о признании решения Совета Приволжского муниципального района и соглашения о передаче осуществления части полномочий недействительными



Дело № 2 – 521/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2011 г. г. Приволжск

Приволжский районный суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Цветковой Л.Р.

при секретаре Шевчук И.В.

с участием представителя заявителя Пикина А.Е.

представителя администрации Ноского сельского поселения Зобнина А.В., представителей администрации Приволжского муниципального района и Совета Приволжского муниципального района Афанасьева Л.В., Шориной Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2011г. гражданское дело по заявлению Главы Новского сельского поселения Чернышовой Г.К. о признании частично незаконными Решения Совета Приволжского муниципального района от 28 февраля 2011г. № 10 «О принятии к осуществлению части полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Приволжского муниципального района на 2011 г.» и соглашения №2 от 28 февраля 2011г.

УСТАНОВИЛ:

Глава Новского сельского поселения Чернышова Г.К. обратилась в суд с заявлением о признании частично незаконными Решения Совета Приволжского муниципального района от 28 февраля 2011г. № 10 «О принятии к осуществлению части полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Приволжского муниципального района на 2011 г.» и соглашения №2 от 28 февраля 2011г., заключенного между администрациями Приволжского муниципального района и Новского сельского поселения, поскольку эти документы нарушают права Совета Новского сельского поселения по контролю за исполнением бюджета поселения.

В обоснование требований заявления представитель заявителя пояснил, что 23 ноября 2010г. Решением №46 Совета Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области администрации Приволжского муниципального района переданы часть полномочий, в том числе по формированию и исполнению бюджета Новского сельского поселения Ивановской области до 31 декабря 2011г.

В соответствии с решением №10 Совета Приволжского муниципального района от 28 февраля 2011г. Администрации Приволжского муниципального района разрешено принять к осуществлению часть полномочий Новского сельского поселения, но не только по формированию и исполнению бюджета, но и по контролю за исполнение бюджета с 1 января 2011г. по 31 декабря 2011г.

Во исполнение этого решения 28 февраля 2011г. между администрацией Приволжского муниципального района и администрацией Новского сельского поселения было заключено соглашение №2, в соответствии с которым администрация Новского сельского поселения передала, а администрация Приволжского муниципального района приняла часть полномочий администрации Новского поселения, в том числе и контроль за исполнением бюджета.

Решение №10 Совета Приволжского района и соглашение №2 от 28 февраля 2011г. являются незаконными в части передачи полномочий Новского сельского поселения по контролю за исполнением бюджета поселения.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 7 Устава Новского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджета поселения. В Новском сельском поселении есть контрольно-счетная палата, что подтверждается положением об этом контролирующем органе в материалах дела, есть комиссия по экономической политике, бюджету, финансам и налогам, которая создана и активно исполняет свои обязанности, т.е. Новское сельское поселение обладает пре6красными возможностями самостоятельно осуществлять контроль за исполнением бюджета поселения. Согласно ст. ст. 26, 48 Устава Новского сельского поселения формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и отчета о его исполнении, контроль за исполнением бюджета, относятся к полномочиям Совета Новского сельского поселения.

Глава администрации Новского сельского поселения ни Уставом Новского сельского поселения, ни законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не наделен самостоятельными полномочиями по определению бюджетной политики поселения. Совет поселения в своем решении не давал Главе администрации полномочий на передачу контроля за исполнение бюджета поселения в муниципальный район.

О принятии администрацией Приволжского района к своим полномочиям неделегированной ей функции по контролю за исполнением бюджета поселения Совет Ноского сельского поселения узнал из распоряжения Главы администрации Приволжского муниципального района от 15 июня 2011г. т №191-р «О проведении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МУ КБО Новского сельского поселения» и ознакомлении после этого с оспариваемыми актами.

Обращение Совета поселения с целью устранить нарушения закона к Главе администрации Приволжского муниципального района, в прокуратуру района к положительному результату не привели.

Новское сельское поселение вправе самостоятельно осуществлять контроль за исполнением местного бюджета, и имеет необходимые для этого органы местного самоуправления и специалистов, передача полномочий по контролю за исполнением местного бюджета в муниципальный район лишает органы местного самоуправления законного права на участие в бюджетной политике поселения. Поэтому Глава Новского поселения и Председатель Совета Новского поселения просит признать решение №10 Совета Приволжского муниципального района и соглашение №2 от 28 февраля 2011г. незаконными в части передачи полномочий Новского сельского поселения по контролю за исполнение бюджета поселения в Приволжский муниципальный район.

