бесхоз. суда (прокурор-АМО Началово, АМО Бирюк, АМО Растопуловка)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«13» августа 2012 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием помощника прокурора Круглова О.Б., при секретаре Шахбановой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет, обязании осуществить постановку на регистрационный учет, по заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет, обязании осуществить постановку на регистрационный учет, по заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет, обязании осуществить постановку на регистрационный учет,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту государственных и общественных интересов, о понуждении администрации МО «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области, администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, администрации МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к подаче заявления для постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органа, осуществляющего регистрацию права на недвижимое имущество, указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на 30,7 км. левого берега акватории реки Бушма, расположен полузатонувший металлический паром. Участок побережья, на котором обнаружено затонувшее плавсредство является территорией МО «Бирюковский сельсовет». На 3011,0 км. левого берега акватории реки Волга, расположен полузатонувший корпус металлического остатка теплохода. Участок побережья, на котором обнаружено затонувшее плавсредство является территорией МО «Село Растопуловка». На 16,1 км. правого берега акватории реки Кривая Болда, расположен полузатонувший корпус металлической баржи. Участок побережья, на котором обнаружено затонувшее плавсредство является территорией МО «Началовский». Приблизительное время нахождения их в акватории реки составляет не менее 8 лет. Установить владельца затонувших плавсредств не представилось возможным, какие-либо меры по их поднятию и утилизации не принимались. Заявления о постановке на учет указанных плавсредств как бесхозного имущества в целях дальнейшего оформления их в муниципальную собственность и утилизации в управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте не подавались. В связи с чем просил признать бездействие администрации МО «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области, администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, администрации МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет, и обязать осуществить постановку на регистрационный учет.

В судебном заседании помощник прокурора Круглов О.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители заинтересованных лиц не возражали против удовлетворения заявленных требований, обязались выполнить все необходимые действия.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации бесхозное судно подлежит специальному учету государственной речной судоходной инспекцией бассейна на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное судно.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В этом случае орган местного самоуправления должен (п. 3 ст. 225 ГК РФ) подать заявление в территориальное управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте о принятии такого имущества на учет как бесхозную вещь. Согласно распоряжению Ространснадзора от июля 2005 г. N АН-149-р(фс) «Об организации регистрации судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания территориальными управлениями государственного надзора на внутреннем водном транспорте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», органами, осуществляющими регистрацию судов и прав на них, являются управления государственного надзора на Внутреннем водном транспорте (БУГН на ВВТ). Поэтому именно они являются в данном случае органами, указанными в п. 3 ст. 225 ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что на 30,7 км. левого берега акватории реки Бушма, расположен полузатонувший металлический паром. Участок побережья, на котором обнаружено затонувшее плавсредство является территорией МО «Бирюковский сельсовет». На 3011,0 км. левого берега акватории реки Волга, расположен полузатонувший корпус металлического остатка теплохода. Участок побережья, на котором обнаружено затонувшее плавсредство является территорией МО «Село Растопуловка». На 16,1 км. правого берега акватории реки Кривая Болда, расположен полузатонувший корпус металлической баржи. Участок побережья, на котором обнаружено затонувшее плавсредство является территорией МО «Началовский». Приблизительное время нахождения их в акватории реки составляет не менее 8 лет. Установить владельца затонувших плавсредств не представилось возможным, какие-либо меры по их поднятию и утилизации не принимались. Заявления о постановке на учет указанных плавсредств как бесхозного имущества в целях дальнейшего оформления их в муниципальную собственность и утилизации в управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте не подавались.

Согласно ст. 45 кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ) к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либор выброшены на мелководье или берег. В связи с чем, указанный выше понтон, расположенный частью в акватории реки, а частью на побережье указанной реки подпадает под понятие затонувшего судна.

В соответствии со ст. 6 ВК РФ водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования и каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой.

Так как полузатонувшие плавсредства занимают значительную часть береговых полос, это затрудняет пользование береговыми полосами, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ, в связи в чем нарушаются интересы РФ.

Кроме того, нахождение полузатонувших плавсредств в акватории рек влечет затруднение судоходства, а также созданию возможности столкновения в ночное время суток, что как следствие угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 36 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3 осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья является одним из направлений деятельности органов местного самоуправления.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду представлено не было, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя в части нарушения природоохранного законодательства в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет, выявленного в ходе проверки и удовлетворении в связи с этим требований о признании бездействия незаконным в отношении неопределенного круга лиц и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет, обязании осуществить постановку на регистрационный учет, по заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет, обязании осуществить постановку на регистрационный учет, по заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет, обязании осуществить постановку на регистрационный учет удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет незаконным.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет незаконным.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части не постановки бесхозной недвижимой вещи на регистрационный учет незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области осуществить постановку металлического полузатонувшего парома, находящегося на 30,7 км левого берега акватории реки Бушма, как бесхозной вещи на учет органа, осуществляющего регистрацию права на недвижимое имущество.

Обязать администрацию муниципального образования «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области осуществить постановку полузатонувшего корпуса металлического остатка теплохода, находящегося на 3011,0 км левого берега акватории реки Волга, как бесхозной вещи на учет органа, осуществляющего регистрацию права на недвижимое имущество.

Обязать администрацию муниципального образования «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области осуществить постановку металлического корпуса металлической баржи, находящегося на 16,1 км правого берега акватории реки Кривая Болда, как бесхозной вещи на учет органа, осуществляющего регистрацию права на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ Н.В. Мернов