решение от 06.12.2010г о признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2010 года г. Тула

Привокзальный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Полосухиной Н.А.,

при секретаре Хеция О.А.,

с участием

истца Быстровой Л.А.,

представителя ответчика МУП «КЖКХ» по доверенности Ивлева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 1632/10 по иску Быстровой Л.А. к Муниципальному унитарному предприятию «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации г. Тулы, Территориальному управлению Администрации г. Тулы по Привокзальному и Советскому районам о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л :

Быстрова Л.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту МУП «КЖКХ»), Администрации г. Тулы о признании права собственности на жилое помещение – комнату № * в коммунальной квартире № * дома № * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...) в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что она с 2001 года занимает указанную комнату по договору найма.

В 2009 году МУП «КЖКХ» заключило с ней договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, по которому ей в пользование передано указанное изолированное жилое помещение.

По утверждению истца, до 2009 года данный жилой дом имел статус общежития, являлся федеральной собственностью и находился на балансе ОАО «КМЗ».

В декабре 2009 года истица обратилась в МУП «КЖКХ» с заявлением о приватизации занимаемого ею жилого помещения, однако в принятии документов ей было отказано в связи с тем, что дом № * по ул. ... ... района г. Тулы имеет статус общежития.

По мнению истца, данное обстоятельство не может служить основанием для лишения ее права на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, а отказ в принятии документов является не законным, поскольку постановлением Администрации г. Тулы от 07.07.2009 года № * жилой дом * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...) был определен имуществом муниципальной казны муниципального образования г. Тула, передан в муниципальную собственность из собственности Российской Федерации, то есть утратил статус общежития на основании ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В связи с изложенным Быстрова Л.А. просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на комнату № * в коммунальной квартире № * дома № * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...).

Определением суда от 21 октября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Территориальное управление Администрации г. Тулы по Привокзальному и Советскому районам, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

В ходе рассмотрения дела судом истица Быстрова Л.А. дополнила свои исковые требования, и, ссылаясь на те же обстоятельства, просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на комнату площадью 32,4 кв. м в квартире * дома * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...).

Истец Быстрова Л.А. в судебном заседании свои исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МУП «КЖХК» по доверенности Ивлев А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Быстровой Л.А. не возражал, пояснив, что по состоянию на 15 декабря 2009 года здание, расположенное по адресу: г. Тула, ... район, ул. ..., д. * (... пос. ...) имело статус общежития.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилые помещения, находящиеся в общежитиях, не подлежали приватизации.

Статус общежития с дома * по ул. ... ... района г. Тулы был снят только 26 января 2010 года на основании постановления Администрации г. Тулы № * от 26.01.2010 года.

В октябре 2010 года была произведена перерегистрация жителей коммунальных квартир, проживающих в этом доме, с указанием в паспорте только номеров квартир.

Поэтому представитель ответчика считает, что МУП «КЖКХ» не нарушало прав истицы, так как действия МУП «КЖКХ» были регламентированы действующим законодательством и не противоречили ему.

Представители ответчиков Администрации г. Тулы, Территориального управления Администрации г. Тулы по Привокзальному и Советскому районам, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения истца Быстровой Л.А., представителя ответчика МУП «КЖКХ» по доверенности Ивлева А.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Быстровой Л.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме исходя из следующего.

Статьями 217, 218 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренным законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. ст. 2, 11 Закона РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 с последующими изменениями «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации.

Согласно ст. 18 указанного Закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Как следует из ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Быстрова Л.А. сослалась на то, что она в 2001 году была вселена в являющееся предметом спора жилое помещение (комнату) на основании ордера, выданного ОАО «Косогорский металлургий завод».

На тот период времени жилой дом № * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...) имел статус общежития, являлся федеральной собственностью и находился на балансе ОАО «Косогорский металлургий завод».

Как установлено по делу, на основании постановления Администрации г. Тулы от 07.07.2009 года № *, жилой дом * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...) был определен имуществом муниципальной казны муниципального образования г. Тула, переданным в муниципальную собственность из собственности Российской Федерации.

07 сентября 2009 года между МУП «КЖКХ» и Быстровой Л.А. был заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, согласно которому Быстровой Л.А. (нанимателю) было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты, площадью 27,7 кв. м по адресу: г. Тула, ... район, ул. ..., д. *, кв. *, к. *.

