Дело № 2 - 91/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.Ф.,
с участием представителя заявителя ФИО3 – ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Приволжске 28 января 2010 года гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании Постановления Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратилась в Администрацию Приволжского муниципального района Ивановской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой оказать социальную поддержку в обеспечении жильем в соответствии со ст.ст. 21, 23.2 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года с последующими изменениями в нем.
ФИО2 обратилась к Главе Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на очередь на улучшение жилищных условий ее мать ФИО3, как жену ветерана Великой Отечественной войны.
Постановлением Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано, на основании представленных ФИО3 документов, акта № и заключения № межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации Новского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО3 обратилась в суд с заявлением об оспаривании Постановления Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Новского сельского поселения признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, разрешив спор с применением ст. 7 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель ФИО3 – ФИО2 заявленные требования поддержала и в их обоснование пояснила, что ФИО3 является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО1. В связи с чем она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на обеспечение жильем, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах». ФИО3 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. В доме, кроме ФИО3, зарегистрированы и проживают она сама (ФИО2) и внук ФИО4. Считает, что ФИО3 должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, поскольку в зимний период времени проживать в доме ФИО3 невозможно из-за низкой температуры. В связи с чем они вынуждены арендовать жилое помещение в г. Приволжске, Ивановской области. Однако, Постановлением Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано. Считает, что межведомственная комиссия, давшая заключение о пригодности принадлежащего ФИО3 дома для постоянного проживания, выполнила свою работу поверхностно. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" разработано для случаев признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а не признания конкретных граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основания и порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, действующим жилищным законодательством не урегулирован. Статья 51 ЖК РФ определяет основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, а не в улучшении жилищных условий. В связи с чем указанным постановлением ей не может быть отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на улучшение жилищных условий. Таким образом, поскольку российским законодательством не определен порядок признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, то должна быть применена ст. 7 ЖК РФ и ФИО3 должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании здравого смысла, так как в принадлежащем ей жилом помещении фактически невозможно жить. Считает, что нарушено право ФИО3 на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, ст. 2 ЖК РФ, согласно которой органы местного самоуправления должны обеспечивать условия для осуществления права на жилище, ст. 15 Конституции РФ, согласно которой все обязаны соблюдать Конституцию, неверно применено Постановление Правительства № 47 от 28.01.2006 года. Она просит признать данный отказ незаконным и обязать Администрацию Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области признать ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий, разрешив спор с применением ст. 7 ЖК РФ.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО5 заявленные требования не признал и пояснил, что ФИО3 длительное время проживает на территории Новского сельского поселения Приволжского муниципального района, имеет в собственности жилой дом, в котором кроме нее зарегистрированы и проживают ее дочь ФИО2 и внук ФИО4, является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны ФИО1, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», в том числе по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. ФИО3 обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением Администрации Новского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ для обследования принадлежащего ФИО3 жилого дома была назначена межведомственная комиссия, которая произвела обследование дома заявительницы и составила Акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого, а также по результатам рассмотрения других документов, дала заключение о признании данного помещения пригодным для постоянного проживания. В связи с чем Администрацией Новского сельского поселения по итогам рассмотрения заявления ФИО3 с приложенными к нему документами было издано Постановление «Об отказе в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий» от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ФИО3 в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий было отказано. При этом имелся ввиду отказ в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право ФИО3 состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Администрация Новского сельского поселения Приволжского муниципального района не допустила никаких нарушений при вынесении отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в отношении заявительницы ФИО3.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявление ФИО3 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ивановской области, ФИО3 является собственницей жилого дома общей площадью 36 кв. метров, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, <адрес>
Согласно справки Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом доме по адресу: Ивановская область, Приволжский район, <адрес>, зарегистрированы и проживают три человека: ФИО3, ФИО2 и ФИО4.
Судом установлено, что ФИО3 является собственницей жилого дома, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, <адрес>, имеющего общую жилую площадь 36 кв. метров, в котором зарегистрированы и проживают три человека: она сама, ее дочь ФИО2 и внук ФИО4.
