решение от 15.11.23010г об обязании предоставления земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2010 года г. Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Иваниной Т.Н.,

при секретаре Маклиной Е.А.,

с участием

представителя истца Козенковой Н.М. по доверенности Гришиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-1244/10 по иску Козенковой Н.М. к департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, территориальному управлению администрации города Тулы по Привокзальному и Советскому районам, администрации Тульской области об обязании предоставления земельного участка в собственности за плату,

у с т а н о в и л:

Козенкова Н.М. обратилась в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, территориальному управлению администрации города Тулы по Привокзальному и Советскому районам, администрации Тульской области об обязании предоставления земельного участка в собственность за плату, ссылаясь на то, что на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 14.10.1992 года, выданного Администрацией Привокзального района г. Тулы, свидетельства о государственной регистрации права от 05.06.2009 года ей принадлежит право собственности на жилой дом общей площадью 163,8 кв.м, лит. А. под А., а, расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, *, ул. *, д. №. Государственный акт выдан Администрацией Привокзального района г. Тулы на основании Постановления Администрации Привокзального района г. Тулы от 20.07.1992 года. Согласно данному акту ей предоставлено в собственность 0,0968 гектаров земель в границах, указанных на чертеже, утвержденном архитектором Привокзального района г. Тулы и председателем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам г. Тулы, для строительства индивидуального жилого дома. Для государственной регистрации права на земельный участок по ее заявлению Тульским городским геодезическим центром была выполнена топосъемка участка и произведен акт обмера земельного участка, согласно которому, площадь земельного участка составила 1192 кв.м. Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями, председателем уличного комитета, главным управлением архитектуры, Администрацией Привокзального района г. Тулы. В связи с тем, что на земельный участок была нанесена проектная красная линия, разделяющая данный земельный участок на два участка: площадью 968 кв.м и площадью 224 кв.м, в соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ, на кадастровый учет были поставлены оба участка. Постановлением Главы администрации Привокзального района Управы г. Тулы от 23.05.2002 года установлен разрешенный вид использования земельного участка площадью 224 кв.м - эксплуатация и обслуживание индивидуального жилого дома; из земель общего пользования г. Тулы ( земли общего пользования) земельный участок, кадастровый № площадью 224 кв.м, расположенный по адресу г. Тула, ул. *, д.№ предоставлен ей в аренду сроком на 50 лет, также определена общая площадь земельного участка 1192 кв.м. Пунктом 4 постановления, на нее возложены обязательства по заключению договора аренды на земельный участок с администрацией района и регистрации права аренды на земельный участок в Тульской областном регистрационном центре. Постановление зарегистрировано в Тульском бюро технической инвентаризации. Договор аренды на указанный земельный участок не заключался. В настоящее время проектная красная линия перенесена и не пересекает земельный участок. В упрощенном порядке она переоформила право на земельный участок, и ей выдано свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2009 года на земельный участок с кадастровым номером № площадью 968 кв.м, по адресу г. Тула, ул. *, д.№. В предоставлении земельного участка площадью 224 кв.м кадастровый номер №, расположенного по адресу г. Тула, Привокзальный район, ул. *, дом №, ей было отказано. Как следует из сообщения директора департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 05.11.2009 года, федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Тульской области не определен порядок предоставления дополнительных земельных участков в собственность. Полагает, что ей незаконно отказано в предоставлении участка, который относится к одному домовладению, расположенному по одному адресу. Решение ответчика не соответствует законодательству, поскольку, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, отсутствие порядка предоставления земельных участков не является основанием для отказа в его предоставлении. Земельному участку площадью 224 кв.м с кадастровым № присвоен тот же адрес, что и земельному участку, предоставленному ей в собственность; более 15 лет она улучшала на этом свободном земельном участке плодородный слой почвы, использовала для огородничества, кроме того, на данном земельном участке располагается выгреб канализации, запрета на использование данного участка со стороны компетентных органов не было. Просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 224 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу г. Гула, Привокзальный р-н, ул. *, дом №.

Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила обязать администрацию Тульской области вынести решение о предоставлении Козенковой Н.М. земельного участка, площадью 224 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул. * д. № в собственность за плату.

Истец Козенкова Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Гришина Е.М. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений по Тульской области по доверенности Лепехин М.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, при этом указал, что дополнительный земельный участок для эксплуатации жилого дома предоставляется в случае если площадь такого земельного участка менее минимального размера земельных участков, установленного решением Тульской городской Думы от 27.11.2002 года № 15/268 «О размерах земельных участков для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов», то есть менее 300 кв.м., а общая площадь земельного участка, имеющегося у гражданина на праве собственности для эксплуатации индивидуального жилого дома и испрашиваемого земельного участка менее максимального размера земельных участков, то есть менее 1200 кв.м. Просит принять решение на усмотрение суда в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Представитель ответчика территориального управления администрации города Тулы по Привокзальному и Советскому районам в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения представителя истца по доверенности Гришина Е.М., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ч.3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона.

В соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Как усматривается из положений ч.2 т.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Правом распоряжаться земельными участками наделены их собственники или лица, уполномоченные ими.

