РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «15» июля 2011 года с. Началово УСТАНОВИЛ: Джальмуханова З.Ж. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, указав, что решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по основанию отсутствия необходимого стажа. В подсчет стажа не вошли периоды: н. на к. п. к. с __.__.___ года по __._._ года, с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._._ года, а также нахождения в д. о. и о. по у. за р. с _._._ года по _._._ года. Просила признать отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, включить спорные периоды времени в подсчет льготного стажа и назначить досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения за назначением пенсии с _._._ года. В судебном заседании истец и её представитель Апян Г.М. требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнению к нему. Представитель ответчика Гаджиев В.З. иск не признал, мотивируя тем, что не были включены периоды нахождения на к. п. к., так как в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в эти периоды истец не выполняла нормы педагогической нагрузки, а трудовым законодательством период нахождения в д. о. и о. по у. за р. не предусмотрен для включения. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2). В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Решением комиссии по назначению и пересчету пенсий Государственного учреждения управление Пенсионного фонда РФ в П. р. АО от _._._ года истцу в назначении пенсии по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2002 года № 173-ФЗ отказано, в связи с отсутствием достаточного льготного стажа. Из материалов дела следует, что в подсчет указанного стажа не были включены периоды: нахождения на к. п. к. с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._.__ года, с _._._ года по _._.__ года, с _._._ года по _._.__ года. Из пояснений представителя истца следует, что нахождение на к. п. к. является обязательным условием для работы в педагогических учреждениях. В судебном заседании представитель ответчика утверждал, что в законодательстве не прописано о том, что указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, в связи с чем законных оснований для назначения льготной пенсии ей не имеется. Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на к. п. к. является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на к. п. к. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. В подсчет стажа не был включен и период нахождения в д. о. и о. по у. за р. с _._._ года по _._.__ года. Как усматривается из материалов дела, истец находилась в д. о. с _ года по _ года, в о. по у. за р. с ______ по ____ года. Обжалуемым решением ответчика в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, зачтен период нахождения истца в о. по у. за р. только до _._.___года. Право на включение в стаж работы по специальности период нахождения в д.о. и о. по у. за р. с _._.__ года по _._.__ года возникло у истца до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»). До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в о. по у. за р. в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) истца начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с _._.__ года по __.__.___ года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Имеющийся у истца специальный стаж даёт ей право претендовать на досрочное назначение пенсии. С учетом изложенного и в соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.01.2001 года № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия истцу должна быть назначена со дня подачи заявления, а именно с _._.___ года. РЕШИЛ: иск Джальмухановой З.Ж. к Государственному учреждению управление Пенсионного фонда РФ в П. р. АО о признании действий неправомерными, назначение пенсии удовлетворить. Обязать Государственное учреждение управление Пенсионного фонда РФ в П. р. АО включить Джальмухановой З.Ж. в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью периоды: - нахождения на к. п. к. с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._._ года, с _._._ года по _._._ года; - нахождения в д. о. и о. по у. за р. с _._._ года по_._._ года. Обязать Государственное. досрочную трудовую пенсию со дня подачи заявления _._._ года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме. СУДЬЯ Н.В. Мернов