РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2012 года Приволжский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Миннегалиевой Р. М., при секретаре Шипулиной Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой С.С. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, Администрации Приволжского района ИК МО г.Казани о признании незаконными распоряжения, протокола заседания жилищной комиссии, признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании частично недействительным договора о передаче жилого помещения в собственность, установлении факта регистрации по месту жительства с правом пользования жилым помещением опекуна до достижения совершеннолетия, УСТАНОВИЛ: Антонова С.С. обратилась в суд с иском к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани о признании незаконными распоряжения, протокола заседания жилищной комиссии, признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обоснование своих требований указав, что на основании протокола заседания общественной жилищной комиссии Администрации Приволжского района г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как имеющая право на предоставление жилой площади по договору социального найма вне очереди в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ и была включена в соответствующий список очередности. В сентябре 2011 года истица по почте получила выписку № от ДД.ММ.ГГГГ года из распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года, из которой видно, что ДД.ММ.ГГГГ года состоялось заседание жилищной комиссии администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани, на котором решался вопрос о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании протокола вышеуказанной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года Глава администрации издал распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым обязал начальника отдела жилищной политики Абдулманову Г.Р. исключить истицу из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, в связи с отсутствием льгот для внеочередного предоставления жилья как ребенку сироте. Данное распоряжение исполнено. Основанием исключения из списка очередников явилась обеспеченность общей площадью жилья более учетной нормы на одного члена семьи - 13,02 кв.м. Истица считает данное распоряжение незаконным, так как с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года она находилась на воспитании в доме ребенка в связи с тем, что ее мать Антонова М.Ю., умершая ДД.ММ.ГГГГ года, не занималась ее воспитанием. До ДД.ММ.ГГГГ года опекуном истицы являлась бабушка Антонова Л.Н., а затем до ее совершеннолетия являлась тетя Багрова О.Ю. С ДД.ММ.ГГГГ года истица была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с правом пользования жилым помещением опекуна. По достижению 18-летнего возраста и прекращении опеки в силу закона, она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством. Поскольку за истицей было закреплено право пользования жилым помещением опекуна только как за подопечной, законных оснований для снятия ее с учета на внеочередное получение жилья, как оставшейся без попечения родителей, не имелось. Кроме того, при постановке на учет в 2009 году, так и на момент исключения из списка в 2011 году, истица имела жилое помещение общей площадью 10,8 кв.м., то есть менее 12 кв.м. На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить распоряжение Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года, протокол заседания жилищной комиссии администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года в части исключения ее из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма во внеочередном порядке; признать за ней право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма как ребенку сироте, оставшейся без попечения родителей, после прекращения опеки с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ; обязать ответчика восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма вне очереди под № по Вахитовскому и Приволжскому районам г. Казани с ДД.ММ.ГГГГ года. В ходе судебного разбирательства представители истицы - Багрова О.Ю. и Гаврилов В.А. увеличили исковые требования, просили признать недействительным договор о передаче в собственность граждан жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ года в части передачи в собственность Антоновой С.С. жилого помещения по адресу: <адрес>, и установить факт ее регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> с правом пользования жилым помещением опекуна Антоновой Л.Н., до достижения совершеннолетия - ДД.ММ.ГГГГ года. В остальной части исковые требования поддержали. В судебное заседание истица не явилась, ее представители требования поддержали. Ответчик - представитель Администрации Вахитовского и Приволжского районо ИК МО г. Казани, одновременно представляющая интересы Администрации Приволжского района ИК МО г. Казани, в судебном заседании иск не признала. Третье лицо - представитель отдела по опеке и попечительству Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, привлеченный к участию в деле судом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Третье лицо - представитель ИК МО г. Казани, привлеченный к участию в деле судом, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду неизвестны. Третьи лица - Багрова В.С., Антонов С.Ю., Антонова Л.Н., привлеченные к участию в деле судом, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, причины неявки суду неизвестны. Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно п.3 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): … 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;… На основании ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: …2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;… В силу ч.1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: … 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;… В соответствии с ч.1 и 2 ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Материалами дела установлено, что с 1993 года опекуном Антоновой С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ее бабушка Антонова Л.Н. Постановлением Главы администрации Приволжского района г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года Антонова Л.Н. освобождена от обязанностей опекуна над несовершеннолетней внучкой Антоновой С.С., и ее опекуном назначена Багрова О.Ю., являющаяся ее тетей. В соответствии с выпиской из домовой книги по состоянию на 5 июля 2011 года, Антонова С.