о возложении обязанности совершить определенные действия



Дело № 2-460/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 г. гор. Приволжск

Приволжский районный суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Цветковой М.Л.,

при секретаре Головиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Ивановской области в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергосетевая компания» и Обществу с ограниченной ответственностью «Приволжское МПО ЖКХ» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Приволжский районный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергосетевая компания» (далее ООО «Энергосетевая компания») и Обществу с ограниченной ответственностью «Приволжское МПО ЖКХ» (далее ООО «Приволжское МПО ЖКХ») о возложении обязанности совершить определенные действия.

В судебном заседании в обоснование заявленных требований прокурор Соснина О.В. указала, что в связи с обращением граждан прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиками ООО «Энергосетевая компания» и ООО «Приволжское МПО ЖКХ» требований действующего жилищного законодательства при начислении жителям многоквартирного жилого <адрес>, Приволжского муниципального района, Ивановской области платы за электроэнергию в местах общего пользования. В ходе проведенной проверки установлено, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> 17 июня 2008 года (протокол № 1 от 17.06.2008 г.) в указанном многоквартирном доме было создано товарищество собственников жилья <адрес> ТСЖ поставлено на учет в налоговом органе, о чем выдано Свидетельство серии 37 № 001378219. 1 ноября 2008 года Товариществом был заключен договор управления многоквартирным домом с ООО «Приволжское МПО ЖКХ». Согласно п. 2.1. Договора управляющая организация по заданию ТСЖ в соответствии с приложениями к Договору обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещения, иным законным пользователям помещений. Приложением № 3 к Договору определен перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставляемых по Договору, в том числе услуга по электроснабжению индивидуальных жилых помещений и по освещению мест общего пользования. Указанный многоквартирный жилой дом оборудован индивидуальными приборами учета электроэнергии и общедомовым прибором учета электроэнергии, в связи с этим при расчете платы за потребленную жителями дома электроэнергию используется формула 9 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. 1 июня 2010 года между ответчиками ООО «Приволжское МПО ЖКХ» и ООО «Энергосетевая компания» был заключен договор поставки электрической энергии № 5532эПр. Согласно данному договору ответчик ООО «Энергосетевая компания» поставляет ответчику ООО «Приволжское МПО ЖКХ» электроэнергию в целях оказания коммунальных услуг гражданам, в том числе для использования на общедомовые нужды. При этом ООО «Энергосетевая компания» в силу пуекта 2.5. этого договора выставляет счета за потребленную электроэнергию непосредственно бытовым потребителям, кроме того, за электроэнергию, использованную для общедомовых нужд, и получает плату по данным счетам непосредственно от бытовых потребителей. Выставление счетов и получение платы с жителей ТСЖ <адрес> ответчик ООО «Энергосетевая компания» начала осуществлять с 1 января 2011 года. Согласно счетам–квитанциям за январь 2011 года общее потребление электроэнергии в доме составило 3600 кВт/ч, из них на индивидуальные приборы учета пришлось 2390 кВт/ч, на общедомовые нужды (ОДН) – 1202 кВт/ч, то есть ровно 1/3 от общего количества электроэнергии, отпущенной на дом за месяц. За февраль 2011 года ОДН составило 650 кВт/ч, то есть была проведена корректировка показателей. За март 2011 года из общего потребления электроэнергии в доме суммарный расход ОДН составил 2190 кВт/ч, то есть 2/3 от всей электроэнергии, отпущенной на дом. 28 февраля 2011 года комиссией в составе председателя и членов ТСЖ <адрес> с участием электрика ООО «Приволжское МПО ЖКХ» было проведено обследование мест общего пользования, в результате которого установлено, что места общего пользования освещаются электролампочками различной мощности в количестве 14 штук, которые в час потребляют 1360 Вт. Иных электроприборов в местах общего пользования не имеется. Путем расчета комиссия установила, что все имеющиеся в местах общего пользования лампочки в один календарный месяц потребляют не более 600 кВт. Результаты проведенного обследования показывают, что ежемесячно часть отпускаемой на дом электроэнергии используется на иные, необщедомовые нужды и не на нужды бытовых потребителей – жителей конкретных жилых помещений этого дома. Следовательно, ответчиком ООО «Энергосетевая компания» расчет платы за электроэнергию, потребленную в указанном доме для электроснабжения общедомовых нужд, по формуле 9 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, произведен неверно и в нарушение действующего законодательства в связи с тем, что один из показателей данной формулы, а именно: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час), не является достоверным, поскольку в него включен и объем электроэнергии, потребленный на иные нужды, кроме общедомовых и индивидуальных, а поэтому эти показания не могли использоваться для расчета оплаты электроэнергии для жителей дома. По мнению прокурора, ответчиком ООО «Энергосетевая компания» были нарушены требования жилищного законодательства, в том числе ч.2 ст.5 ЖК РФ, согласно которой жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, что, в свою очередь, повлекло за собой существенное нарушение прав граждан. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Приволжского района просит обязать ответчика ООО «Энергосетевая компания» произвести перерасчет платы за электроснабжение общедомовых нужд всем абонентам <адрес> за период с 1 января 2011 года по 1 апреля 2011 года в соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. Прокурор также просит обязать ответчика ООО «Приволжское МПО ЖКХ» в месячный срок после вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу установить и ликвидировать причину расходования электроэнергии, отпускаемой на <адрес>, на иные нужды, кроме общедомовых и нужд индивидуальных бытовых потребителей.

