№2-531/2011 Решение 28.07.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» июля 2011 года                                                                     с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи МЕРНОВА Н.В., с участием помощника прокурора Уставицкого И.В., при секретаре Тихоновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределённого круга лиц к администрации МО «Село Карагали» П. р. АО о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику, указав, что в ходе проверки _._.__ года, проведенной прокуратурой с привлечением специалистов У.Ф. с. по н. в сфере з. п. п. и б. ч. по АО, службы природопользования и охраны окружающей среды АО, ОАО «А. А.» в сфере соблюдения законодательства о безопасности полетов, обращения с отходами производства и потребления в деятельности, на территории МО «Я.с.» П. р. АО была обнаружена несанкционированная свалка б. о. и м., способствующих массовому скоплению п., а именно: на _________свалка б. о., ш. ж., п. м. с п. о., п. п., б. м. от строительных смесей, пластиковых и стеклянных бутылок, картонной тары, ветвей деревьев, с. р. размерами _*_ м., средней высотой ___ м. В нарушение требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральных правил использования воздушного транспорта РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 года № 138 администрация МО «Село Карагали» П. р. АО фактически санкционировала сброс отходов на указанном земельном участке на почву, чем ухудшила состояние земельных участков, создав неблагоприятную окружающую среду для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушив тем самым права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с этим, просил суд обязать ответчика ликвидировать места несанкционированного размещения отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Уставицкий И.В. заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации МО «Село Карагали» П. р. АО Хужанбирдиева Г.Х. не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений против заявленных требований не представил.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, приходит к выводу о следующем.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции РФ закрепляется три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду; право на получение достоверной информации о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к так называемым экологическим правам каждого человека: субъектами этих прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

Окружающая среда оказывает либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей, от её состояния зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений. Достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды.

Используемый в данной статье термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека.

Статья 58 Конституции РФ выделяет в качестве самостоятельных объектов охраны природы, окружающую среду и природные богатства. Таким образом, праву каждого человека на благоприятную окружающую среду сопутствует его обязанность сохранить природу, окружающую среду, природные богатства. В Конституции РФ особо выделяется обязанность граждан не наносить ущерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами (ст.36 Конституции РФ).

В статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляется право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду должно проводиться на основании Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которому в Российской Федерации осуществляются государственная и общественная экологическая экспертиза (ст.4). Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта такой экспертизы (п. 5 ст. 18).

Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, которые предъявляются к: планировке и застройке городских и сельских поселений; продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства; потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции; водным объектам; атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях; почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок; сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления; жилым помещениям; эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; условиям труда; условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами; условиями работы с источниками физических факторов воздействия на человека (ст. 12-28).

Как видно, право каждого на благоприятную окружающую среду имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в различных нормативных правовых актах: на благоприятную окружающую природную среду, на благоприятные жилищные условия, на благоприятные условия труда и отдыха и др. Эти права обеспечиваются и правом на достоверную информацию об окружающей среде.

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения, является, с одной стороны, гарантией обеспечения их права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами устанавливается по правилам ст. 1069, 1071 ГК РФ.

Согласно ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, учитывая наличие не санкционированной свалки ТБО, суд приходит к выводу о нарушении прав и свобод неопределённого круга лиц, в том числе жителей села Карагали П. р. АО, а также интересов РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление Астраханского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределённого круга лиц к администрации МО «Село Карагали» П. р. АО о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Село Карагали» П. р. АО ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на почве, а именно, на __________, состоящую из б. о., ш. ж., п. м. с п. о., п. п., б. м. от с. с., п. и с. б., ка. Т., в. д., с.р. размерами _*_ м., средней высотой __ м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ                                                        Н.В. Мернов