о защите прав потребителей



                                                                   Дело №2- 1896/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2012 года        город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф. Валиевой,

при секретаре Ю.Н. Зубковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.В.Н. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Р.В.Н. обратился в суд с иском к ответчикам: Почтовое отделение связи 420101 и Казанский межрайонный почтамт о нарушении прав потребителей, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он в почтовом отделении оплачивал счета по коммунальным услугам. В счете по квартплате за ноябрь месяц 2011 года по некоторым услугам оплату не представил, так как эти услуги не оказывались, в связи с чем, попросил оператора Б.К.З. сделать распечатку квитанции на отдельном листе, а не в самом счете, однако, оператор сделала распечатку в счете и наложила ее на лицевой стороне счета. В результате, как указывает истец, цифры в распечатке и на счете не видны. На просьбу распечатать квитанцию на чистом листе получил отказ. Истец указывает, что записал жалобу в книге заявлений и предложений. Также указывает, что инструкции по оформлению распечаток квитанций на доске объявлений нет. Отказы в распечатке квитанций на чистом листе происходят не в первый раз. Ответа на жалобу не получил. Вышестоящая организация - Казанский межрайонный почтамт, по мнению истца, не контролирует деятельность и работу почтового отделения 420101. Р.В.Н. указывает, что после случившегося у него повысилось давление и появились боли в сердце, пришлось принимать нитроглицирин. В выписке из истории болезни неврологического отделения МКДЦ от ДД.ММ.ГГГГ в рекомендациях указано избегать психоэмоциональные перегрузки. Истец просил суд обязать почтовое отделение 420101 сделать распечатку квитанции по оплате коммунальных услуг за ноябрь месяц 2011 года на чистом листе; обязать Казанский межрайонный почтамт и почтовое отделение 420101 вывесить должностные инструкции в зале почты 420101;

оштрафовать Казанский межрайонный почтамт за бездеятельность контроля за работой почты 420101 и за отказ в письменном ответе на жалобу на почту 420101; взыскать с почтового отделения 420101 за нанесение морального ущерба 10000,00 рублей.

В ходе судебного разбирательства в качестве надлежащего ответчика привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы»; отделение почтовой связи Казань 420101 переведено в третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований.

В судебном заседании истец уточнил свои исковые требования и просил суд: обязать Управление федеральной почтовой связи сделать распечатку квитанции по коммунальным услугам за ноябрь месяц 2011 года на чистом листе; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 28800,00 рублей; также просил вынести частное определение в адрес ответчика о несоответствии занимаемой должности начальника отделения почтовой связи Казань 420101 А.Г.А. за нарушение закона «О защите прав потребителей».

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» - С.А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований - Отделения почтовой связи Казань 420101 ОСП Казанский почтамт УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явился. Третье лицо извещено надлежащим образом.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 18 "О почтовой связи" организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выдачу пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализацию ценных бумаг, инкассацию и доставку денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги), выплату наличных денежных средств с использованием пластиковых карт и иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации.

Статья 19 "О почтовой связи" предусматривает, что права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи,

В соответствии со статей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" 1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;…

Судом установлено, что ответчик - Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» является коммерческой организацией, является юридическим лицом, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, поставлено на учет в налоговом органе, действует на основании Устава, имеет филиалы (л.д. 30 - 44, 78, 79).

Управление федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» - филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», является обособленным подразделением ФГУП «Почта России» расположен вне места нахождения ФГУП «Почта России» (далее по тексту - Предприятие) и осуществляет часть его функций на территории Республики Татарстан в соответствии с Положением. Филиал осуществляет свою деятельность от имени Предприятия. Ответственность за деятельность Филиала несет Предприятие (л.д. 45 - 55).

Согласно Договору на прием платежей ПП от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГУП УПС «Татарстан почтасы» филиал Казанский межрайонный почтамт (Исполнитель) и ООО «Расчетный центр» (Заказчик), заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности по переводу денежных средств в адрес заказчика по сети почтовой связи (л.д. 27-29).