Представители совета Приволжского муниципального района, администрации Приволжского муниципального района с требованиями заявления не согласились и пояснили, что в пределах полномочий, предоставленных уставом поселения Глава администрации Новского сельского поселения передал полномочия по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения в Приволжский муниципальный район. Решением Совета Приволжского муниципального района от 28 февраля 2011г. № 10 «О принятии к осуществлению части полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Приволжского муниципального района на 2011 г.» администрации приволжского района разрешено принять к осуществлению полномочий по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджетов поселений, входящих в состав Приволжского муниципального района, в том числе и Новского сельского поселения. Это решение полностью соответствует всем требованиям законов и никоим образом не ущемляет прав Совета Новского Сельского поселения, поскольку не содержит никаких указаний обязывающих Новское сельское поселение совершить какие-либо действия, решение касается только администрации Приволжского муниципального района. При этом ни соглашением, ни решением Совета Приволжского муниципального района не нарушены права Новского сельского поселения. Совет Новского сельского поселения по закону обладает полномочиями по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения, никто этих полномочий у них не отнимал и не препятствовал их осуществлению. Все изменения в бюджете поселения обязательно согласовывались с Советом поселения и этого Председатель Совета Новского сельского поселения не оспаривает, Совет Новского сельского поселения может осуществлять контроль за исполнением бюджета Новского сельского поселения. Специальный контролирующий орган в Новском сельском поселении не создан, существует только положение об этом органе, но и Совету поселения никто не препятствовал осуществлять контроль за исполнением бюджета поселения. Поскольку оспариваемыми актами не нарушены чьи-либо права, они просят в удовлетворении заявления Чернышовой Г.К. отказать.

Глава администрации Новского сельского поселения также просил отказать в удовлетворении заявления председателя Совета Новского сельского поселения по следующим основаниям: За нарушение бюджетного законодательства законом предусмотрена серьезная ответственность. В Новском сельском поселении отсутствуют специалисты, обладающие достаточным уровнем знаний и опыта, чтобы квалифицированно осуществлять контроль за исполнением бюджета поселения, который состоит из собственных средств поселения только на 11%, остальные средства поступают в бюджет поселения из бюджетов различных уровней, поэтому необходимо было предпринять меры к проведению высококвалифицированного контроля за исполнением бюджета Новского сельского поселения. Контрольно счетная палата Новского сельского поселения не создана, существует только положение об этой палате. Комиссия по бюджету Новского сельского поселения очень пассивно относится к исполнению своих обязанностей и в ее составе нет таких специалистов, которые могли бы осуществлять высококвалифицированный контроль за исполнением бюджета поселения. В своей работе он руководствовался Уставом поселения и своим трудовым контрактом. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 33 Устава поселения он имеет право обеспечивать осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения. Контроль за исполнением бюджета поселения относится к вопросам местного значения. Письмом управления государственного финансового контроля Департамента финансов Ивановской области Главе администрации Приволжского района предложено усилить работу по обеспечению финансового контроля в муниципальных образованиях. Для реализации этого Главе администрации было предложено в кратчайший срок организовать заключение соглашений о передаче части полномочий по осуществлению контроля за использованием бюджетных средств городскими и сельскими поселениями в муниципальные районы. Понимая важность этой и работы, и свою ответственность за использование бюджетных средств, он заключил соглашение о передаче полномочий, в том числе и по контролю за исполнением бюджета поселения в муниципальный район. При этом никаких препятствий для реализации полномочий Совета поселения по контролю за исполнением бюджета поселения не создавалось. Право по контролю бюджета поселения у Совета поселения никто не отнимал. Совет поселения сам не проявлял никакой активности в этом направлении.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Устав Новского сельского поселения соответствует требованиям закона №131-ФЗ от 6 октября 2003г. «об общих принципах организации местного самоуправления РФ»

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава Новского сельского поселения формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 26 Устава Новского сельского поселения к полномочиям Совета Новского сельского поселения относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Исходя из этого Совет Новского сельского поселения вправе контролировать исполнение органами местного самоуправления бюджета поселения.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 31 Устава Новского сельского поселения Глава Новского сельского поселения представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения, в соответствии со ст. 30 Устава Новского сельского поселения Глава Новского сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета Новского сельского поселения, следовательно, она имеет право на обращение в суд за защитой прав и интересов как Новского сельского поселения, так и Совета Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия местной администрации поселения по формированию исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 33 Устава Новского сельского поселения Глава администрации Новского сельского поселения обеспечивает осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, к числу которых, как указывалось выше, относится формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением бюджета поселения.

