гражданское дело №2-3302/2012



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июля 2012 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Шипулиной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коронатовой Г.Г. к ИК МО г. Казани, Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани о признании умершей владевшей на праве собственности самовольно возведенным строением,

УСТАНОВИЛ :

Коронатова Г.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани о признании умершей владевшей на праве собственности самовольно возведенным строением, в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ года умер Никонов И.А. ДД.ММ.ГГГГ года умерла тетя истицы Никонова М.В., после смерти которой открылось наследство в виде жилого дома по ул. <адрес> г. Казани. ДД.ММ.ГГГГ года Никонова М.В. составила завещание, согласно которому завещала принадлежащий ей вышеуказанный дом Коронатовой Г.Г. Решением Советского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года установлен факт принятия Коронатовой Г.Г. наследства, открывшегося после смерти Никоновой М.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ года.            При оформлении наследственных прав обнаружилось, что завещанное домовладение является самовольной постройкой. В техническом паспорте на жилой дом и карточке на домовладение владельцем дома указан Никонов И.А., однако Никонова М.В. фактически приняла наследство и вступила в права наследования после его смерти, так как пользовалась вышеуказанным домом, несла расходы по его содержанию, оплачивала коммунальные платежи. Самовольное возведенное строение не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу их жизни и здоровью, соответствует всем нормам и правилам действующего законодательства. Кроме того, требования о сносе строения не предъявлялись, на него никто не претендовал. На основании изложенного, просит признать Никонову М.В., умершую ДД.ММ.ГГГГ года, владевшей на праве собственности жилым домом, расположенным на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, общей площадью 35,1 кв.м., жилой площадью - 14,9 кв.м., подсобной - 20,2 кв.м.

В судебное заседание истица не явилась, ее представитель исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду неизвестны.

Представитель ответчика - ИК МО г. Казани, привлеченный к участию в деле судом, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду неизвестны.

Представитель третьего лица - ОАО «КЗСК», привлеченный к участию в деле судом, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду неизвестны.

Поскольку ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, то суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке заочного производства.     

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Часть 2 данной статьи предусматривает, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Абзац утратил силу с 1 сентября 2006 года. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Материалами дела установлено, что в 1939 году Никоновым И.А. самовольно построен жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, обозначенный в техническом паспорте по состоянию на 28 июля 2011 года под литером А, а, а1, имеющий общую площадь 35,1 кв.м., в том числе жилую площадь - 14,9 кв.м., подсобную площадь - 20,2 кв.м. Данное домовладение по данным РГУП БТИ является самовольной постройкой. С этого времени он пользовался домом, нес расходы по содержанию дома.

ДД.ММ.ГГГГ года Никонов И.А. и Сарманова М.В. вступили в брак, после чего им присвоены фамилии «Никоновы», что подтверждается свидетельством о браке .

Согласно свидетельству о смерти Никонов И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно справке ЖК «Борисково» от ДД.ММ.ГГГГ года, Никонов И.А. постоянно по день смерти ДД.ММ.ГГГГ года проживал по адресу: <адрес>. Совместно с ним по день смерти проживала и продолжала проживать: жена - Никонова М.В.

В соответствии с ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Поскольку Никонова М.В. после смерти супруга Никонова И.А. проживала в доме по ул. <адрес> г. Казани, пользовалась имуществом супруга, соответственно, она фактически наследство после его смерти приняла.

ДД.ММ.ГГГГ года Никонова М.В. составила завещание, удостоверенное государственным нотариусом государственной нотариальной конторы РТ Абдюшевой Д.А., согласно которому завещала Коронатовой Г.Г. принадлежащий ей на праве личной собственности дом, находящийся по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о смерти Никонова М.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ года.

Решением Советского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года установлен факт принятия Коронатовой Г.Г. наследства, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ года Никоновой М.В. Решение вступило в законную силу.

Согласно справке ЖК «Борисково» от ДД.ММ.ГГГГ года, Никонова М.В. постоянно по день смерти ДД.ММ.ГГГГ года была зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно домовой книги, в настоящее время по адресу: <адрес>, зарегистрированных нет.