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 вышеназванного договора, исполнитель обязуется осуществлять работу по приему денежных средств от плательщика в кассах отделений почтовой связи, а также через терминалы самообслуживания и переводу денежных средств в адрес заказчика; осуществлять прием денежных средств от плательщика по платежным документам, изготовленным заказчиком; осуществлять контроль за правильностью оформления платежных документов и своевременностью оприходования денежных средств (л.д. 27).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Отделении почтовой связи Казань 420101 Р.В.Н. была осуществлена оплата коммунальных услуг за ноябрь 2011 года.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при оплате коммунальных услуг за ноябрь 2011 года Р.В.Н. выдан платежный документ - квитанция, которая была распечатана на лицевой стороне счета за ноябрь 2011 года (л.д. 8).

Исследовав в судебном заседании текст платежного документа - квитанции, выданной оператором Б.К.З. ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что реквизиты квитанции нечеткие и нечитаемые (л.д. 8).

Как пояснил в судебном заседании истец, на его просьбу предоставить надлежащим образом оформленную квитанцию, в частности, выполненную на чистом листе, от оператора был получен отказ.

О данном факте истцом было изложено в Книге заявлений и предложений, где, как пояснил Р.В.Н., он ошибочно указал дату - ДД.ММ.ГГГГ, хотя фактически конфликт произошел ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4, 5).

Исследовав характер правоотношений, возникших между сторонами, суд приходит к выводу, что они регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Статья 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу статьи 10 вышеназванного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Статья 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предусматривает, что оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно статье 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

2. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа - кассовый чек;

2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);

3) общую сумму принятых денежных средств;

4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

6) адрес места приема денежных средств;

7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

3. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 37 "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Пунктом 52 Постановления Правительства Российской Ф от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

По мнению суда, правила статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о бремени представления доказательств должны применяться в полном объеме и при разрешении данного дела.

Суд исходит из того, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что истцу как потребителю, услуга была оказана ненадлежащим образом, а именно, выдана квитанция с нарушением требований, предъявляемых к платежному документу, суд приходит к мнению, что требования истца в части обязания выдать надлежащим образом оформленный платежный документ, являются законными и обоснованными.

Также, в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к мнению, что из представленных медицинских документов нельзя сделать однозначного вывода о виновности ответной стороны в ухудшении здоровья истца (л.д. 18, 19, 69 -71).

Доказательств причинно - следственной связи между произошедшим инцидентом в отделении почтовой связи и ухудшением состояния здоровья истца суду не представлено.

Вместе с тем, принимая во внимание, что действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания в связи с нарушением его прав как потребителя, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда сумму в размере 2500,00 рублей.

В части требования о вынесении частного определения суд полагает отставить его без удовлетворения на основании нижеследующего.

Так, в силу статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

Вместе с тем, как следует из письменных материалов дела, в адрес истца ответчиком направлен ответ на его обращение, изложенное 21.12.2011 в Книге заявлений и предложений отделения почтовой связи Казань 420101.

Как следует из вышеназванного письма ответной стороны, виновному оператору сделано замечание. Для исключения претензий начальнику отделения почтовой связи дано указание по требованию клиентов выдавать отдельную квитанцию, подтверждающую оплату коммунальных услуг. За причиненное неудобство руководством Казанского межрайонного почтамта истцу принесено извинение (л.д. 26).

Суд исходит из того, что истец вправе выдвинуть требования материально - правового характера применительно к ответчику, а в соответствии со статьей 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесение частного определения в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, осуществляется на усмотрение суда, и не является обязательным условием для принятия решения суда.

На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 рублей.

Принимая во внимание вышеизложенное, рассмотрев дело по представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 12, 56, 60, 67, 194 - 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Р.В.Н. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» выдать Р.В.Н. надлежащим образом оформленную квитанцию, подтверждающую оплату им коммунальных услуг за ноябрь 2011 года.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» в пользу Р.В.Н. в счет компенсации морального вреда сумму в размере 2500,00 (две тысячи пятьсот) рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» в доход государства государственную пошлину в размере 400,00 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья Приволжского районного

суда г. Казани                                                                  Л.Ф. Валиева