2-2604/2012



копия

        дело № 2-2604/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань                       17 мая 2012 года

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Бисерова А.Ф.,

при секретаре Гарифовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гильмутдиновой Р.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе города Казани о признании незаконным решения, признания права на досрочную пенсию и возложению обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии,

                                            УСТАНОВИЛ

Гильмутдинова Р.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани» (далее по тексту УПФ РФ в Приволжском районе г. Казани) в вышеизложенной формулировке, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФ РФ в Приволжском районе г. Казани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик, по мнению истца, неправомерно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии, не включил в специальный стаж для досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы на должности заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец указывает, что за время нахождения на курсах повышения квалификации, страховые взносы в УПФР РФ оплачивались, а потому в соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона РФ 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 187 Трудового кодекса РФ периоды нахождения на курсах по повышению квалификации подлежат включению в специальный стаж. Кроме того истец указывает, что фактически по роду своей деятельности ее работа связана с осуществлением лечебной функции.

По изложенным основаниям истец просит признать незаконным решение УПФР Приволжского района г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность по включению в специальный трудовой стаж время нахождения на повышении квалификации, и период работы на должности - заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка», назначив досрочную трудовую пенсию с даты обращения в УПФР с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать оплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица без самостоятельных требований о предмете спора привлечена ОАО «Казанская ярмарка».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца и ее представителя принят отказ от иска и прекращено производство по иску в части требований Гильмутдиновой Р.Я. к УПФР в Приволжском районе города Казани в части признания незаконным решения УПФР в Приволжском районе г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ, требований по включению в специальный трудовой стаж для назначения пенсии периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Гильмутдинова Р.И. и ее представитель Шамсутдинова Л.Ш. заявленные требования с учетом уточнений подержали.

Представитель ответчика по доверенности Богородская М.Ю. иск не признала.

Представитель третьего лица по доверенности Федорова Р.Х. с иском согласилась и просила его удовлетворить.

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

В соответствии с действовавшим ранее п.п. 11 п. 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ и введенным в действие 31 декабря 2008 года подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на досрочную пенсию имеют лица лицам, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что решением УПФР в Приволжском районе г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью в виду отсутствия требуемого специального трудового стажа 30 лет на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-11).

Данным решением УПФР РФ в Приволжском районе города Казани в специальный стаж Гильмутдиновой Р.И. не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка», а также период работы на должности заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с трудовой книжкой Гильмутдиновой Р.И. от ДД.ММ.ГГГГ, истец ДД.ММ.ГГГГ по основаниям пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ уволена по собственному желанию с должности главной медсестры Медсанчасти ЗАО «КВАРТ» (л.д.17)

Согласно отметки в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ Гильмутдинова Р.И. принята на должность заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка» в соответствии с приказом -К от ДД.ММ.ГГГГ на которой работает по настоящее время (л.д.17).

В соответствии с Уставом ОАО «Казанская ярмарка» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, общество является юридическим лицом, организующим свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства.

В соответствии с п. 2.2 Устава, предметом деятельности общества, в том числе являются: …. услуги в сфере медицины, здравоохранения и физической культуры.

На основании Положения о медицинском пункте ОАО «Казанская ярмарка» пункт первой медицинской помощи предназначен для оказания первой медицинской помощи работникам ОАО «Казанская ярмарка», а также лицам, находящимся на территории выставочного комплекса, является структурным подразделением ОАО «Казанская ярмарка», который возглавляет заведующий: фельдшер или медсестра. Основными задачами медицинского пункта являются: оказание первой медицинской помощи больным и пострадавшим при несчастных случаях работникам ОАО «Казанская ярмарка» и гражданам находящимся на территории выставочного комплекса; организация первой медицинской помощи, вызов бригад скорой помощи; проведение комплекса профилактических, противоэпидемических и санитрно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости и травматизма на территории выставочного комплекса.

Согласно должностной инструкции заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка» , заведующий здравпунктом относится к категории специалистов, на данную должность назначается лицо, имеющее медицинское образование по специальности «лечебное дело», стаж работы не менее 3- х лет. В должностные обязанности включены: оказывать медицинскую помощь работникам предприятия, участникам выставочных и околовыставочных мероприятий; оказывать неотложную доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом скорой помощи; вводить лекарственные препараты, противошоковые средства больным по жизненным показателям, при невозможности своевременного прибытия скорой медицинской помощи; осуществлять контроль за прохождением работниками предприятия обязательного периодического медицинского осмотра, проводить предрейсовый медосмотр водителей; обеспечить инфекционную безопасность, также обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов; проводить санитарно-просветительскую работу.

Обстоятельства исполнения возложенных на Гильмутдинову Р.И. обязанностей подтверждены: журналом контроля работы буфета, журналом учета вакцинации против гриппа сотрудников ОАО «Казанская ярмарка», журналами учета амбулаторных больных ОАО «Казанская ярмарка», журналом контроля работы стерилизатора, журналом предрейсового осмотра водителей.

Согласно санитарно-эпидемиологического заключения № ДД.ММ.ГГГГ.000. М.00027ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, помещения здравпункта ОАО «Казанская ярмарка» соответствует требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Постановлением Правительства РФ от 29. 10. 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В данный Список включена должность, заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), в Центральной медико-санитарной части.

Таким образом, с учетом разъяснений данных в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами на трудовые пенсии», с учетом характера и специфики осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей, условий осуществляемой работы, по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности организации приходит к выводу, что работа заведующей здравпунктом относилась к среднему медицинскому персоналу и входила в перечень должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами на трудовые пенсии», по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2),35 (часть 1), 37 (части 1 и 3),39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших лечебную в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения защита от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2),39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция отражена в указанном Постановлении Пленума Верховного суда РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в специальный стаж лица дающий право на досрочное назначение пенсии по старости подлежит период работы на должности заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Как видно из представленных документов Гильмутдинова Р.И. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находясь на должности здравпунктом ОАО «Казаснкая ярмарка» истец проходила курсы повышения квалификации.

При указанных обстоятельствах, суд считает неправомерным не включение ответчиком периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж Гильмутдиновой Р.И.

В соответствии с п. 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со статьями 173-177 Трудового кодекса РФ за работником, направленным на обучение, сохраняется средняя заработная плата.

Таким, образом, исходя из названных норм права за работником, направленным на обучение сохраняется средняя заработная плата и производятся соответствующие отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ.

При этом суд учитывает, что повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием выполнения их работы.

Таким образом, период нахождения Гильмутдиновой Р.И. на курсах повышения квалификации в указанные периоды подлежит включению в страховой стаж.

Вместе с этим, иные периоды нахождения на курсах повышения квалификации указанные истцом, не указаны в решении УПФР в Приволжском районе г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ , а потому суд приходит к выводу, что они не являются предметом спора.

В силу требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения статьи 6 (ч. 2), статьи 15 (ч. 4), статьи 17 (ч 1), статей 18, 19 и статьи 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, заявленные истцом требования с учетом их уточнений подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.

Руководствуясь статьями 56, 193-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Признать за Гильмутдиновой Р. И. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельность по охране здоровья населения.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани включить в специальный стаж Гильмутдиновой Р. И. дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка», а также период работы на должности заведующей здравпунктом ОАО «Казанская ярмарка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Назначить Гильмутдиновой Р. И. досрочную трудовую пенсию по старости с учетом специального стажа, со дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.

         Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

  1. <данные изъяты>

Судья                                А.Ф. Бисеров