гражданское дело №2-379/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2012 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р. М.,

при секретаре Шипулиной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой С.С. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, Администрации Приволжского района ИК МО г.Казани о признании незаконными распоряжения, протокола заседания жилищной комиссии, признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании частично недействительным договора о передаче жилого помещения в собственность, установлении факта регистрации по месту жительства с правом пользования жилым помещением опекуна до достижения совершеннолетия,

УСТАНОВИЛ:

Антонова С.С. обратилась в суд с иском к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани о признании незаконными распоряжения, протокола заседания жилищной комиссии, признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обоснование своих требований указав, что на основании протокола заседания общественной жилищной комиссии Администрации Приволжского района г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как имеющая право на предоставление жилой площади по договору социального найма вне очереди в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ и была включена в соответствующий список очередности. В сентябре 2011 года истица по почте получила выписку от ДД.ММ.ГГГГ года из распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года, из которой видно, что ДД.ММ.ГГГГ года состоялось заседание жилищной комиссии администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани, на котором решался вопрос о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании протокола вышеуказанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года Глава администрации издал распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ года, которым обязал начальника отдела жилищной политики Абдулманову Г.Р. исключить истицу из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, в связи с отсутствием льгот для внеочередного предоставления жилья как ребенку сироте. Данное распоряжение исполнено. Основанием исключения из списка очередников явилась обеспеченность общей площадью жилья более учетной нормы на одного члена семьи - 13,02 кв.м. Истица считает данное распоряжение незаконным, так как с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года она находилась на воспитании в доме ребенка в связи с тем, что ее мать Антонова М.Ю., умершая ДД.ММ.ГГГГ года, не занималась ее воспитанием. До ДД.ММ.ГГГГ года опекуном истицы являлась бабушка Антонова Л.Н., а затем до ее совершеннолетия являлась тетя Багрова О.Ю. С ДД.ММ.ГГГГ года истица была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с правом пользования жилым помещением опекуна. По достижению 18-летнего возраста и прекращении опеки в силу закона, она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством. Поскольку за истицей было закреплено право пользования жилым помещением опекуна только как за подопечной, законных оснований для снятия ее с учета на внеочередное получение жилья, как оставшейся без попечения родителей, не имелось. Кроме того, при постановке на учет в 2009 году, так и на момент исключения из списка в 2011 году, истица имела жилое помещение общей площадью 10,8 кв.м., то есть менее 12 кв.м. На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить распоряжение Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года, протокол заседания жилищной комиссии администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года в части исключения ее из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма во внеочередном порядке; признать за ней право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма как ребенку сироте, оставшейся без попечения родителей, после прекращения опеки с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ; обязать ответчика восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма вне очереди под по Вахитовскому и Приволжскому районам г. Казани с ДД.ММ.ГГГГ года.

В ходе судебного разбирательства представители истицы - Багрова О.Ю. и Гаврилов В.А. увеличили исковые требования, просили признать недействительным договор о передаче в собственность граждан жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ года в части передачи в собственность Антоновой С.С. жилого помещения по адресу: <адрес>, и установить факт ее регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> с правом пользования жилым помещением опекуна Антоновой Л.Н., до достижения совершеннолетия - ДД.ММ.ГГГГ года. В остальной части исковые требования поддержали.

В судебное заседание истица не явилась, ее представители требования поддержали.

Ответчик - представитель Администрации Вахитовского и Приволжского районо ИК МО г. Казани, одновременно представляющая интересы Администрации Приволжского района ИК МО г. Казани, в судебном заседании иск не признала.

Третье лицо - представитель отдела по опеке и попечительству Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, привлеченный к участию в деле судом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Третье лицо - представитель ИК МО г. Казани, привлеченный к участию в деле судом, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду неизвестны.

Третьи лица - Багрова В.С., Антонов С.Ю., Антонова Л.Н., привлеченные к участию в деле судом, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.3 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): … 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;…

На основании ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: …2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;…

В силу ч.1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: … 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;…

В соответствии с ч.1 и 2 ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Материалами дела установлено, что с 1993 года опекуном Антоновой С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ее бабушка Антонова Л.Н.

Постановлением Главы администрации Приволжского района г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года Антонова Л.Н. освобождена от обязанностей опекуна над несовершеннолетней внучкой Антоновой С.С., и ее опекуном назначена Багрова О.Ю., являющаяся ее тетей.

В соответствии с выпиской из домовой книги по состоянию на 5 июля 2011 года, Антонова С.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года. Также в квартире зарегистрированы: Антонова Л.Н., Антонов А.Ю., Багрова О.Ю., Багрова В.С., Антонов Ю.К.

Финансово-лицевой счет на квартиру дома по ул. <адрес> г. Казани открыт на имя Антоновой Л.Н.

