Дело № 2 - 623/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.Ф.,
с участием представителя заявителя ФИО1 – ФИО3,
представителей заинтересованного лица Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО4 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Приволжске 1 ноября 2010 года гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Главы администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области № ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратилась к Главе Новского сельского поселения Приволжского муниципального района ФИО6 с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на очередь на улучшение жилищных условий ее мать ФИО1, как жену ветерана Великов Отечественной войны.
Решением Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области № ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано, поскольку документами подтверждено, что она имеет в собственности жилье, общая площадь которого превышает в совокупности на всех прописанных учетную норму общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв. метров на человека (Решение Совета Приволжского района от 12.07.2005 года № 28).
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Главы администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области № ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель ФИО1 - ФИО3 заявленные требования поддержала и в их обоснование пояснила, что ФИО1 является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с чем она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на обеспечение жильем, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». ФИО1 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, деревня <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. В доме кроме ФИО1 зарегистрированы и проживают она сама (ФИО3) и внук ФИО5. Общая площадь дома составляет 36 кв. метров, то есть по 12 кв. метров на каждого проживающего. Считает, что ФИО1 должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом в качестве учетной нормы в соответствии с ч.6 ст. 50 ЖК РФ должна применяться социальная норма площади жилья – 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, в соответствии с Законом Ивановской области № 19-ОЗ от 30.03.1998 года «О социальной норме площади жилья», а не учетная норма равная 10 кв. метрам на человека, предусмотренная Решением Совета Приволжского района Ивановской области № 28 от 12.07.2005 года, так как указанный закон принят в целях приведения областного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и принят позднее Решения Совета Приволжского района от 12.07.2005 года № 28. Однако, Решением Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области № ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения в пределах учетной нормы. Она просит признать данный отказ незаконным и обязать Администрацию Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области принять ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района ФИО2 заявленные требования не признала и пояснила, что ФИО1 длительное время проживает на территории Новского сельского поселения Приволжского муниципального района, имеет в собственности жилой дом, в котором кроме нее зарегистрированы и проживают ее дочь ФИО3 и внук ФИО5, является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны ФИО7, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», в том числе по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. ФИО1 обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Изначально Администрацией Новского сельского поселения проверялось основание для признания заявительницы нуждающейся в жилом помещении – обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Поскольку представленными документами было подтверждено, что она имеет в собственности жилье общей площадью 36 кв. метров, что в совокупности на всех прописанных превышает учетную норму общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10,0 кв. метров на человека, что установлено Решением Совета Приволжского района от 12.07.2005 года № 28, то ФИО1 в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по данному основанию было отказано решением Администрации Новского сельского поселения № ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что применение в данном случае вместо учетной нормы общей площади - социальной нормы площади жилья неприемлемо. Возможно применение иной учетной нормы, но она должна быть установлена ФЗ «О ветеранах». На данный момент этот закон не содержит такой нормы. После отказа ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по данному основанию, Администрацией Новского сельского поселения проверялось второе основание признания ее нуждающейся – проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В связи с чем 17.09.2010 года была создана межведомственная комиссия, проведено обследование дома заявительницы, по результатам которого изданы Акт обследования помещения и Заключение о признании жилого помещения пригодным для проживания. В связи с чем уже на основании принятых 17.09.2010 года документов Администрацией Новского сельского поселения было издано Постановление от 22.10.2010 года № 57 «Об отказе в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий», которым ФИО1 в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий было также отказано. Данный документ заявительнице еще не направлен.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.
Согласно справке Территориального отдела социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району № ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет удостоверение члена семьи умершего военнослужащего № от ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года.
Согласно Удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет право на льготы, установленные для жен погибших военнослужащих, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) … участников Великой Отечественной войны, … предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) … участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, … которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. …
Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. …
Судом установлено, что ФИО1 является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны ФИО7, и в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, в том числе на льготу по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ивановской области, ФИО1 является собственницей жилого дома общей площадью 36 кв. метров, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, деревня <адрес>, <адрес>.
Согласно Техническому паспорту жилого дома, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, деревня <адрес>, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, его общая площадь составляет 36 кв. метров.
Согласно справки Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района № ДД.ММ.ГГГГ, в жилом доме по адресу: Ивановская область, Приволжский район, деревня <адрес>, <адрес>, зарегистрированы и проживают три человека: ФИО1, ФИО3 и ФИО5.
Судом установлено, что ФИО1 является собственницей жилого дома, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, деревня <адрес>, <адрес>, имеющего общую жилую площадь 36 кв. метров, в котором зарегистрированы и проживают три человека: она сама, ее дочь ФИО3 и внук ФИО5
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма содержатся в ст. 51 ЖК РФ, согласно п. 2. ч.1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.ч. 4, 5, 6 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. … Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность установления особой учетной нормы для граждан, не являющихся малоимущими, но имеющих право претендовать на получение жилого помещения по договорам социального найма. Эта учетная норма может отличаться от учетной нормы, определенной для малоимущих граждан. Такая учетная норма должна быть закреплена в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими, в рассматриваемом случае – в Федеральном законе от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-Ф «О ветеранах», определяющий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма категории граждан, указанной в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, а именно членам семей умерших участников Великой Отечественной войны, не устанавливает иные отличные от учетных норм жилой площади, определенных для малоимущих граждан, учетные нормы.
В связи с чем в части определения учетной нормы площади жилого помещения применению подлежит Решение муниципального Совета Приволжского района от 12.07.2005 года № 28 «Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления общей площади жилого помещения (норма предоставления) по Приволжскому району», согласно которому установлена учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10,0 кв. метров общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи.
Вопреки доводам заявительницы учетная норма не может определяться в соответствии с Законом Ивановской области от 30.03.1998 года № 19-ОЗ «О социальной норме площади жилья», которым для проживающих в отдельных квартирах установлена социальная норма площади жилья – 18 кв. метров на одного члена семьи из трех и более человек, поскольку данный закон не регулирует предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими.
Исходя из изложенного и с учетом того, что ФИО1 обеспечена жилой площадью на каждого из трех членов семьи более чем по 10 кв. метров, отказ органа местного самоуправления, содержащийся в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию - обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа Главы Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, содержащегося в решении № № от ДД.ММ.ГГГГ, в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, и обязании Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Виноградова Е.В.