенной проверкой соблюдения действующего законодательства при использовании муниципального земельного участка, расположенного на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, вблизи <адрес> было установлено, что данный земельный участок площадью около 1080 кв.м. занят самовольно организованной автостоянкой, территория которой огорожена железобетонным забором, установлено помещение для охраны. На момент обследования установить фактического землепользователя, организатора автостоянки не представилось возможным. Данный земельный участок для организации автостоянки не предоставлялся, то есть используется самовольно. Незаконное нахождение автостоянки на муниципальном земельном участке означает неисполнение возложенных задач местной администрацией - исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани, территориальным органом которого является МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани», выполняющим управленческие функции в сфере реализации вопросов местного значения. Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, которые лишены возможности пользоваться муниципальной землей. Прокурор просил признать незаконным бездействие МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани», допустившего нахождение самовольно установленной автостоянки на муниципальном земельном участке на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, вблизи <адрес>, обязать МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» освободить муниципальный земельный участок на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, вблизи <адрес> от самовольно установленной автостоянки, демонтировав ограждение автостоянки и помещение охраны.

В судебном заседании представитель Прокурора Приволжского района города И.А.Д., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика - МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» - З.М.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал.

Представитель третьего лица - МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани» - Х.Р.Р., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями не согласился.

Представители третьих лиц: ИК МО города Казани, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по РТ, ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района г. Казани» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 3, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Согласно пункту 3 и 26 части 1 статьи 17 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Как видно из материалов дела, актом обследования земельного участка органа муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок ориентировочной площадью 1080 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, вблизи <адрес> используется неустановленными лицами под платную автостоянку. На земельном участке установлено помещение для охраны, территория автостоянки заасфальтирована, на асфальте краской обозначены месте для автомобилей. Данный участок Исполнительным комитетом г. Казани для организации автостоянки не предоставлялся, в связи с этим установлено, что земельный участок используется самовольно неустановленными лицами. Во время обследования установить фактического землепользователя, организатора автостоянки не представилось возможным.

Из письма МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля (выезд в форме обследования) выявлено, что на пересечении <адрес>, неустановленными лицами организован платная автостоянка. На земельном участке площадью 1080 кв.м. расположено помещение охраны, участок заасфальтирован, разграничены места для автомобилей.

В ответе ОП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда указано, что проведенными мероприятиями установить лиц, организовавших автостоянку на пересечении улиц <адрес> <адрес>, не удалось. Проведена беседа с охранником вышеуказанной автостоянки, который пояснил, что владельца автостоянки он не знает, работает сутки через трое на добровольной основе (л.д. 60)

Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о Муниципальном казенном учреждении «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани».

МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Положения в полномочия МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» входит принятие участия в осуществлении контроля за надлежащим использованием земель и состоянием застройки на территории районов.

Поскольку проведенным обследованием земельного участка органа муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ выявлено занятие земельного участка площадью 1080 кв.м по адресу: на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, вблизи <адрес> автостоянкой, при этом не удалось установить лиц, ее организовавших, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относитсяк вопросам местного значения городского округа, принятие участия в осуществлении контроля за надлежащим использованием земель входит в компетенцию МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани», суд полагает требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по освобождению вышеуказанного земельного участка от самовольно установленной автостоянки обоснованными и подлежащим удовлетворению.

При этом оснований для признания незаконным бездействия ответчиков суд не находит, поскольку МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» обращалось в правоохранительные органы в целях установления лиц, организовавших вышеуказанную стоянку, а МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» зарегистрировано в качестве юридического лица лишь ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 12,56,60, 194-199,321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

      Исковое заявление прокурора Приволжского района г.Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным бездействия и возложении обязанности освободить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, удовлетворить частично.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани и МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» освободить муниципальный земельный участок на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, вблизи <адрес> от самовольно установленной автостоянки, демонтировав ограждение автостоянки и помещение охраны.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани.

    

       

Судья

Приволжского районного суда г.Казани                                      Л.Ф. Валиева