решение от 15.12.2010г о признании права собственности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2010 года г.Тула

Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Ретинского Д.А.,

при секретаре Тараторкиной Е.А.,

с участием

истца Перепелкиной Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-1810/10 по иску Перепелкиной Ю.Ю, к МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство, Территориальному управлению администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам г.Тулы, Администрации г.Тулы, ОАО «Косогорский металлургический завод им. Дзержинского» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Перепелкина Ю.Ю. обратилась в суд с иском к МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство, Территориальному управлению администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам г.Тулы, Администрации г.Тулы, ОАО «Косогорский металлургический завод им. Дзержинского» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. В обосновании иска указала, что в 2010 году она подала заявление в МУП «Косогорское ЖКХ» о приватизации квартиры № * дома № * по ул...... Привокзального района г.Тулы (бывший пос. .....), общей площадью 30,1 кв.м., жилой площадью 18,8 кв.м. с просьбой передать в собственность указанное жилое помещение. 25 октября 2010 года МУП «Косогорское ЖКХ» заключило с ней договор передачи за *, по которому указанная квартира передана ей в собственность. Для регистрации права собственности на данную квартиру она обратилась в Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, однако в регистрации права собственности было отказано, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В то же время в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ субъектами права хозяйственного ведения могут являться исключительно государственные или муниципальные унитарные предприятия, а субъектами права оперативного управления – казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления (ст. 9 Закона РФ «об основах федеральной жилищной политики»). В то же время, неисполнение обязанностей муниципальным образованием не может служить основанием для лишения ее права на приватизацию (получение в собственность) квартиры, в связи с чем, просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру № * дома № * общей площадью 30,1 кв.м., жилой площадью 18,8 кв.м. по ул. ....., Привокзального района (бывший пос. Косая Гора) г.Тулы.

В судебном заседании истец Перепелкина Ю.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Косогорское ЖКХ» по доверенности Ивлев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчика Территориального управления Администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам по доверенности Офицерова Т.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Мохначева И.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «Косогорский металлургический завод им. Дзержинского» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Начальник юридического отдела ОАО «КМЗ» Быстрова Л.А. представила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст.ст. 2, 11 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 18 названного закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

По смыслу выше указанной нормы закона, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

В силу ст.ст. 217, 218 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Как усматривается из ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями и казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст.ст. 294, 296 ГПК РФ субъектами права хозяйственного ведения могут являться исключительно государственные или муниципальные унитарные предприятия, а субъектами права оперативного управления – казенные предприятия, а также учреждения, в отношении закрепленного за ним имущества.

Судом установлено, что нанимателем квартиры № * дома № * по ул. ..... Привокзального района г.Тулы, согласно договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 18 марта 2009 года, выписки из лицевого счета, является Перепелкина Ю.Ю..

Как усматривается из выписки из домовой книги, на регистрационном учете в указанной квартире состоит квартиросъемщик Перепелкина Ю.Ю.

Из справки (паспорта) на квартиру, комнату для приватизации * от 17 апреля 2009 года, изготовленной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное бюро технической инвентаризации» Тульским филиалом межрайонного производственного участка усматривается, что спорная квартира № * находится в жилом доме, зарегистрированном за ЖКО Косогорского металлургического завода им. Дзержинского на основании регистрационного удостоверения * от дата года.

Согласно договору передачи за * от дата года, заключенного с МУП «Косогорское ЖКХ» квартира № * дома № * общей площадью 30,1 кв.м., жилой площадью 18,8 кв.м. по ул. ..... пос. ..... г.Тулы передана в собственность Перепелкиной Ю.Ю.

В соответствии с уведомлением о приостановлении государственной регистрации управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области от 10 ноября 2010 года * адресованным Перепелкиной Ю.Ю. приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиру № * расположенную по адресу: Тульская область, г.Тула, Привокзальный район, бывший пос. ....., ул. ....., дом № * по тем основаниям, что Муниципального унитарного предприятия «Косогорское жилтщно-коммунальное хозяйство» в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано и в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ не считается возникшим. В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» МУП «КЖКХ» не наделено полномочиями по передаче квартиры в собственность граждан в порядке приватизации.

В силу ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Из смысла выше указанной нормы Закона следует, что истец имеет право на реализацию своего права приобрести в собственность занимаемое им жилое помещение, в порядке бесплатной приватизации, в судебном порядке.

Кроме того, при разрешении данного спора, суд считает необходимым учесть, что в силу п. 2 Постановления Правительства от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в редакции от 24 декабря 1993 года) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения и районов, кроме районов в городах). Как видно из п. 1 Приложения 3 к таковым объектам относятся жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Таким образом, судом установлено, что жилой дом, в котором находится спорная квартира, передана на праве оперативного управления как объект муниципальной собственности, на балансе МУП «Косогорское ЖКХ», однако право муниципальной собственности на указанный жилой дом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Спор о принадлежности жилого дома отсутствует.

Отсутствие регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может служить препятствием для признания за гражданами права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение.

В силу изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что истец, занимая спорное жилое помещение на законных основаниях, будучи в нем зарегистрированным и фактически проживающим, вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации. Обстоятельств, исключающих возможность приватизации жилого помещения истцом, судом не установлено, отказ в наделении его правами собственника в силу ряда объективных и субъективных причин, в том числе ввиду отсутствия надлежаще оформленных документов на владельца жилищного фонда существенно ущемляет законные права истца.

При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования о признании за Перепелкиной Ю.Ю. права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Перепелкиной Ю.Ю. удовлетворить.

Признать за Перепелкиной ФИО23 право собственности в порядке приватизации на квартиру № * в доме № *, общей площадью 30,1 кв.м., жилой площадью 18,8 кв.м. по ул. ....., Привокзальный район (бывший пос. .....) г.Тулы.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Привокзальный районный суд г.Тулы в течение 10 дней.

Председательствующий Д.А. Ретинский

-32300: transport error - HTTP status code was not 200