решение от 03.03.2011г о признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2011 года г. Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

Председательствующего Потаповой Н.В.,

при секретаре Зотовой Т.Е.,

с участием представителя истца по доверенности Юрищева Н.В., представителя Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Деминой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Андреева С.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, Администрации Тульской области о признании незаконными действий и обязании заключить договор аренды земельного участка,

у с т а н о в и л:

Андреев С.В. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконными действий и обязании заключить договор аренды земельного участка. В обоснование своего иска указал, что он, являясь инвалидом второй группы, 04.10.2010 года обратился в администрацию Тульской области с заявлением о выделении ему земельного участка в аренду или собственность для индивидуального жилищного строительства, поскольку он, как инвалид, имеет первоочередное право на получение такого участка в собственность.

Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 22.10.2010 года отказал ему в праве на первоочередное получение земельного участка, ссылаясь на то, что ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» не установлен порядок предоставления инвалидам земельных участков, не установлено право на котором данные участки должны предоставляться, однако он считает, что данные обстоятельства никак не умоляют его права на получение свободного земельного участка в собственность для строительства. Поэтому просил суд признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области о предоставлении ему названного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и обязать Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером *, площадью 512 кв.м.

В соответствии со ст. 40 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Тульской области.

Истец Андреев С.В. в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался должным образом, о чем имеется расписка.

Представитель истца по доверенности Юрищев Н.В. в суде заявленные требования Андреева С.В. поддержал и, уточнив, просил суд признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области о предоставлении в аренду Андрееву С.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным.

Обязать Администрацию Тульской области предоставить в аренду Андрееву С.В. земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью 512.00+- 8.00 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул..... для индивидуального жилищного строительства, а Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с Андреевым С.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью 512.00+- 8.00 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул..... относящийся к категории земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона.

Представитель ответчика администрации Тульской области по доверенности Демидова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась должным образом, представила объяснения по иску, в которых просила отказать в удовлетворении заявленных требований и о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенностям Демина О.В. в удовлетворении уточненных исковых требований просила отказать, мотивируя тем, что согласно земельному законодательству продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. При этом ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» не установлен порядок предоставления инвалидам земельных участков, не установлено право на котором данные участки должны предоставляться, при этом первоочередное право на получение земельного участка не является внеочередным.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца и представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Правом распоряжаться земельными участками наделены их собственники или лица, уполномоченные ими. Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу положений ст.ст. 11 и 29 ЗК РФ решение вопросов в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы материального права, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, установленного ст. 29 ЗК РФ.

В случае, если возникновение права лица на участок связано с заключением договора (приобретение в собственность, в аренду), к действиям уполномоченных органов по предоставлению участка следует отнести заключение соответствующего договора с гражданином, т.к. без этого действия использование участка приобретателем невозможно.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в настоящее время предусмотрены ст. 30.1 ЗК РФ. Указанная статья содержит нормы, которые следует рассматривать в качестве специальных по отношению к правилам ст. 30 ЗК РФ, устанавливающим общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения ст. 30 ЗК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 ЗК РФ.

Пункт 3 ст. 30.1 ЗК РФ установил специальные правила для случая, когда земельный участок предоставляется в аренду для индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Исходя из смысла и содержания приведенных правовых норм, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны принять определенное решение по заявлению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Правилам принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства посвящена ст. 32 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В судебном заседании установлено, что Андреев С.В. является инвалидом второй группы с 08.12.2008 года, что подтверждается пенсионным удостоверением и справкой МСЭ -2009 № *.

Схема расположения земельного участка на кадастровой карте(плане) территории по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ул. .... утверждена постановлением администрации г.Тулы от 28.09.2009 года № *, согласована управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы № @ * от 11.08.2009 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учет и отмежеван.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 26.07.2010 г. ему присвоен кадастровый номер *, общая площадь составляет 512.00 +- 8.00 кв.м.

В суде представитель истца сослался на то, что истцом были оплачены работы по формированию испрашиваемого земельного участка, а именно: разработка необходимых документов для подготовки постановления Главы администрации г. Тулы, изготовление топографической съемки земельного участка, градостроительный план земельного участка, составление проекта границ земельного участка, составление карты (плана) земельного участка, выписка из ЕГРЗ, информационное сообщение. Доказательств обратного ответчиками суду не представлено, в связи с чем суд указанные обстоятельства находит установленными.

В связи со вступлением в силу Закона Тульской области от 10.12.2008 № *-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 21 января 2008 года № 34 (с изменениями по Постановлению Администрации Тульской области от 24 декабря 2008 года № 873, от 04 мая 2009 года № 293), Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями администрации Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями губернатора и администрации Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул.....( на пересечении улицы .... и улицы ....) является земельным участком государственная собственность на который не разграничена.

04.10.2010 года Андреев С.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении ему в собственность или аренду земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью 512,0 кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул.....( на пересечении улицы .... и улицы ....) указав, что является инвалидом 2 группы и имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 22.10.2010г. Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области Андрееву С.В. был дан ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, ссылаясь на то, что ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» не установлен порядок предоставления инвалидам земельных участков, не установлено право на котором данные участки должны предоставляться, при этом первоочередное право на получение земельного участка не является внеочередным. Тогда как порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определен статьями 30,30.1 ЗК РФ.

Вместе с тем, статьей 17 Федерального Закона РФ № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с п.2 ст.30 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. За исключением случая, установленного п.27 ст.38 ЗК РФ (если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу объектов, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов.

Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.

Следовательно, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору аренды торги не проводятся.

Таким образом, указание Департамента имущественных и земельных отношений администрации Тульской области в письме, адресованном Андрееву С.В., на проведение аукциона по продаже спорного земельного участка и фактический отказ истцу в предоставлении испрашиваемого им земельного участка вне очереди является незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении в аренду Андрееву С.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным.

Обязать Администрацию Тульской области предоставить в аренду Андрееву С.В. земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью 512.00+- 8.00 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул..... для индивидуального жилищного строительства, а Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с Андреевым С.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью 512.00+- 8.00 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул..... относящийся к категории земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200