решение от 23.03.2011г о замене автомобиля



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года г. Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Полосухиной Н.А.,

при секретаре Горобец З.А.,

с участием представителей истца Щукиной Ю.В. по доверенности Плешакова И.В. и Щукина А.П.,

представителя ответчика ООО «Фольксваген Груп Рус» по доверенности Шлыкова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 405/11 по иску Щукиной Ю.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Фольксваген Груп Рус» о замене автомобиля ненадлежащего качества,

у с т а н о в и л :

Щукина Ю.В. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Фольксваген Груп Рус» о замене автомобиля ненадлежащего качества.

В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что она 23 октября 2008 года приобрела в автосалоне ООО «Авто-Престус» в г. Москва новый легковой автомобиль марки Volkswagen Tiguan, 2008 года выпуска, синего цвета, VIN *, номер двигателя BWK *, по договору купли-продажи автомобиля № * от 23.10.2008 года, стоимостью 920632 руб., которая в тот же день ею была оплачена полностью и единовременно.

По утверждению истца, автомобиль был приобретен ею и использовался исключительно для личных и семейных нужд. Преимущественно автомобиль использовал ее супруг, А., управляя им по доверенности на право управления транспортным средством.

На автомобиль Volkswagen Tiguan, согласно п. 7.2. договора купли-продажи, была установлена гарантия качества сроком 24 месяца с момента передачи автомобиля покупателю, то есть с 23.10.2008 года по 23.10.2010 года.

Уже на следующий месяц после покупки автомобиля в процессе эксплуатации в нем стали постоянно возникать различные неисправности. В связи с этим за период с ноября 2008 года по ноябрь 2010 года ей пришлось обращаться на официальную станцию технического обслуживания (СТОА) Volkswagen в г. Тула более 20 раз, что, по мнению истцы, подтверждается заявками на ремонт и заказ – нарядами, выданными автосервисом ООО «Кайзер-авто».

Стуки и шумы, которые проявлялись с самого начала эксплуатации автомобиля, явились следствием неисправности подвески, рулевого механизма и двигателя внутреннего сгорания. Это, по мнению истицы, подтверждается неоднократным устранением неисправностей этих узлов автомобиля в течение гарантийного срока. Долгое время автомобиль эксплуатировался с неисправным рулевым механизмом и двигателем, что могло привести к возникновению аварийной ситуации в момент движения.

Приобретая такое дорогостоящее изделие, как автомобиль Volkswagen Tiguan, истица рассчитывала получить качественное и надежное в эксплуатации транспортное средство, однако, постоянное возникновение неисправностей не позволяет ей использовать данный автомобиль в соответствии с целями, для которых он приобретался.

Многочисленные неисправности и, как следствие, обращения в автосервис для производства их ремонта, свидетельствуют о неудовлетворительном качестве автомобиля, что препятствует его нормальному, надежному и безопасному использованию.

14 сентября 2010 года Щукина Ю.В. обратилась в ООО «Фольксваген Груп Рус», которое является производителем автомобилей марки Volkswagen в России, с требованием о замене автомобиля Volkswagen Tiguan ненадлежащего качества на новый той же марки и модели, однако в удовлетворении ее требований было отказано в связи с отсутствием оснований для такой замены.

Истица не согласна с доводами производителя, поскольку считает, что автомобиль Volkswagen Tiguan имеет существенный недостаток двигателя внутреннего сгорания, о чем свидетельствуют неоднократный ремонт и проявление недостатков двигателя вновь после ремонта, а также в связи с тем, что по причине обращений в автосервис для неоднократного устранения различных недостатков она была лишена возможности использовать автомобиль в совокупности более тридцати дней, в частности, в первый год гарантийного срока - в течение 5 дней, а во второй - 51 день, а потому она просит суд обязать ООО «Фольксваген Групп Рус» произвести замену автомобиля Volkswagen Tiguan, 2008 года выпуска, синего цвета, VIN *, номер двигателя BWK *, на новый (не бывший в употреблении) автомобиль этой же марки.

Определением суда от 03 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Авто-Престус».

Определением суда от 22 марта 2010 года Общество с ограниченной ответственностью «Авто-Престус» было исключено из числа ответчиков по настоящему гражданскому делу.

Истец Щукина Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Представители истца Щукиной Ю.В. по доверенности Колосков М.А., Гарбузов И.В., Гречнева Е.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Представители истца Щукиной Ю.В. по доверенности Плешаков И.В. и Щукин А.П. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Фольксваген Груп Рус» по доверенности Шлыков И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Щукиной Ю.В., сославшись на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения требований истицы о замене автомобиля.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие указанных выше участвующих в деле лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», требования, указанные в пункте 1 данной статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Как следует из материалов дела, паспорта транспортного средства * от 07.07.2008 года, приобретенный истицей автомобиль был произведен Обществом с ограниченной ответственностью «Фольксваген Груп Рус», что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, в связи с чем, исходя из положений приведенной нормы, суд приходит к выводу о том, что истица вправе была обратиться с настоящим иском непосредственного к изготовителю товара.

Согласно п. 1 ст. 503 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов на устранение недостатков товара.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями), потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству. К существенному нарушению требований к качеству товара отнесено обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.

Аналогичные положения закреплены в преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что на основании договора купли-продажи от 23 октября 2008 года истец Щукина Ю.В. приобрела в собственность у ООО «Авто-Престус» автомобиль марки Volkswagen Tiguan, 2008 года выпуска, синего цвета, VIN *, номер двигателя BWK *, стоимостью 920632 руб.