Реализуя эти полномочия, Глава администрации Новского сельского поселения 28 февраля 2011г., руководствуясь Уставом Поселения и ч. 3 ст. 52 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в соответствии с которой именно администрации поселения предоставлено право передавать на договорной основе местной администрации муниципального района полномочия по контролю за исполнением бюджета поселения, подписал соглашение №2 о передаче осуществления части полномочий администрации Приволжского муниципального района, в том числе и по контролю за исполнением бюджета поселения.

В Приволжском муниципальном районе не принято каких-либо нормативных актов, регулирующих порядок передачи полномочий администраций поселения по формированию исполнению, контролю за исполнением бюджета поселения, следовательно, суд должен руководствоваться только законодательством РФ.

Никаких нарушений закона и также прав Совета Новского сельского поселения при подписании этого соглашения суд не усматривает. В соответствии с ч. 3 ст. 52 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ и законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета могут быть переданы полностью или частично администрации муниципального района, исключительно на основе договора, заключенного между соответствующими администрациями поселения и муниципального района. И этот договор не является основанием для упразднения бюджетов поселений или умалению полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих контроль бюджетного процесса. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением – это стадии местного бюджетного процесса, который органы местного самоуправления реализуют самостоятельно. Следовательно, соглашение, заключенное между администрацией Новского сельского поселения и администрацией Приволжского муниципального района о передаче осуществления части полномочий, в том числе и по контролю за исполнением бюджета поселения не затрагивает интересы и не нарушает права Совета Новского поселения как органа местного самоуправления участвовать местном бюджетном процессе по формированию, утверждению, исполнению местного бюджета.

Решением совета Приволжского муниципального района №10 от 28 февраля 2011г. «О принятии к осуществлению части полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений, сводящих в состав Приволжского муниципального района» администрации Приволжского муниципального района разрешено принять к осуществлению часть полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Приволжского муниципального района, в том числе исполнение, формирование и контроль за исполнением бюджета Новского сельского поселения с 1 января 2011г. до 31 декабря 2011г. При этом решение Совета Приволжского муниципального района не содержит каких-либо норм, которые обязывали бы Совет Новского сельского поселения совершить какие-либо действия, как не содержит норм умаляющих полномочия Совета Новского сельского поселения. Решение Совета Приволжского муниципального района дает разрешение администрации Приволжского муниципального района принять часть полномочий поселений, входящих в Приволжский муниципальный район.

Таким образом, суд установил, что соглашение №2 от 28 февраля 2011г. «О передаче осуществления части полномочий», заключенное между администрацией Новского сельского поселения и администрацией Приволжского муниципального района и решение №10 Совета Приволжского муниципального района «О принятии к осуществлению части полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Приволжского муниципального района на 2011г.» соответствуют требованиям закона, при их составлении никаким образом не умалены и не нарушены гарантированные законом права Совета Новского сельского поселения на участие в бюджетном процессе поселения по формированию, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения.

В соответствии со ст.251, 254 ГПК РФ гражданин организация вправе оспорить в суде решение действия (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что оспариваемые акты не нарушают права Совета Новского сельского поселения, председателя этого Совета и Главы Новского сельского поселения Чернышовой Г.К., не создают препятствий к осуществлению Советом Новского сельского поселения, его председателем и Главой Новского сельского поселения Чернышовой Г.К. предоставленных им Законом и Уставом поселения прав, не возлагают на Совет Новского сельского поселения, его председателя и Главу Новского сельского поселения Чернышову Г.К. незаконных обязанностей, следовательно, основания для удовлетворения заявления Главы Новского сельского поселения Чернышовой Г.К. отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать Главе Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области Чернышовой Галине Константиновне в удовлетворении заявления о признании частично незаконными Решения Совета Приволжского муниципального района Ивановской области от 28 февраля 2011г. №10 «О принятии к осуществлению части полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Приволжского муниципального района на 2011г.» и соглашения №2 от 28 февраля 2011г., заключенного между администрацией Приволжского муниципального района и администрацией Новского сельского поселения в части передачи администрации Приволжского муниципального района Ивановской области полномочий по контролю за исполнением бюджета Новского сельского поселения с 1 января 2011г. до 31 декабря 2011г.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: / /

Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2011г.