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года. Также в квартире зарегистрированы: Антонова Л.Н., Антонов А.Ю., Багрова О.Ю., Багрова В.С., Антонов Ю.К. Финансово-лицевой счет на квартиру № дома № по ул. <адрес> г. Казани открыт на имя Антоновой Л.Н. Данная квартира была предоставлена Антоновой Л.Н. на основании решения Исполкома Советского РИК от ДД.ММ.ГГГГ года в составе семьи: Антонова Ю.К., Антоновой М.Ю., Антоновой О.Ю. и Антонова А.Ю., что подтверждается ордером. ДД.ММ.ГГГГ года Антонова Л,Н., Антонов Ю,К. и Багрова О.Ю, обратились в ЖЭУ № 62Приволжского района г.Казани с заявлением о передаче в совместную собственность квартиры по адресу: <адрес>, проживающим в ней гражданам. Подписание договора доверено Антоновой Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ года между Приволжским ПТЖХ ЖЭУ № 62 и Антоновой Л.Н. подписан договор на передачу жилого помещения по адресу: <адрес>, в совместную собственность проживающим в нем гражданам: Антоновой Л.Н., Антонову А.Ю., Багровой О.Ю., Антоновой С.С., Багровой В.С., Антонову Ю.К. Договор зарегистрирован в ОТИ Приволжского района г.Казани. Довод представителей истицы о том, что она никогда не являлась членом семьи своих опекунов Антоновой Л.Н. и Багровой О.Ю., а была зарегистрирована в вышеуказанной квартире с правом пользования жилым помещением опекуна, поэтому истица участвовала в приватизации данной квартиры в нарушение ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не может быть положен в основу при вынесении решения по следующим основаниям. Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ч.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Учитывая то, что Антонова С.С. является внучкой Антоновой Л.Н. и племянницей Багровой О.Ю., которые также являлись ее опекунами, соответственно, она была вселена в квартиру № дома № по ул. <адрес> г. Казани как член их семьи. Поскольку как следует из материалов дела, согласие всех совершеннолетних членов семьи при приватизации квартиры было получено, о чем имеются их подписи в заявлении о приватизации, соответственно, договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года в части включения в него истицы является законным (л.д.108, 117). Соответственно, довод представителей истицы о том, что истица была вселена в жилое помещение с правом пользования жилым помещением опекуна Антоновой Л.Н., и только до достижения ею совершеннолетия, то есть ДД.ММ.ГГГГ года, является необоснованным. На основании вышеизложенного, требования истицы об установлении факта регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> с правом пользования жилым помещением опекуна Антоновой Л.Н., до достижения совершеннолетия - ДД.ММ.ГГГГ года и признании недействительным договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года в части передачи квартиры в собственность Антоновой С.С. удовлетворению не подлежит. Согласно выписке из распоряжения Главы администрации Приволжского района ИК МО г.Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года, истица была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма как сирота вне очереди с учетом зарегистрированных в квартире 6-ти человек и совокупным уровнем обеспеченности общей площадью на 1 члена семьи 10,8 кв.м. Из выписки из распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ года № заседания жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани следует, что в связи с отсутствием льготы для внеочередного предоставления жилья как ребенку-сироте, и обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы, Антонова С.С., проживающая на общей площади 65,1 кв.м., жилой - 39,5 кв.м. квартиры № дома № по ул. <адрес> г. Казани, имеющая долю в праве собственности в данной квартире, исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Всего на указанной площади зарегистрированы пять человек. По смыслу действующего жилищного законодательства жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства) в случае отсутствия у них закрепленного жилья. Поскольку в 1996 году Антонова С.С. участвовала в приватизации квартиры № дома № по ул.<адрес> г.Казани, соответственно, она имеет закрепленное жилье, и необоснованно была принята администрацией в 2009 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота. Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью в вышеуказанное квартире с учетом пяти зарегистрированных на одного члена в семье составляет 13,02 кв.м., то есть более 12 кв.м., суд приходит к выводу о законности протокола заседания жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов г.Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года и вынесенного ответчиком распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ года об исключении Антоновой С.С. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, исковые требования о признании незаконными распоряжения Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани № от ДД.ММ.ГГГГ года, протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании за истицей права на внеочередное получение как ребенку-сироте жилья после прекращения опеки, возложении на ответчика обязанности восстановить ее в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются незаконными и подлежат отклонению. Довод представителя истицы о том, что право собственности на вышеуказанную квартиру за истицей не зарегистрировано в установленном порядке, не может являться основанием для удовлетворения иска, так как договор приватизации зарегистрирован в установленном на момент его заключения порядке в органах бюро технической инвентаризации. Ссылку представителя истицы на статью 54 ЖК РСФСР, которая предусматривала то, что граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на это помещение не приобретают, суд считает необоснованной, поскольку в данной статье речь идет об опекунах, а не об опекаемых. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Антоновой С.С. не подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковое заявление Антоновой С.С. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани о признании незаконными распоряжения, протокола заседания жилищной комиссии, признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании частично недействительным договора о передаче жилого помещения в собственность, установлении факта регистрации по месту жительства с правом пользования жилым помещение опекуна до достижения совершеннолетия оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани. Судья Приволжского районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.