Дело № 2 – 420/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 сентября 2012 г. г. Приволжск Приволжский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Цветковой Л.Р. при секретаре Шевчук И.В. с участием прокурора Сосниной О.В. истца Мыльниковой М.Е. представителей ответчика ФИО8, ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2012г. гражданское дело по иску прокурора в интересах ФИО2 к администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о защите жилищных прав УСТАНОВИЛ: Прокурор, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области о защите жилищных прав. В обоснование иска прокурор пояснил, что с 16 ноября 2005г. ФИО2 обратилась в администрацию г. Плеса с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как ребенок-сирота. Без издания постановления ФИО2 была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и была включена в льготный список лиц, имеющих право на получение жилья в порядке, установленном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 10 июня 2011г. ФИО2 снята с льготной очереди детей-сирот и оставлена в общей очереди лиц, нуждающихся в жилых помещениях под номером 46. Основанием для снятия с льготной очереди детей-сирот послужило то обстоятельство, что квартира, в которой проживает ФИО2, пригодна для проживания, а также то, что ФИО2, отказавшись от участия в приватизации квартиры, в которой она проживает, намеренно ухудшила свои жилищные условия. На момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и в настоящее время ФИО2 зарегистрирована по месту постоянного жительства в квартире № <адрес>. От участия в приватизации этой квартиры ФИО2 отказалась. Квартира двухкомнатная, коммунальная, имеет жилую площадь 34,4 кв.м. и общую площадь 49,6 кв.м. ФИО2 с ФИО10 и ФИО2 проживают в одной комнате. Эта комната, от участия в приватизации которой ФИО2 отказалась, принадлежит по праву собственности ФИО10 Комнате, находящейся в собственности ФИО10, соответствует общая площадь квартиры 24,8 кв.м. На каждого жильца, имеющего право проживать в комнате, приходится менее 10 кв.м., т.е. менее учетной нормы площади жилья. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ ФИО2 имеет право состоять на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ФИО2 как лицо из числа детей-сирот имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Отказ ФИО2 от участия в приватизации комнаты, в которой она проживает, никак не отразился на ее жилищных условиях. Жилищные условия ФИО2 остались такими же, какими были при постановке ее на учет. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходным обязательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но обеспечение осуществления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В Ивановской области финансовое обеспечение приобретения жилья для детей-сирот осуществляет Департамент социальной защиты населения в ивановской области. В связи с изложенным прокурор просит признать за ФИО2 как за ребенком-сиротой право на внеочередное представление жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных законом социальных норм. Обязать администрацию Плесского городского поселения включить ФИО2 в список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма с 16 ноября 2005г. Обязать администрацию Плесского городского поселения предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных законом социальных норм вне очереди в срок до 31 декабря 2012г. Обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области в срок необходимый для выполнения администрацией Плесского городского поселения своих обязательств по предоставлению жилого помещения ФИО2 обеспечить в необходимом объеме финансирование Плесскому городскому поселению Приволжского муниципального района Ивановской области на реализацию государственного полномочия Ивановской области по обеспечению жилой площадью детей-сирот. Представитель ответчика ФИО8 исковые требования не признала и пояснила, что ФИО2 16 ноября 2005г. была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, так как она была обеспечена жилым помещением менее установленных законом социальных норм и кроме того она имела статус ребенка-сироты и в соответствии с этим статусом имела право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. В 2011г. было принято решение снять ФИО2 с учета на внеочередное получение жилого помещения как ребенку-сироте, поскольку ФИО2 имела закрепленное за ней жилое помещение пригодное для проживания, от участия в приватизации этого жилого помещения ФИО2 отказалась и тем самым ухудшила свои жилищные условия и в соответствии с законом потеряла право на внеочередное жилое помещение как лицо, имеющее статус ребенка-сироты. На учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, она была оставлена. В настоящее время администрация Плесского городского поселения понимает, что никаких умышленных действий на ухудшение жилищных условий ФИО2 не совершала, ее жилищные условия не изменились, она обеспечена жильем ниже установленных законом социальных норм. Решение о снятии ФИО2 с учета принималось по указанию Департамента социальной защиты населения в Ивановской области. Плесское городское поселение свободного муниципального жилья для предоставления ФИО2 не имеет. При наличии финансирования от Департамента социальной защиты населения на приобретение муниципального жилья для ребенка сироты, администрация выполнить установленную законом обязанность и предоставит жилье ФИО2 по договору социального найма. Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения в Ивановской области исковые требования не признал и пояснил, что в настоящее время на учете лиц, имеющих право на получения жилого помещения вне очереди в связи с наличием статуса ребенка-сироты, кроме ФИО2 состоят еще несколько сотен человек. В настоящее время жилые помещения приобретаются лицам, которые состоят на учете с 2000 г. Предоставление жилого помещения ФИО2 ранее лиц, раньше нее получивших право на получение жилого помещения приведет к нарушению их прав. К незаконному решению администрации Плесского городского поселения о снятии ФИО2 с учета лиц, обладающих статусом ребенка-сироты и имеющих право на получение вне очереди по договору социального найма жилого помещения Департамент социальной защиты населения Ивановской области отношения не имеет. Поэтому неправомерно возлагать на Департамент социальной защиты какие-либо обязанности по обеспечению жильем ФИО2 Закон не запрещает администрации Плесского городского поселения обеспечить ФИО2 жильем за счет собственных средств. Третье лицо Департамент финансов Ивановской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, пояснив, что администратором долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» является Департамент социальной защиты населения Ивановской области. Департамент финансов на основании данных Департамента социальной защиты населения предусмотрел в бюджете на соответствующий финансовый год денежные средства, необходимые для обеспечения жильем детей-сирот. Все обязательства по финансированию указанных расходов Департаментом финансов Ивановской области выполнены в полном объеме. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: ФИО2 обладала статусом лица из числа детей-сирот. Мать ФИО2 – ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) Отца ФИО2 не имела. До совершеннолетия ФИО2 находилась под опекой. За ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 9), состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире жилой площадью 17, 2 кв.м., на эту площадь комнаты приходится 24,8 кв.м. общей площади квартиры. Кроме ФИО2 на этой жилой площади имеют право проживать ее бабушка ФИО10 и сестра ФИО2 (л.д. 15). В Плесском городском поселении Приволжского муниципального района органом местного самоуправления установлена учетная норма площади жилого помещения 10 кв. м общей жилой площади на одного человека. ФИО2 обеспечена жилой площадью менее учетной нормы площади жилого помещения. В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ является нуждающейся в жилых помещениях. 16 ноября 2005г. ФИО2 обратилась в администрацию Плесского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Как пояснила представитель администрации Плесского городского поселения: с этого дня она была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, а также включена в список лиц, имеющих право на получение жилья в порядке, установленном ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 6 февраля 2007г. комната, которая была закреплена за ФИО2, была бесплатно передана в собственность ФИО10 (л.д. 16-17, 19-20). От участия в приватизации комнаты ФИО2 отказалась. 10 июня 2011г. администрацией Плесского городского поселения принято решение об исключении ФИО2 из льготного списка детей-сирот на получение жилья (л.д. 28-31) в связи с тем, что квартира, закрепленная за ФИО2, пригодна для проживания, и поэтому она не может состоять в льготной очереди на получение жилья. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статус лица из числа детей сирот в соответствии со ст. 1 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен до достижения возраста 23 лет. Однако достижение ФИО2 указанного возраста не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилого помещения, и не освобождает соответствующие органы от обязанности по обеспечению ее жилым помещением. Наличие у ФИО2 жилого помещения менее установленных законом социальных норм, хоть и пригодного для проживания, не может лишать ее права на внеочередное получение жилого помещения. Сам факт отказа от приватизации жилого помещения также не является основанием к отказу в предоставлении жилого помещения. Поскольку по смыслу ст. 53 ЖК РФ действия граждан, ухудшающих свои жилищные условия, должны быть совершены умышленно с намерением получить право состоять на учете лиц, нуждающихся в получении жилья. ФИО2 на момент совершения отказа от участия в приватизации комнаты уже состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Участие ее в приватизации комнаты, равно как и отказ от участия в приватизации, никак не могли повлиять не ее жилищные условия. Таким образом, отказывать ФИО2 в предоставлении жилья в соответствии со ст. 53 ЖК РФ неправомерно. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Ивановской области №7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Ивановской области и относятся к расходным обязательствам Ивановской области. В соответствии со ст. 8.1 Закона Ивановской области №7-ОЗ от 14 марта 1997г. Ивановская область передает в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поскольку обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот является расходным обязательством Ивановской области, социальную норму предоставления жилья ФИО2 следует определять в соответствии с п. 5 ст. 21 Закона Ивановской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области», т.е. 33 кв. м на одиноко проживающего человека. С учетом изложенного требования прокурора о признании права ФИО2, как лица из числа детей-сирот, на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных законом социальных норм, возложении обязанности на администрацию Плесского городского поселения включить ФИО2 с 16 ноября 2005г. в список лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма, и предоставить ФИО2 в срок до 31 декабря 2012г. жилое помещение не ниже установленных законом социальных норм вне очереди являются законными и обоснованными. Как уже указывалось выше, обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот относится к расходным обязательствам Ивановской области. В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Ч. 2 ст. 8.1. Закона Ивановской области от 14 марта 1997г. №7-ОЗ устанавливает, что средства на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. В Ивановской области обеспечение жильем лиц из числа детей сирот производится в соответствии с долгосрочной целевой программой «Дети Ивановской области» на 2009-2013г.г., утвержденной постановлением Правительства Ивановской области №244-п от 24 сентября 2008г. Администратором программы является Департамент социальной защиты населения в Ивановской области. Распределением бюджетных субвенций между органами местного самоуправления Ивановской области занимается Департамент социальной защиты населения. Неправомерное исключение ФИО2 из списка лиц, из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения, не может лишать ее права на участие в программе «Дети Ивановской области» на 2009-2013г., и не освобождает Ивановскую область от исполнения, возложенного на нее законом государственного полномочия по обеспечению жильем ребенка-сироты. Следовательно, требования прокурора о возложении обязанности на Департамент социальной защиты населения Ивановской области обеспечить финансирование Плесскому городскому поселению Приволжского муниципального района Ивановской области на реализацию государственного полномочия Ивановской области по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для приобретения жилого помещения и предоставления его ФИО2 являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать за ФИО2, как за лицом из числа детей-сирот, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных законом социальных норм. Обязать администрацию Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области включить ФИО2 в список лиц из числа детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди с 16 ноября 2005г. Обязать администрацию Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области предоставить ФИО2 жилое помещение не ниже установленных законом социальных норм вне очереди в срок до 31 декабря 2012г. Обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области в срок необходимый для исполнения установленного настоящим решением суда обязательства Плесским городским поселением Приволжского муниципального района Ивановской области обеспечить финансирование Плесскому городскому поселению Приволжского муниципального района Ивановской области на реализацию государственного полномочия Ивановской области по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для приобретения жилого помещения и предоставления его ФИО2. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий: / /