Представитель ООО «Энергосетевая компания» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала и пояснила, что в силу ч.2 ст.162 ГК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирном <адрес> выступает ООО «Приволжское МПО ЖКХ». В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, и в силу п.89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., ООО «Приволжское МПО ЖКХ» как исполнитель коммунальных услуг обязано приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика как для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома коммунальной услуги энергоснабжения, так и для использования её на общедомовые нужды. ООО «Энергосетевая компания» осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирный жилой <адрес> на условиях договора № 5532эПр от 01.06.2010 г., заключенного с ООО «Приволжское МПО ЖКХ». В рамках указанного договора ООО «Энергосетевая компания» производит начисление за электроэнергию собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, как за индивидуальное потребление, так и за объем электроэнергии, отпущенный на общедомовые нужды, а так же производит сбор денежных средств от населения за произведенные начисления. Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, а жилые помещения в доме – индивидуальными приборами учета. Согласно условиям договора объемы потребленной электроэнергии определяются согласно показаниям общедомовых приборов учета (ОДПУ), установленных на границе балансовой принадлежности с сетевой организацией ООО «БизнесПроект». В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета и отдельных или всех помещений индивидуальными приборами учета, размер платы за электроэнергию определяется по формуле (9). Законодательством РФ предусмотрено, что объем начислений жителям многоквартирных домов за электроэнергию, потребленную ОДН, находится в пропорциональной зависимости от индивидуального потребления электроэнергии собственником помещений в многоквартирном доме. Все квартиры данного многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета. Начисление абонентам производится в целом за коммунальную услугу «электроснабжение», которая включает в себя как индивидуальное потребление абонентами, так и электроэнергию, отпущенную на общедомовые нужды. При наличии платы за коммунальную услугу «электроснабжение» ООО «Энергосетевая компания» руководствуется данными индивидуальных приборов учета, указанными собственниками жилых помещений в счетах–квитанциях, и данными ОДПУ, которые предоставляются управляющей компанией ООО «Приволжское МПО ЖКХ». Иного порядка распределения платы за объем электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, между жителями многоквартирных домов при наличии общедомовых и индивидуальных приборов учета действующим законодательством не предусмотрено.

Представитель ООО «Приволжское МПО ЖКХ» по доверенности ФИО5 также исковые требования не признал, просил производство по делу прекратить. Ответчик считает, что оснований для обращения с настоящим иском в суд у прокурора не имеется, поскольку прокурор не имеет права обращаться в суд с иском в интересах юридического лица каковым является ТСЖ <адрес> Между ООО «Приволжское МПО ЖКХ» и ТСЖ <адрес> был заключен договор на управление домом. Согласно Уставу товарищества председатель ТСЖ имеет право без доверенности действовать в интересах всех членов товарищества. В Договоре имеется специальное условие, что споры между собой стороны разрешают в арбитражном суде. Кроме того, в договоре указаны сроки, когда сотрудники ООО «Приволжское МПО ЖКХ» снимают показания с электросчетчиков, эти показания передаются в ООО «Энергосетевая компания». Ответственность за своевременное предоставление показаний индивидуальных приборов учета несут граждане, а ООО «Приволжское МПО ЖКХ» несет ответственность за предоставление показаний общедомовых приборов учета.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно протоколу № 1 от 17.06.2008 г. собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> создано товарищество собственников жилья <адрес>

Многоквартирный <адрес>, в интересах жителей которого обратился в суд прокурор, оборудован общедомовым прибором учета расхода электрической энергии, а все квартиры данного дома оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии.