Согласно справке Территориального отдела социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 имеет удостоверение члена семьи умершего военнослужащего № от ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года.
Согласно Удостоверению серии Б № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 имеет право на льготы, установленные для жен погибших военнослужащих, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) … участников Великой Отечественной войны, … предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) … участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что ФИО3 является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны ФИО1, и в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, в том числе на льготу по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, … члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В указанной норме ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ содержится условие о том, что нуждающимся семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны гарантируется получение жилья. Порядок получения жилья зависит от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет является обязательным условием предоставления бесплатного жилья. До 01.01.2005 года "вставать" в очередь на получение жилья могли все нуждающиеся. С 01.01.2005 года порядок постановки на учет граждан в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений изменился и теперь производится в порядке и на основаниях, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, действующим с 1 марта 2005 года, согласно разделу 3 - Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Таким образом, учет граждан в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в Ивановской области, в том числе и членам семей умерших участников Великой Отечественной войны, имеющих льготы по обеспечению жильем в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, осуществляется на основании ст.ст. 49-59 Главы 7 - Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма Жилищного кодекса РФ и Закона Ивановской области № 50-ОЗ от 17.05.2006 года «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области», где имеет место применение терминологии – «граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», которая в данном случае по смыслу соответствует терминологии – «граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий». В связи с чем доводы представителя заявительницы о том, что российским законодательством не определен порядок, признания граждан - членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, имеющих льготы по обеспечению жильем в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и должна быть применена ст. 7 ЖК РФ, надуманны и не основаны на законе. Основания для применения указанной статьи в данном случае отсутствуют.
Согласно п. 4 ст. 52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 18.01.2010 N 809-СК/07 «О разъяснении вопросов, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», если решением комиссии, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания согласно жилищному законодательству решаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение). В связи с чем доводы представителя заявительницы о неверном применении указанного Положения для решения вопроса соответствия жилого помещения ФИО3 требованиям к жилым помещениям, а в конечном итоге - вопроса нуждаемости ФИО3 в улучшении жилищных условий, безосновательны.
Согласно п.1 Положения, настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания ….
Согласно п.42 Положения, на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно Акту № обследования помещений – <адрес>, Приволжского района, Ивановской области, принадлежащего ФИО3, от ДД.ММ.ГГГГ, составленному межведомственной комиссией, назначенной Администрацией Новского сельского поселения распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, дом бревенчатый, крепкий, фундамент в удовлетворительном состоянии, отопление печное, территория вокруг дома в хорошем состоянии, колодец рядом с домом. Однако, дом находится далеко от районного центра, от офиса врача общей практики <адрес>, от продуктовой автолавки <адрес>, поэтому ФИО3 требует посторонней помощи.
Согласно Заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная Администрацией Новского сельского поселения распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, приняла решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, <адрес>, пригодным для постоянного проживания.
Таким образом, судом установлено, что при наличии Заключения о признании жилого дома, принадлежащего заявительнице, пригодным для постоянного проживания, принятого межведомственной комиссией на основании Акта обследования данного дома, который заявительницей не оспаривается и не признан незаконным, отсутствуют основания для признания ФИО3 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как проживающей в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (нуждающейся в улучшении жилищных условий). ФИО3 в Администрацию Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области были поданы документы, не подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся, что в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и п.2 ч.1 ст. 15 Закона Ивановской области № 50-ОЗ от 17.05.2006 года влечет за собой отказ в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (нуждающейся в улучшении жилищных условий). В связи с чем Администрацией Новского сельского поселения Приволжского муниципального района на основании вышеуказанных документов было вполне обоснованно отказано ФИО3 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма). Основания для признания данного отказа незаконным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО3 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, содержащегося в Постановлении «Об отказе в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий» № от ДД.ММ.ГГГГ, в постановке ФИО3 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и обязании Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в улучшении жилищных условий, разрешив спор с применением ст. 7 ЖК РФ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Виноградова Е.В.