решение от 23.03.2011г о признании незаконным действий



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года г. Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

Председательствующего Потаповой Н.В.,

при секретаре Зотовой Т.Е.,

с участием истца Семеновой А.Н. и ее представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ Семенова И.В.

представителя Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Кузнецовой И.В.,

представителя администрации Тульской области по доверенности Демидовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Семеновой А.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, Администрации Тульской области о признании незаконными действий и обязании заключить договор аренды земельного участка,

у с т а н о в и л:

Семенова А.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, Администрации Тульской области о признании незаконными действий и обязании заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Тула, ...., ул. ...., *, мотивируя свои требования тем, что 27. 02.2008 года в Администрацию г.Тулы ею подано заявление о выделении указанного земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство. 17.04.2008 года в Тульский городской центр градостроительства и землеустройства были предоставлены необходимые документы на земельный участок, а впоследствии оплачена разработка топосьемки, составление плана земельного участка. В ноябре 2009 года изготовлен кадастровый паспорт на земельный участок, однако участок в аренду до настоящего времени ей не предоставлен. 09.04.2009 года она обратилась к губернатору Тульской области с заявлением о предоставлении ей вышеназванного земельного участка в аренду, на что в дальнейшем из департамента имущественных и земельных отношений получила сообщение о том, что в связи с поступившим заявлением от заинтересованного лица будет проводиться аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Таким образом по мнению истца, ответчики нарушают требования закона по предоставлению ей испрашиваемого земельного участка в аренду. В связи с чем просила суд признать действия Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по подготовке документации для проведения аукциона на оспариваемый земельный участок незаконными, обязать Администрацию Тульской области заключить с ней договор аренды земельного участка под строительство жилого дома по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ...., ул. ...., *.

Истец Семенова А.Н. в судебном заседании изменила ранее заявленные требования и просила суд признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным. Обязать Администрацию Тульской области предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью 1000.00+- 11.00 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул. ...., участок № * для индивидуального жилищного строительства, а Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с ней, Семеновой А.Н., договор аренды земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью 1000.00+- 11.00 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул. ...., участок № * относящийся к категории земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона ввиду того, что с дата года она является инвалидом 2 группы и имеет право на первоочередное предоставление земельного участка, в чем Департаментом ей было отказано.

Представитель истца в порядке ст. 53 ГПК РФ Семенов И.В. поддержал измененные требования Семеновой А.Н. и просил их удовлетворить в полном обьеме.

Представитель ответчика администрации Тульской области по доверенности Демидова А.В. в судебном заседании измененные исковые требования Семеновой А.Н. не признала и просила в их удовлетворении отказать ввиду их необоснованности.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Кузнецова И.В. в удовлетворении измененных исковых требований Семеновой А.Н.просила отказать, мотивируя тем, что при решении вопроса о предоставлении Семеновой А.Н. в аренду испрашиваемого ею земельного участка Департаментом действующее земельное законодательство не нарушено, продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. При этом ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» не установлен порядок предоставления инвалидам земельных участков, не установлено право на котором данные участки должны предоставляться, при этом первоочередное право на получение земельного участка не является внеочередным.

Представитель третьего лица администрации г.Тулы по доверенности Мохначева И.Б в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещалась надлежащим образом, представила ходатайство в письменном виде в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Правом распоряжаться земельными участками наделены их собственники или лица, уполномоченные ими. Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу положений ст.ст. 11 и 29 ЗК РФ решение вопросов в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы материального права, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, установленного ст. 29 ЗК РФ.

В случае, если возникновение права лица на участок связано с заключением договора (приобретение в собственность, в аренду), к действиям уполномоченных органов по предоставлению участка следует отнести заключение соответствующего договора с гражданином, т.к. без этого действия использование участка приобретателем невозможно.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в настоящее время предусмотрены ст. 30.1 ЗК РФ. Указанная статья содержит нормы, которые следует рассматривать в качестве специальных по отношению к правилам ст. 30 ЗК РФ, устанавливающим общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения ст. 30 ЗК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 ЗК РФ.

Пункт 3 ст. 30.1 ЗК РФ установил специальные правила для случая, когда земельный участок предоставляется в аренду для индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Исходя из смысла и содержания приведенных правовых норм, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны принять определенное решение по заявлению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Правилам принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства посвящена ст. 32 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В судебном заседании установлено, что Семенова А.Н. является инвалидом второй группы с дата года, что подтверждается справкой МСЭ -* *.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.11.2009 года земельному участку по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ул. ...., уч. * присвоен кадастровый номер * и его общая площадь составляет 1000.00 +-11.00 кв.м., границы земельного участка установлены.

В суде истец и ее представитель сослались на то, что истцом были оплачены работы по формированию испрашиваемого земельного участка, а именно: разработка необходимых документов для подготовки постановления Главы администрации г. Тулы, изготовление топографической съемки земельного участка, градостроительный план земельного участка, составление проекта границ земельного участка, составление карты (плана) земельного участка, выписка из ЕГРЗ, информационное сообщение, что подтверждается представленными счетом от 29.05.2008 года и фискальным чеком. Доказательств обратного ответчиками суду не представлено, в связи с чем суд указанные обстоятельства находит установленными.

В связи со вступлением в силу Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 21 января 2008 года № 34 (с изменениями по Постановлению Администрации Тульской области от 24 декабря 2008 года № 873, от 04 мая 2009 года № 293), Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями администрации Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями губернатора и администрации Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул....., уч.* является земельным участком государственная собственность на который не разграничена.

27.02.2008 года Кузнецова(Семенова) А.Н. обратилась к главе Администрации г.Тулы с заявлением о выделении ей участка под строительство частного жилого дома в п. .... Привокзального района г.Тулы.

14.06.2008 года Кузнецова А.Н. вступила в брак с Семеновым И.В. и после заключения брака присвоена фамилия жене-Семенова( свидетельство о заключении брака 1-БО № *).

09.04.2010 года Семенова А.Н. обратилась к Губернатору Тульской области с заявлением о предоставлении ей в аренду испрашиваемого земельного участка, а в дальнейшем 16.02.2011 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с аналогичным заявлением, при этом указав, что является инвалидом 2 группы и просит заключить с ней договор аренды на испрашиваемый земельный участок без проведения аукциона. На что ей в марте 2011 года Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области был дан ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» не установлен порядок предоставления инвалидам земельных участков, не установлено право на котором данные участки должны предоставляться, при этом первоочередное право на получение земельного участка не является внеочередным. Тогда как порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определен статьями 30,30.1 ЗК РФ.

Вместе с тем, статьей 17 Федерального Закона РФ № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с п.2 ст.30 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. За исключением случая, установленного п.27 ст.38 ЗК РФ (если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу объектов, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов.

Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.

Следовательно, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору аренды торги не проводятся.

Таким образом, указание Департамента имущественных и земельных отношений администрации Тульской области в письме, адресованном Семеновой А.Н., на проведение аукциона по продаже спорного земельного участка и фактический отказ истцу в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка вне очереди является незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении в аренду Семеновой А.Н. земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным.

Обязать Администрацию Тульской области предоставить в аренду Семеновой А.Н. земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью 1000.00+- 11.00 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул. ...., уч. * для индивидуального жилищного строительства, а Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с Семеновой А.Н. договор аренды земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью 1000.00+- 11.00 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, ул. ...., уч. * относящийся к категории земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200