Согласно ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы материального права, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, установленного ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с ч.1 ст.33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливают: федеральными законами- из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов РФ- из земель, находящихся в собственности субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно Закону Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области-городе Туле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Администрация Тульской области определяет исполнительный орган государственной власти Тульской области, уполномоченный на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее - уполномоченный орган).

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом по распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, являются, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Тульской области от 21.01.2008 года № 34 (с последующими изменениями и дополнениями), Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.

Пунктом 1 положения «Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области-городе Туле для целей, не связанных со строительством» утвержденного постановлением администрации Тульской области от 1 февраля 2010 г. N 104 (в ред. Постановления администрации Тульской области от 29.06.2010 N 585) установлен порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством, то есть возведением объектов капитального строительства (недвижимого имущества), в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков.

Земельные участки предоставляются заинтересованным лицам для целей, указанных в пункте 1 настоящего Положения, на принципах эффективности, публичности, справедливости и прозрачности процедур.

Согласно главе 8 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы», утвержденному решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 года № 11/180 (в редакции от 23.06.2010 года), по заявлению правообладателя границы предоставленного ему земельного участка могут быть изменены, если это не противоречит земельному, градостроительному и гражданскому законодательству, посредством:

- присоединения к земельному участку (основной земельный участок) части смежного с ним земельного участка или части из состава резервных земель либо земель общего пользования, которая формируется в качестве дополнительного (не самостоятельного) земельного участка по отношению к основному земельному участку (увеличение существующего земельного участка);

- выдела из земельного участка его части с присоединением ее к смежному земельному участку или включением ее в состав резервных земель либо земель общего пользования (уменьшение существующего земельного участка);

- объединения нескольких и более смежных между собой земельных участков (образование нового земельного участка за счет нескольких и более существующих земельных участков);

- раздела делимого земельного участка (образование из одного существующего земельного участка нескольких и более новых земельных участков);

- изменения конфигурации земельного участка (уточнение прохождения границ существующего земельного участка без изменения его площади) ( п.8.1).

Согласно п. 8.7 указанного Положения площадь дополнительного земельного участка, присоединяемого к основному земельному участку, предоставленному для строительства и/или эксплуатации индивидуального жилого дома, не может превышать минимальный размер, установленный для данного вида разрешенного использования земельного участка.

Из смысла данной нормы следует, что, если площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного для земельных участков конкретного вида разрешенного использования, то такой участок не может быть предоставлен в качестве самостоятельного объекта права, а может быть предоставлен в качестве дополнительно.

Согласно решению Тульской городской Думы от 27.10.2004 года № 49/963 минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации малоэтажного жилого дома составляет 300 кв.м., максимальный размер 1200 кв.м.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05 июня 2009 года Козенковой Н.М. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: г.Тула, Привокзальный район, *, ул. *, д.№.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.05.2009 года Козенкова Н.М. имеет в собственности земельный участок общей площадью 968 кв.м. на землях населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, ул. *, д. №. Земельному участку присвоен кадастровый номер №.

Постановлением Главы администрации Привокзального района Управы г. Тулы № от 23.05.2002 года установлен разрешенный вид использования земельного участка - эксплуатация и обслуживание индивидуального жилого дома, Козенковой Н.М. предоставлен из земель г. Тулы (земли общего пользования) земельный участок, кадастровый номер №, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, ул. *, д. № в аренду сроком на 50 лет. Считать общую площадь участка 1192 кв.м.

Пунктом 4 постановления, на нее возложены обязательства по заключению договора аренды на земельный участок с администрацией района и регистрации права аренды на земельный участок в Тульской областном регистрационном центре.

Как пояснила в судебном заседании представитель истца по доверенности Гришина Е.М. договор аренды на указанный земельный участок не заключался.

Из кадастровой выписки о земельном участке, изготовленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 23.04.2020 года следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ул.*, д. № имеет кадастровый номер №. Категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация и обслуживание индивидуального жилого дома.

21.10.2009 года Козенкова Е.М. обратилась с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул. *, д. №

Сообщением от 05.11.2009 года Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области проинформировал Козенкову Е.М. о том, что федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Тульской области не определен порядок предоставления дополнительных земельных участков, в связи с чем предоставленные Козенковой Н.М. документы были последней возвращены.

Как усматривается из уведомления № от 23 августа 2010 года об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, *, ул. *, д. №, общей площадью 224 кв.м.

На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что спорный земельный участок, имеющий площадь 224 кв.м., не превышает минимальный размер, установленный для данного вида разрешенного использования земельного участка, общая площадь земельного участка, принадлежащего Козенковой Н.М. и спорного земельного участка не будет превышать максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации малоэтажного жилого дома, определенного в размере 1200 кв.м, имеющийся земельный участок и испрашиваемый участок имеют общую границу, в связи с чем земельный участок, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, * ул. *, д. №, может быть предоставлен истице, как дополнительный земельный участок.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Козенковой Н.М. удовлетворить.

Обязать администрацию Тульской области вынести решение о предоставлении Козенковой Н.М. земельного участка, площадью 224 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ул. *, д. № в собственность за плату.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19.11.2010 года.

Председательствующий Т.Н.Иванина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200