об обязании включить в реестр муниципальной сотбственности



      Дело № 2-2501/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2012 года                                                      город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Ф.Валиевой,

при секретаре Ю.Н.Зубковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приволжского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани» об обязании включить участок подающего и обратного тепловода в муниципальную собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приволжского района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования, обратился в суд с исковыми требованиями к МУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» об обязании включить участок подающего и обратного тепловода в муниципальную собственность. В обоснование требований указано, что в ходе проверки было установлено, что участок подающего и обратного тепловода от ТК2-8/11-ТК2-8/12а-ТК2-8/12 - до здания ОАО «Аромат» общей протяженностью 213 метров, диаметром 150 мм., является бесхозным. Данный участок тепловода на балансе у ОАО «Аромат» не находится, тем не менее последний вынужден его обслуживать и содержать в надлежащем состоянии, ввиду его социальной значимости. Однако, как указано в заявлении, ОАО «Аромат» в настоящее время содержать тепловод в надлежащем состоянии не имеет возможности. Указанная сеть теплоснабжения обеспечивает теплом социально значимые объекты, такие как, Азимовская мечеть и городская больница и, как указывает прокурор, непринятие тепловода в муниципальную собственность может явиться причиной их повреждения и не обеспечения одним из основных объектов жизнедеятельности (теплом), что нарушит права неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать МУ «КЗИО ИК МО г. Казани» включить в реестр муниципальной собственности участок подающего и обратного тепловода от ТК2-8/11-ТК2-8/12а-ТК2-8/12 - до здания ОАО «Аромат», общей протяженностью 213 метров, диаметром 150 мм.; обязать МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» определить балансодержателя участка подающего и обратного тепловода от ТК2-8/11-ТК2-8/12а-ТК2-8/12 - до здания ОАО «Аромат», общей протяженностью 213 метров, диаметром 150 мм.

В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, а МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» переведено в третье лицо.

В судебном заседании представитель Прокурора Приволжского района города И.А.Д., действующий на основании доверенности, от заявленных требований в части определения балансодержателя отказался. Просил суд: обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» включить в реестр муниципальной собственности участок подающего и обратного тепловода от ТК2-8/11-ТК2-8/12а-ТК2-8/12 - до здания ОАО «Аромат», общей протяженностью 213 метров, диаметром 150 мм.

Представитель ответчиков - МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани» и ИК МО г. Х.Р.Р., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал.

Представитель третьего лица - ОАО «Аромат» У.Т.Р., действующий по доверенности, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, также им представлены письменные пояснения (л.д. 16 - 18, 102 - 105).

Представитель третьего лица - МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» - З.М.Н., действующий на основании доверенности, полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представители третьих лиц: МКУ «Комитет ЖКХ ИК МО г. Казани», МУП ПО «Казэнерго», ОАО «Таттеплосбыт», ОАО «Радиоприбор», Казанской теплосетевой компании, МЗИО по РТ, ГУП «Электрические сети», Азимовской мечети, Городской больницы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

С учетом мнения участников судебного разбирательства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно статье 17 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;…

Статья 50 Федерального законаот ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;…

В силу статьи 17 Федерального законаот ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:…

4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";…

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

Согласно статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ N 3-5, к вопросам местного значения города Казани относятся:…4) организация в границах города Казани электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;…

В соответствии со статьями 126, 127 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Так, согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению (…объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;…), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что прокуратурой Приволжского района г. Казани по обращению генерального директора ОАО «Аромат» проведена проверка, в результате которой было установлено, что участок подающего и обратного тепловода от ТК2-8/11-ТК2-8/12а-ТК2-8/12 - до здания ОАО «Аромат», общей протяженностью 213 метров, диаметром 150 мм, не имеет собственника, на балансе ОАО «Аромат» не находится.

Вместе с тем, ОАО «Аромат» осуществляет обслуживание данного участка тепловода и содержит его в надлежащем состоянии, поскольку данный тепловод является социально значимым объектом.

Также установлено, что указанная сеть теплоснабжения обеспечивает теплом и другие социально значимые объекты, такие как, Азимовская мечеть и Городская больница (л.д. 10).

Согласно сообщению Управления Росреестра по Республике Татарстан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на участок подающего и обратного тепловода от ТК2-8/11-ТК2-8/12а-ТК2-8/12 - до здания ОАО «Аромат», расположенного по адресу: <адрес>, общей протяженностью 213 метров, диаметром 150 мм., не зарегистрировано (л.д. 45, 46).

Из справки РГУ БТИ от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на спорный участок подающего и обратного тепловода не зарегистрировано (л.д. 82).

Как следует из письменных пояснений, данных ОАО «Таттеплосбыт», на основании договора Т от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Таттеплосбыт» осуществляет снабжение тепловой энергией в горячей воде ОАО «Аромат». По участкам тепловодов от тепловой камеры ТК2-10/4 по <адрес> до <адрес> пожарник и от тепловой камеры ТК2-8/8 по <адрес> до тепловой камеры ТК2-8/11 по улице <адрес> имеется решение Приволжского районного суда города Казани от ДД.ММ.ГГГГ о включении в муниципальную собственность и обязании МУ «КЗИО МК МО <адрес>» принять на баланс вышеназванные тепловые участки. Непосредственная передача тепловой энергии ОАО «Аромат» осуществляется через сети ОАО «Радиоприбор», которые переданы в муниципальную собственность г. Казани и находятся на балансе КЗИО, а ОАО «Радиоприбор» передачу тепловой энергии осуществляется ОАО «Казанская теплосетевая компания» (ОАО «КТК»). Граница эксплуатационной ответственности между ОАО «КТК» и ОАО «Радиоприбор» определена в точке присоединения к тепловым сетям ОАО «КТК» тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности. Поскольку ни ОАО «Аромат», ни ОАО «Радиоприбор», ни ОАО «КТК» не являются собственниками указанных участков тепловых сетей, они не осуществляют поддержание их в надлежащем техническом состоянии, что может привести к аварийной ситуации (л.д. 52 - 55).

Как следует из письменных материалов дела, а именно, из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ №ИХ-12-219 Совещания по вопросу энергоснабжения социально значимых объектов, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани совместно с ОАО «Казанская теплосетевая компания» поручено подготовить перечень тепловых сетей для передачи Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и далее государственному унитарному предприятию Республики Татарстан «Электрические сети» (л.д. 65, 66).

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

По мнению суда, правила статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о бремени представления доказательств должны применяться в полном объеме и при разрешении данного дела.

Таким образом, проведя анализ представленных доказательств, принимая во внимание, что участок подающего и обратного тепловода от ТК2-8/11-ТК2-8/12а-ТК2-8/12 - до здания ОАО «Аромат», не имеет собственника, на баланс какого-либо юридического лица не принят, при этом является источником повышенной опасности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы же ответной стороны, что дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства и что прокурор вышел за рамки своих полномочий, для суда не убедительны.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По мнению суда, прокурором заявлены требования в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования, в рамках прав, предоставленных ему законом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 60, 194 - 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Приволжского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани» об обязании включить участок подающего и обратного тепловода в муниципальную собственность удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани и Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани» включить в реестр муниципальной собственности участок подающего и обратного тепловода от ТК2-8/11-ТК2-8/12а-ТК2-8/12 до здания ОАО «Аромат», расположенного по адресу: <адрес>, общей протяженностью 213 метров, диаметром 150 мм.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Приволжский районный суд города Казани.

Судья Приволжского районного суда

г. Казани                                        Л.Ф. Валиева