№2-370/2011 Решение от 02.06.2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2011 года                                                                                с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Бавиевой Л.И., с участием старшего помощника прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры Завадиной О.А., при секретаре Власенко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании бездействия администрации Муниципального образования «… сельсовет» Приволжского района Астраханской области незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнического сооружения,

установил:

Прокурор Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «…сельсовет» Приволжского района Астраханской области, выразившегося в не постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения, представляющего собой дамбу, состоящую из двух труб диаметром 1000 мм каждая, с установленными регулирующими устройствами - шлюз регулятор, дамба выполнена в виде земляной насыпи, откосы из бетона, длина дамбы составляет 17-20 метров, ширина 4,5-5 метра, по гребню дамбы осуществляется движение транспорта, находящуюся на территории этого муниципального образования; а также устранении допущенных нарушений путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестр) с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного с приложениями необходимых для этого документов.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в связи с поступившей жалобой была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений (далее ГТС), в ходе которой было установлено, что на территории МО «.. сельсовет» имеется вышеуказанное ГТС, обеспечивающее по заключению специалистов Нижне-Волжского бассейнового водного управления пропуск, удержание воды в маловодные годы, защиту с. Н.. от затопления в период весеннего половодья и создающее прочность ерика Ч... Данное ГТС является бесхозяйным, не включено в перечень гидротехнических сооружений Астраханской области. В нарушение ст. 225 ГК РФ, Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 с изменениями от 12.11.2004, администрация МО «..сельсовет» не предприняла мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет данного ГТС, находящегося на территории муниципального образования, в качестве бесхозяйного имущества. В связи с отсутствием собственника ГТС и бездействия администрации МО «.. сельсовет» по постановке их на учет, контроль за состоянием ГТС никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются.

В судебном заседании старший помощник прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры Завадина О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, уточнила месторасположение ГТС – устье ерика Черепашка в с. Н... Астраханской области.

Представитель заинтересованного лица - администрации МО «. сельсовет» Приволжского района Астраханской области Лисицкий Н.Ю., действующий на основании доверенности. .., требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил приобщенное к материалам дела заявление. Последствия признания заявленных требований, предусмотренные ч.3 ст. 173 ГПК ему разъяснены и понятны. Ходатайствовал об отсрочке исполнения решения на три месяца, в связи с необходимостью временных затрат для подготовки пакета документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра).

Представитель третьего лица - Нижнее-Волжского бассейнового водного управления в судебное заседание, будучи надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой требования поддерживают в полном объеме.

Представитель третьего лица Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора в судебное заседание, будучи надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой требования поддерживают в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Суд, выслушав старшего помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимает признание заинтересованным лицом заявленных прокурором требований, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В судебном заседании установлено, что на территории МО «.. сельсовет», а именно, в устье ерика Ч..в с. Н.. Астраханской области расположено гидротехническое сооружение - дамба, состоящая из двух труб диаметром 1000 мм каждая, с установленными регулирующими устройствами - шлюз регулятор, дамба выполнена в виде земляной насыпи, откосы из бетона, длина дамбы составляет 17-20 метров, ширина 4,5- 5 метра, по гребню дамбы осуществляется движение транспорта, собственник которого не установлен. Согласно письму администрации МО «.. сельсовет» Приволжского района Астраханской области № … от … гидротехническое сооружение на балансе администрации не состоит.

Отсутствие собственника гидротехнического сооружения приводит к неисполнению установленных законодательством требований по обеспечению безопасности данного ГТС, что создает опасность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к во­просам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 9, 24, 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «… сельсовет» Приволжского района Астраханской области к вопро­сам местного значения МО «… сельсовет» отнесено участие в предупреждении и ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО «… сельсовет»; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муници­пального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоро­вья.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехни­ческого сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организа­ция обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооруже­ний при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и лик­видации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического со­оружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществ­лять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безо­пасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротех­нического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хо­зяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначен­ные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по экс­плуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по пре­дотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Названные меры, предусмотренные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехни­ческого сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуа­ции, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполне­ние установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического со­оружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижи­мые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которо­го они находятся.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Правительством РФ от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Поскольку данное гидротехническое сооружение расположено в административных границах МО «.. сельсовет» Приволжского района Астраханской области, необращение администрации поселения в управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Кроме органов местного самоуправления законодательством РФ не названо других лиц, участников гражданского оборота, которые могли бы подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст.203 ГПК суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Учитывая, что сбор необходимых документов для подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества и их оформление требуют значительного времени и связаны с определенными затратами, суд считает необходимым отсрочить исполнение решения суда до 02.09.2011.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194 - 198, 206, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании бездействия администрации Муниципального образования «..сельсовет» Приволжского района Астраханской области незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного гидротехническое сооружение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «.. сельсовет» Приволжского района Астраханской области по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет в качестве бесхозяйного гидротехнического сооружения, представляющего собой дамбу, состоящую из двух труб диаметром 1000 мм каждая, с установленными регулирующими устройствами - шлюз регулятор, дамба выполнена в виде земляной насыпи, откосы из бетона, длина дамбы составляет 17-20 метров, ширина 4,5- 5 метра, по гребню дамбы осуществляется движение транспорта, расположенную в устье ерика Ч. с. Н. Приволжского района Астраханской области.

Обязать администрацию Муниципального образования «.. сельсовет» Приволжского района Астраханской области подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, для принятия на учет в качестве бесхозяйного гидротехнического сооружения - дамбу, состоящую из двух труб диаметром 1000 мм каждая, с установленными регулирующими устройствами - шлюз регулятор, дамба выполнена в виде земляной насыпи, откосы из бетона, длина дамбы составляет 17-20 метров, ширина 4,5-5 метра, по гребню дамбы осуществляется движение транспорта, расположенную в устье ерика Ч. с. Н. Приволжского района Астраханской области, с приложениями документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Исполнение решения отсрочить до 01 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате.

СУДЬЯ                                                           Л.И. Бавиева