Как следует из объяснений истицы Быстровой Л.А. в судебном заседании, она, в целях реализации своего права на бесплатную приватизацию занимаемого ею жилого помещения, 14 декабря 2009 года обратилась в МУП «КЖКХ» с заявлением о приватизации жилья, однако ей было отказано в принятии документов в связи с тем, что дом № * по ул. ... ... района г. Тулы имеет статус общежития, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

Однако, суд не может согласиться с доводами ответчика в этой части, исходя из следующего.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно постановлению Администрации г. Тулы от 26.01.2010 года № *, 26 января 2010 года статус общежития с домовладения, расположенного по адресу: г. Тула, пос. ..., ул. ..., д. *, был снят.

На основании распоряжения директора МУП «КЖКХ» Лузина А.А. № * от 25.10.2010 года была произведена перерегистрация жителей коммунальных квартир, проживающих в этом доме, с указанием в паспорте только номеров квартир, и 22 ноября 2010 года МУП «КЖКХ» заключил с Быстровой Л.А. новый договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, согласно которому Быстровой Л.А. было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнат, площадью 32,4 кв. м по адресу: г. Тула, ... район, ул. ..., д. *, кв. *.

Из плана квартиры, содержащегося в выписке (справке) из технического паспорта на объект капитального строительства, составленного Межрайонным городским отделением Тульской филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федерльное БТИ» № * от 03.11.2010 года, объяснений истицы в судебном заседании усматривается, что занимаемое ею жилое помещение общей площадью 32,4 кв. м, состоит из жилой комнаты площадью 13,7 кв. м (№ * на плане), жилой комнаты площадью 15,6 кв. м (№ * на плане), шкафа площадью 2,4 кв. м (№ * на плане), шкафа площадью 0,7 кв. м (№ * на плане) в квартире * расположенной на * этаже лит А дома * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...).

Как установлено по делу, Быстрова Л.А., являясь нанимателем указанного жилого помещения, проживает в нем с 17 октября 2001 года, что подтверждается выпиской из лицевого счета по указанному адресу и копией паспорта Быстровой Л.А. серии 7003 номер *, выданного Косогорским отделением милиции Привокзального РОВД г. Тулы 29.07.2003 г.

Как видно из выписки (справки) из технического паспорта Межрайонного городского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № * от 03.11.2010 года, право на являющееся предметом спора жилое помещение, находящееся в жилом доме * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...), не зарегистрировано.

Из ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально – культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий» усматривается, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально – культурного и коммунально – бытового назначения, за исключением перечня объектов, в том числе жилищного фонда и обслуживающих его жилищно – эксплуатационных и ремонтно – строительных подразделений.

Объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности) были отнесены к федеральной (государственной) собственности и должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, из содержания данного Указа Президента Российской Федерации следует, что жилищный фонд был исключен из состава объектов социально – культурного и коммунально – бытового назначения, подлежащих приватизации.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулировались пунктами 2, 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» и приложением № 3 к данному постановлению.

В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Факт принадлежности указанного жилого помещения муниципальному образованию г. Тула Администрацией г. Тулы не оспаривался.

То обстоятельство, что до настоящего времени орган местного самоуправления не предпринял мер к регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним являющегося предметом спора жилого помещения в муниципальную собственность, само по себе не может служить поводом к отказу истице в реализации ею предоставленного законом права на приватизацию данного жилого помещения.

Судом установлено, что Быстрова Л.А. ранее не принимала участия в приватизации иного жилого помещения, что подтверждается исследованными судом справкой ОАО «УК г. Тулы» № * от 24.11.2009 г. (л.д. 33), справкой ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» от 08.12.2009 г. (л.д. 33), справкой МУП «КЖКХ» № * от 10.12.2009 г. (л.д. 34), справкой МУП «КЖКХ» № * от 10.12.2009 г. (л.д. 34).

Таким образом, обстоятельств, исключающих возможность признания за Быстровой Л.А. права на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, занимаемого ею жилого помещения, судом не установлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Быстрова Л.А. занимает по договору найма спорное жилое помещение, вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации, отказ в наделении ее правом собственника существенно ущемляет ее права, в связи с чем, суд считает возможным признать за ней право собственности на указанное жилое помещение.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

удовлетворить исковые требования Быстровой Л.А..

Признать за Быстровой Л.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 32,4 кв. м, состоящее из жилой комнаты площадью 13,7 кв. м (№ * на плане), жилой комнаты площадью 15,6 кв. м (№ * на плане), шкафа площадью 2,4 кв. м (№ * на плане), шкафа площадью 0,7 кв. м (№ * на плане) в квартире *, расположенной на * этаже лит А дома * по ул. ... ... района г. Тулы (... пос. ...).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200