В редакции, действующей до 1 сентября 2006 года, абзац 1 части 3 указанной статьи предусматривал, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

При этом право собственности на самовольную постройку подлежало признанию судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что строение отвечает требованиям безопасности, находится в соответствующей зоне застройки и отсутствуют возражения органов власти по предоставлению земельного участка.

Согласно кадастровому паспорту ФБУ «Кадастровая палата» по РТ от ДД.ММ.ГГГГ года, земельному участку площадью 656 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер .

ООО «Землемер» заведено землеустроительное дело на земельный участок по ул. <адрес> Приволжского района г. Казани, согласно которому площадь участка составляет 656 кв.м., относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - индивидуальный жилой дом. Границы земельного участка согласованы с правообладателями земельных участков.

Из экспертного заключения АНО «Центр содействия обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения» от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в результате санитарно-эпидемиологической экспертизы домовладения по ул. <адрес> Приволжского района г. Казани установлено, что земельный участок с индивидуальным жилым домом входит в 1000 м санитарно-защитную зону ОАО «КЗСК».

Из письма ОГПН Приволжского района г. Казани УГПН ГУ МЧС РФ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, находятся строения 5 степени огнестойкости. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» гл. 16, ст.69, п.9, т.11 противопожарные расстояния от жилого дома до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать не менее 12 метров до строений 3 и 4 степени огнестойкости; 15 метров до строений 5 степени огнестойкости. При соблюдении указанных противопожарных расстояний постройка жилого дома соответствует нормам и требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, спорный дом не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создают угрозу их жизни и здоровью, участок с самовольно возведенным домовладением расположен в зоне, разрешенной для индивидуального жилищного строительства, нарушений градостроительных, противопожарных норм при строительстве дома не допущено.

Согласно положениям статьи 222 ГК Российской Федерации, восстановление прав собственника земельного участка может быть произведено путём предъявления иска к застройщику о сносе самовольного строения, либо путём признания права собственности на данное строение за собственником земельного участка.

Однако с 1939 года собственник земельного участка каких-либо требований о сносе жилого дома либо об истребовании земельного участка не предъявлял.

Более того, в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исковая давность не распространяется только на требование о сносе самовольной постройки, которая создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, исходя из содержания статей 195, 196 и 200 Гражданского кодекса РФ в случае предъявления иска о признании права собственности на самовольную постройку, возведённую до 1 сентября 2006 года, собственник земельного участка в настоящее время фактически утратил возможность защиты своего права на земельный участок в формах, предусмотренных статьёй 222 ГК Российской Федерации, поскольку истекли сроки давности для предъявления такого иска, кроме случаев, когда самовольная постройка создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

То обстоятельство, что занимаемые спорный дом и земельный участок находятся в санитарно-защитной зоне ОАО «КЗСК» не является основанием для отказа в иске, так как дом расположен в зоне, разрешенной для индивидуального жилищного строительства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что спорное домовладение фактически является собственностью Никоновой М.В.

Поскольку самовольно возведенное строение не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создают угрозу их жизни и здоровью, участок с самовольно возведенным домовладением расположен в зоне, разрешенной для индивидуального жилищного строительства, нарушений градостроительных, противопожарных и санитарно-гигиенических норм при строительстве дома не допущено, и учитывая то, что Никонова М.В. пользовалась данным земельным участком и расположенным на нем строениями с 1952 года, несла расходы по его содержанию, какие-либо требования к нему о сносе постройки либо об истребовании земельного участка, где расположено самовольное строение, со стороны собственника в течение длительного времени не предъявляются, поэтому суд считает возможным признать Никонову М.В., умершую ДД.ММ.ГГГГ года, владевшей на праве собственности жилым домом, расположенным на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, общей площадью 35,1 кв.м., жилой площадью - 14,9 кв.м., подсобной - 20,2 кв.м.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199,233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Иск Коронатовой Г.Г. к ИК МО г. Казани, Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани о признании умершей владевшей на праве собственности самовольно возведенным строением, удовлетворить.

Признать Никонову М.В., умершую ДД.ММ.ГГГГ года, владевшей на праве собственности жилым домом, расположенным на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, общей площадью 35,1 кв.м., жилой площадью - 14,9 кв.м., подсобной - 20,2 кв.м.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани                                              Миннегалиева Р.М.