Данная квартира была предоставлена Антоновой Л.Н. на основании решения Исполкома Советского РИК от ДД.ММ.ГГГГ года в составе семьи: Антонова Ю.К., Антоновой М.Ю., Антоновой О.Ю. и Антонова А.Ю., что подтверждается ордером.

ДД.ММ.ГГГГ года Антонова Л,Н., Антонов Ю,К. и Багрова О.Ю, обратились в ЖЭУ № 62Приволжского района г.Казани с заявлением о передаче в совместную собственность квартиры по адресу: <адрес>, проживающим в ней гражданам. Подписание договора доверено Антоновой Л.Н.

ДД.ММ.ГГГГ года между Приволжским ПТЖХ ЖЭУ № 62 и Антоновой Л.Н. подписан договор на передачу жилого помещения по адресу: <адрес>, в совместную собственность проживающим в нем гражданам: Антоновой Л.Н., Антонову А.Ю., Багровой О.Ю., Антоновой С.С., Багровой В.С., Антонову Ю.К. Договор зарегистрирован в ОТИ Приволжского района г.Казани.

Довод представителей истицы о том, что она никогда не являлась членом семьи своих опекунов Антоновой Л.Н. и Багровой О.Ю., а была зарегистрирована в вышеуказанной квартире с правом пользования жилым помещением опекуна, поэтому истица участвовала в приватизации данной квартиры в нарушение ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не может быть положен в основу при вынесении решения по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ч.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Учитывая то, что Антонова С.С. является внучкой Антоновой Л.Н. и племянницей Багровой О.Ю., которые также являлись ее опекунами, соответственно, она была вселена в квартиру дома по ул. <адрес> г. Казани как член их семьи.

Поскольку как следует из материалов дела, согласие всех совершеннолетних членов семьи при приватизации квартиры было получено, о чем имеются их подписи в заявлении о приватизации, соответственно, договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года в части включения в него истицы является законным (л.д.108, 117).

Соответственно, довод представителей истицы о том, что истица была вселена в жилое помещение с правом пользования жилым помещением опекуна Антоновой Л.Н., и только до достижения ею совершеннолетия, то есть ДД.ММ.ГГГГ года, является необоснованным.

На основании вышеизложенного, требования истицы об установлении факта регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> с правом пользования жилым помещением опекуна Антоновой Л.Н., до достижения совершеннолетия - ДД.ММ.ГГГГ года и признании недействительным договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года в части передачи квартиры в собственность Антоновой С.С. удовлетворению не подлежит.

Согласно выписке из распоряжения Главы администрации Приволжского района ИК МО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ года, истица была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма как сирота вне очереди с учетом зарегистрированных в квартире 6-ти человек и совокупным уровнем обеспеченности общей площадью на 1 члена семьи 10,8 кв.м.     

Из выписки из распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ года на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ года заседания жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани следует, что в связи с отсутствием льготы для внеочередного предоставления жилья как ребенку-сироте, и обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы, Антонова С.С., проживающая на общей площади 65,1 кв.м., жилой - 39,5 кв.м. квартиры дома по ул. <адрес> г. Казани, имеющая долю в праве собственности в данной квартире, исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Всего на указанной площади зарегистрированы пять человек.

По смыслу действующего жилищного законодательства жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства) в случае отсутствия у них закрепленного жилья.

Поскольку в 1996 году Антонова С.С. участвовала в приватизации квартиры дома по ул.<адрес> г.Казани, соответственно, она имеет закрепленное жилье, и необоснованно была принята администрацией в 2009 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота.

Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью в вышеуказанное квартире с учетом пяти зарегистрированных на одного члена в семье составляет 13,02 кв.м., то есть более 12 кв.м., суд приходит к выводу о законности протокола заседания жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ года и вынесенного ответчиком распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ года об исключении Антоновой С.С. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, исковые требования о признании незаконными распоряжения Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ года, протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, признании за истицей права на внеочередное получение как ребенку-сироте жилья после прекращения опеки, возложении на ответчика обязанности восстановить ее в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются незаконными и подлежат отклонению.

Довод представителя истицы о том, что право собственности на вышеуказанную квартиру за истицей не зарегистрировано в установленном порядке, не может являться основанием для удовлетворения иска, так как договор приватизации зарегистрирован в установленном на момент его заключения порядке в органах бюро технической инвентаризации.

Ссылку представителя истицы на статью 54 ЖК РСФСР, которая предусматривала то, что граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на это помещение не приобретают, суд считает необоснованной, поскольку в данной статье речь идет об опекунах, а не об опекаемых.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Антоновой С.С. не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковое заявление Антоновой С.С. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани о признании незаконными распоряжения, протокола заседания жилищной комиссии, признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании частично недействительным договора о передаче жилого помещения в собственность, установлении факта регистрации по месту жительства с правом пользования жилым помещение опекуна до достижения совершеннолетия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани                                           Миннегалиева Р.М.