Судом установлено, что ТСЖ <адрес> выбран способ управления – управление управляющей организацией ООО «Приволжское МПО ЖКХ».

Согласно договору управления многоквартирным домом ответчик ООО «Приволжское МПО ЖКХ» является исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуг по электроснабжению.

Между ООО «Энергосетевая компания» и ООО «Приволжское МПО ЖКХ» заключен договор поставки электрической энергии от 01.06.2010 г. № 5532эПр.

Согласно пункту 1.1 указанного договора энергосетевая компания поставляет исполнителю коммунальных услуг электрическую энергию в целях оказания коммунальных услуг гражданам, в том числе для использования на общедомовые нужды.

В соответствии с п.2.5 Договора энергосетевая компания выставляет счета за потребленную непосредственно бытовыми потребителями и использованную на общедомовые нужды электроэнергию.

Согласно п.5.1 договора объем электрической энергии, потребленный бытовым потребителем, включает в себя объем электрической энергии, потребленной бытовым потребителем в жилом помещении; объем электрической энергии, потребленный местами общего пользования многоквартирного жилого дома и распределенный между бытовыми потребителями, проживающими в многоквартирных домах, и потребителями, использующими нежилые помещения в многоквартирных домах (при их наличии), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с п.7 указанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306).

Согласно пункту 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам.

Пунктом 3 Приложения № 2 к Правилам определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:

1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час);

Размер платы за электроснабжение по формуле (9) определяемый исходя из показаний приборов учета, соответствует действующему жилищному законодательству.

Формула (9) учитывает также требования статей 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.

В соответствии с ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 3 ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации при расчете размера платы за электроснабжение учитываются также технически неизбежные и обоснованные потери электроэнергии во внутридомовых инженерных коммуникациях, затраты на общедомовые нужды.

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, организация, предоставляющая коммунальные услуги, обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, в т.ч. электроснабжения, за которые потребитель обязан произвести оплату.

Исходя из указанных положений Правил, плата за поставленную электроэнергию в местах общего пользования в <адрес> правомерно начисляется пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета.

В соответствии с п.4.3 договора от 01.06.2010 г. контроль фактического потребления электроэнергии потребителями осуществляется способом списания ООО «Приволжское МПО ЖКХ» показаний расчетных приборов учета электрической энергии на последний день расчетного месяца.

Суд приходит к выводу, что ООО «Энергосетевая компаний» действует законно при начислении платы за электрическую энергию, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в конкретной квартире, с учетом данных общедомовых приборов учета.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что электроэнергия, отпускаемая на <адрес>, расходуется на иные нужды, кроме общедомовых и нужд индивидуальных бытовых потребителей, истцом не представлено.

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в полном объеме не подлежат удовлетворению.

Что касается доводов представителя ответчика ООО «Приволжское МПО ЖКХ» о том, что оснований для обращения с настоящим иском в суд у прокурора не имелось, поскольку прокурор не имеет права обращаться в суд с иском в интересах юридического лица каковым является ТСЖ <адрес> являются несостоятельными.

В силу части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрела особое общественное значение.

В исковом заявлении прокурор Приволжского района просит суд обязать ООО «Энергосетевая компания» произвести перерасчет платы за электроснабжение общедомовых нужд всем абонентам <адрес>.

Ввиду того, что персональный состав потребителей электроэнергии, на имя которых оформляются счета-извещения за потребленную электрическую энергию, не является стабильным и постоянно изменяется, круг лиц, чьи права нарушаются в результате действий ответчика, определить не представляется возможным.

Исковое заявление прокурора направлено на защиту прав и свобод значительного числа граждан, имеет общественное значение.

При таких обстоятельствах и с учетом положений вышеприведенных норм прокурор Приволжского района Ивановской области действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Приволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергосетевая компания» и Обществу с ограниченной ответственностью «Приволжское МПО ЖКХ» о возложении обязанности совершить определенные действия в полном объеме отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: