Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ10 августа 2010 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Иваниной Т.Н.,
при секретаре Маклиной Е.А.,
с участием
истца Новикова Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда города Тулы гражданское дело № 2-1175/10 по иску Новиковой ФИО8, Новикова ФИО9 к МУП муниципального образования «город Тула Тульской области» «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации города Тулы, ОАО «Косогорский металлургический завод имени Ф.Э. Дзержинского», Территориальному управлению Администрации города Тулы по Привокзальному и Советскому районам о признании права собственности в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Новикова А.С., Новиков Г.И. обратились в суд с иском к МУП муниципального образования «город Тула Тульской области» «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство», ОАО «Косогорский металлургический завод имени Ф.Э.Дзержинского», Администрации города Тулы, Территориальному управлению Администрации города Тулы по Привокзальному и Советскому районам о признании права собственности в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что они проживают по договору социального найма в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ... .... Реализуя свое право на бесплатную передачу жилья они обратились в МУП «КЖКХ» с заявлением о приватизации занимаемой ими квартиры. 16 мая 2005 года МУП «КЖКХ» заключило с ними договор передачи по которому указанная квартира передана им в собственность. Для регистрации права собственности на данную квартиру они обратились в Управление Федеральной регистрационной службы по Тульской области, представив необходимые документы, однако регистрация права была приостановлена, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В тоже время в соответствии со ст. 294, 296 ГК Российской Федерации субъектами права хозяйственного ведения могут являться исключительно государственный или муниципальные унитарные предприятия, а субъектами права оперативного управления – казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления, (ст. 9 Закона Российской Федерации «об основах федеральной жилищной политики»). Право МУП муниципального образования «город Тула Тульской области» «Косогорское ЖКХ» в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано и в силу п. 2 ст. 8 не считается возникшим. Документы, подтверждающие право Муниципального унитарного предприятия «Косогорское ЖКХ» самостоятельно распоряжаться данным жилым помещением отсутствуют. Просит суд признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по ..., ..., ... по ? доли за каждым.
Истец Новиков Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Истец Новикова А.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «КЖКХ» по доверенности Козлов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие представителя.
Представитель ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Мохначева И.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила суду письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика территориального управления администрации г. Тулы по Привокзальному и Советскому районам в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ОАО «Косогорский металлургический завод им. Дзержинского» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснение истца Новикова Г.И., исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 2, 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.18 вышеуказанного закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
По смыслу выше указанной нормы закона, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В силу ст.ст.217, 218 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как усматривается из ст.6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениям и, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст.ст. 294, 296 ГПК Российской Федерации субъектами права хозяйственного ведения могут являться исключительно государственные или муниципальные унитарные предприятия, а субъектами права оперативного управления – казенные предприятия, а также учреждения, в отношении закрепленного за ними имущества.
Судом установлено, что нанимателем квартиры № 2 дома № 20 по ул. Пушкина, пос. Косая Гора, г. Тулы, согласно выписки из лицевого счета, является Новикова ФИО10.
Как видно из выписки из домовой книги, на регистрационном учете в указанной квартире, помимо нанимателя, состоит член ее семьи Новиков Г.И.- сын.
Как усматривается из справки (паспорта) на квартиру, комнату для приватизации Номер обезличенКф от 01.04.2005 года, изготовленной ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное бюро технической инвентаризации» Тульским филиалом межрайонного производственного участка спорная квартира Номер обезличен находится в жилом доме, зарегистрированном за ЖКО Косогорского металлургического завода им. Дзержинского на основании решения Исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся г. Тулы № 1-6а от 31.03.1975 года.
Согласно договору передачи за Номер обезличен от 16 мая 2005 года, заключенного с МУП «Косогорское ЖКХ» квартира Номер обезличен дома Номер обезличен общей площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 43,6 кв.м. по ... ... ... передана в долевую собственность Новиковой ФИО11 и Новикову ФИО12 по ? доли.
В соответствии с уведомлением о приостановлении государственной регистрации управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области Номер обезличен адресованным Новиковой А.С., Новикову Г.И. приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиру Номер обезличен, расположенную по адресу: ..., ..., ... ..., ... по тем основаниям, что в право Муниципального унитарного предприятия « Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано и в силу п. 2 ст. 8 ГК Российской Федерации не считается возникшим. В силу ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» МУП «КЖКХ» не наделено полномочиями по передаче квартиры в собственность граждан в порядке приватизации.
В силу ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из смысла выше указанной нормы Закона следует, что истцы имеют право на реализацию своего права приобрести в собственность, занимаемое ими жилое помещение, в порядке бесплатной приватизации, в судебном порядке.
Кроме того, при разрешении данного спора, суд считает необходимым учесть, что в силу п.2 Постановления Правительства от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в редакции от 24.12.1993г.) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения и районов, кроме районов в городах). Как видно из п.1 Приложения 3 к таковым объектам относятся жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Таким образом, судом установлено, что жилой дом, в котором находится спорная квартира, передан на праве оперативного управления как объект муниципальной собственности, на баланс МУП «Косогорское ЖКХ», однако право муниципальной собственности на указанный жилой дом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Спор о принадлежности жилого дома между ОАО «КМЗ» и муниципальным образованием отсутствует.
Отсутствие регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может служить препятствием для признания за гражданами права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение.
В силу изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что истцы, занимая спорное жилое помещение на законных основаниях, будучи в нем зарегистрированными и фактически проживающими, вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации. Обстоятельств, исключающих возможность приватизации жилого помещения истцами, судом не установлено, отказ в наделении их правами собственника в силу ряда объективных и субъективных причин, в том числе ввиду отсутствия надлежаще оформленных документов на владельца жилищного фонда существенно ущемляет законные права истцов.
При указанных обстоятельствах суд находит исковое требование о признании за Новиковой А.С. и Новиковым Г.И. права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Новиковой ФИО15 и Новикова ФИО16 удовлетворить.
Признать право собственности на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ..., ... ... ..., общей площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 43,6 кв.м. за Новиковой ФИО13, Новиковым ФИО14 по ? доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Н. Иванина