О признании права на назначение пенсии



Дело № 2 – 624/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

19 ноября 2010 г. г. Приволжск

Приволжский районный суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Цветковой Л.Р.

при секретаре Шевчук И.В.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2010г. гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском муниципальном районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Приволжском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска истица показала, что она имеет более тридцати лет специального медицинского стажа, в связи с чем имеет право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении такой пенсии, в удовлетворении заявления ответчик ей отказал в связи с отсутствием специального стажа 30 лет при наличии 27 лет 8 месяцев и 21 дня. Ответчик необоснованно отказался включить в специальный стаж период ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На курсы повышения квалификации она направлялась приказом работодателя, она не могла не подчиниться приказу, т.е. находясь на курсах, она также исполняла обязанности медицинской сестры лечебного учреждения. Прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в пять лет является обязательным условием ее профессиональной пригодности. В случае отсутствия сертификата, подтверждающего прохождение курсов повышения квалификации, она может быть уволена с работы, поэтому исключение этих периодов из стажа работы по специальности является необоснованным. Из специального стажа необоснованно исключен период работы в должности медицинской сестры в хирургическом отделении Приволжской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в это время она находилась в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до трех лет. В соответствии с ранее действующим законодательством этот период включался как в общий стаж работы, так и в стаж работы по специальности. Поскольку до 1 ноября 1999г. действовал льготный порядок исчисления трудового стажа для медицинских сестер хирургических отделений. Этот период работы должен быть включен в ее специальный стаж в льготном исчислении с коэффициентом 1,5.

Ответчик необоснованно не применил льготного порядка исчисления трудового стажа в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет. В этот период времени она работала медицинской сестрой в хирургическом отделении Приволжской ЦРБ, и в соответствии с законом, действовавшим до 1 ноября 1999г. год ее работы в хирургическом отделении должен включаться в трудовой стаж как 1 год и 6 месяцев. Отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком в соответствии с действующим в то время законодательством включались как в общий, так и в стаж работы по специальности. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она имела на руках лист временной нетрудоспособности в связи с отпуском по беременности и родам, время получения пособия по государственному социальному страхованию включается в общий и специальный стажи работы. С учетом незаконно исключенных и неправильно сосчитанных периодов работы ее специальный стаж превысит необходимые для назначения пенсии 30 лет, поэтому она просит включить указанные периоды работы ей в специальный стаж, признать отказ ответчика в назначении ей пенсии незаконным и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала и пояснила, что пенсионный фонд принял обоснованное решение об исключении некоторых периодов работы из специального стажа. Находясь на курсах повышения квалификации, истица не работала, а проходила обучение, а в соответствии с правительственными постановлениями и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в специальный трудовой стаж могут включаться только периоды работы. В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет, ей не начислялась заработная плата, этот отпуск предоставлялся работающим женщинам без оплаты, в специальный стаж подлежат включению только оплачиваемые отпуска. Отпуска по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком истице включены в стаж в календарном исчислении, поскольку в эти периоды она находилась в отпуске и не испытывала воздействия вредных профессиональных факторов в связи с которыми и установлено льготное исчисление трудового стажа. Поскольку истица не имеет достаточной продолжительности специального трудового стажа пенсионный фонд обоснованно пришел к выводу об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости. Пенсионный фонд просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпусках по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Указанный период включен истице в стаж в соотношении 1:1. На период отпусков по беременности и родам выдавался больничный лист, и выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию. Период временной нетрудоспособности работника включается и общий и специальный стажи работы. Применение к этому периоду времени особого порядка исчисления специального стажа необоснованно. В соответствии с действующим в то время трудовым законодательством (ст. 167 КЗоТ РСФСР) отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет засчитывается в общий, непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. При этом закон не указывает, что порядок исчисления стажа работы по специальности во время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком каким-либо образом изменяется. Следовательно, применение отличного от периода работы исчисления трудового стажа по специальности во время нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком необоснованно. В соответствии с п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991г. №464 «об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится по следующим правилам: один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. В указанные периоды времени ФИО1 работала медицинской сестрой в хирургическом отделении приволжской ЦРЮ. Неприменение к этим периодам работы льготного порядка исчисления трудового стажа необоснованно. В специальный стаж ФИО1 за указанные выше периоды работы надлежит дополнительно включить 10 месяцев 16 дней.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до трех лет. В этот период времени она работала медицинской сестрой в хирургическом отделении Приволжской ЦРБ. В соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991г. №464 ее специальный трудовой стаж должен исчисляться с применением льготного коэффициента 1,5. Ответчик отказал во включении указанного периода в трудовой стаж, так как ФИО1 в это время находилась в неоплачиваемом отпуске, а в специальный стаж включаются только ежегодные оплачиваемые отпуска.

В указанный период времени действовало постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 22 августа 1989г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим детей», в соответствии с п. 2 которого продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена с 1 декабря 1989г. до достижения ребенком возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. При этом закон не указывает, что правила подсчета специального стажа изменяются. Следовательно, указанный период работы подлежит включению в специальный стаж ФИО1 в льготном исчислении, т.е. в специальный стаж ФИО1 надлежит включить дополнительно 1 год 4 месяца 7 дней.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на курсах повышения квалификации. Прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в пять лет является обязательным условием профессиональной пригодности истицы. На курсы повышения квалификации истица направлялась приказами работодателя. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем трудовом законодательстве (ст. 112 КЗоТ РФ). Находясь на курсах повышения квалификации, истица выполняла приказ своего работодателя, то есть свои трудовые обязанности медицинской сестры хирургического отделения Приволжской ЦРБ. Следовательно, эти периоды времени нельзя считать отвлечением от работы, они должны включаться в специальный трудовой стаж. Таким образом, в специальный трудовой стаж ФИО1 надлежит включить еще 2 месяца 1 день.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Указанный период не включен ответчиком в специальный стаж истицы. В этом случае суд считает действия ответчика законными и обоснованными. В соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ в редакции закона РФ от 25 сентября 1992г. №3543-1 Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Следовательно, указанный период не может быть включен в специальный стаж работы истицы, ввиду прямого указания закона. В этой части иска требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

С учетом незаконно исключенных и неправильно подсчитанных управлением Пенсионного фонда РФ в Приволжском муниципальном районе периодов работы специальный стаж ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30 лет 1 месяц 15 дней, что является достаточным для назначения ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

ФИО1 заявила ходатайство о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 2000 рублей, которые она потратила на оплату услуг по составлению искового заявления в суд. В соответствии со ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Размер расходов подтверждается квитанцией. Следовательно, ходатайство ФИО1 является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Отказать ФИО1 в удовлетворении требования о возложении на Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приволжском муниципальном районе Ивановской области обязанности включить в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения Приволжской ЦРБ;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения Приволжской ЦРБ;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения Приволжской ЦРБ.

Обязать управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приволжском муниципальном районе Ивановской области применить льготный порядок исчисления трудового стажа ФИО1 к периодам ее работы в должности медицинской сестры хирургического отделения Приволжской ЦРБ к периодам временной нетрудоспособности в связи с отпуском по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и к периоду отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж ФИО1 дополнительно 10 месяцев 16 дней.

Обязать управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приволжском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж ФИО1 периода ее работы в должности медицинской сестры в хирургическом отделении Приволжской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, применив льготный порядок исчисления трудового стажа, т.е. включить в специальный стаж ФИО1 1 год 4 месяца 7 дней.

Установить, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 30 лет 1 месяц 15 дней.

Обязать управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приволжском муниципальном районе Ивановской области назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Приволжском муниципальном районе Ивановской области в пользу ФИО1 две тысячи рублей компенсации понесенных судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: / /