Указанные обстоятельства, кроме объяснений сторон в судебном заседании, подтверждаются исследованными судом договором купли-продажи автомобиля № * от 23.10.2008 года, спецификацией № * к договору купли-продажи автомобиля № * от 23.10.2008 года, справкой-счетом *, квитанцией к приходному кассовому ордеру № * от 23.10.2008 года, кассовым чеком от 23.10.2008 г. на сумму 920632 руб., паспортом транспортного средства * от 07.07.2008 года, свидетельством о регистрации транспортного средства * от 25.10.2008 года.

Являющийся предметом спора автомобиль Volkswagen Tiguan, согласно Перечню технически сложных товаров, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 № 575, отнесен к категории технически сложных товаров.

При заключении договора купли-продажи сторонами в требуемой форме было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Гарантийные условия оговорены сторонами в пункте 7 договора.

Согласно п. 7.1 договора продавец гарантирует покупателю, что продаваемый автомобиль соответствует уровню требований качества современной техники данного вида. При этом стороны в соответствии с общепринятыми обычаями делового оборота, сложившимися в сфере автомобильного бизнеса, заведомо понимают, предусматривают и соглашаются с возможностью возникновения у автомобиля неопределенного перечня недостатков (поломок, неисправностей и т.п.) в процессе его эксплуатации, которые заранее невозможно предвидеть в отношении каждого конкретного экземпляра автомобиля. Стороны подтверждают, что в соответствии с положениями действующего законодательства содержание пункта 7.1. договора является предупреждением продавцом покупателя о том, что качество продаваемого автомобиля не исключает возможность появления (возникновения) у него недостатков (поломок, неисправностей и т.п.) в процессе эксплуатации.

Стороны также подтверждают, что свои правоотношения по поводу неисправностей автомобиля будут урегулировать по правилам гарантии, изложенным в договоре и в правилах (инструкциях) производителя данного товара.

Пунктом 7.2. договора установлено, что продавец предоставляет гарантию качества автомобиля на срок 24 месяца с момента передачи автомобиля покупателю.

Гарантийный срок на автомобиль исчисляется с даты передачи автомобиля покупателю. Дата передачи автомобиля покупателю указывается в регистрационной карточке сервисной книжки. Гарантийное обслуживание не осуществляется при отсутствии в сервисной книжке дилерского штампа продавца (п.7.3 договора).

Предоставляемая продавцом гарантия качества означает ответственность продавца за недостатки качества и в зависимости от обстоятельств, предполагает замену или ремонт неисправных деталей автомобиля. Замененные детали переходят в собственность продавца (п. 7.4).

Требования об устранении недостатков качества должны быть предъявлены через официальные станции обслуживания Volkswagen. Продавец осуществляет гарантийный ремонт в своем техническом центре по адресу: 125445, г. ..., ул. ..., д. * (п. 7.5).

Гарантия качества распространяется на комплектующие изделия автомобиля, считается равной гарантийному сроку на автомобиль и истекает одновременно с истечением гарантийного срока на автомобиль (п. 7.6.).

Как установлено в п. 7.7. договора купли-продажи от 23.10.2008 года, гарантия утрачивает силу в следующих случаях:

при нарушении покупателем условий эксплуатации автомобиля, в частности, указанных в инструкции по его эксплуатации, а также при несоблюдении покупателем требований, содержащихся в сервисной книжке;

непрохождения или несвоевременного прохождения инспекционного технического обслуживания на авторизованных станциях сервисного и технического обслуживания концерна Volkswagen АG в соответствии с требованиями сервисной книжки.

Гарантия качества ограничена только дефектами производственного характера и не распространяется на:

технико-эксплуатационные регулировки автомобиля, другие диагностические и регулировочные работы, связанные с естественным износом;

естественный износ деталей, в том числе и ускоренный, если он вызван внешними воздействиями;

повреждения автомобиля и любых его элементов, вызванные внешними воздействиями химических веществ, кислоты, частей дорожного покрытия, камней, песка, соли, пожаров, техногенной деятельностью человека, его небрежностью или неправомерными действиями, а также природными и экологическими явлениями (смолистые осадки деревьев, град, шторм, молнии, сильные ливни), и стихийными бедствиями;

проявляющиеся вследствие эксплуатации и являющиеся конструктивной особенностью автомобиля незначительные шумы (щелчки, скрип, вибрация), не влияющие на качество, характеристики и работоспособность автомобиля или его элементов, а также незначительное (не влияющее на нормальный расход) просачивание жидкостей сквозь прокладки и сальники, не различимые без применения специальных методов диагностики недостатки элементов отделки, лакокрасочного и гальванического покрытия;

повреждения автомобиля, возникшие в результате дорожно-транспортного происшествия;

устранение последствий ремонта (обслуживания), выполненного не уполномоченными концерном Volkswagen на проведение сервисного и технического обслуживания лицами (п. 7.8.).

Гарантия качества не распространяется на ущерб, возникший в результате:

нарушения правил эксплуатации и управления автомобилем, которые указаны в сервисной книжке и инструкции по эксплуатации (например, при несоблюдении требований к периодическому осмотру и инспекционному техническому обслуживанию на авторизованных станциях сервисного и технического обслуживания концерна Volkswagen, значительном (более 200 км.) превышении пробега между инспекционными техническими обслуживаниями);

неосторожного обращения с автомобилем, перегрузок (например, в связи с использованием в спортивных целях, превышения допустимых нагрузок на ось);

использования горюче-смазочных материалов ненадлежащего качества;

установки дополнительного оборудования и аксессуаров, которые не являются оригинальными оборудованием и аксессуарами Volkswagen и/или, если такая установка выполнена иным способом, чем на авторизованной стации сервисного и технического обслуживания Volkswagen. (п. 7.9.)

Согласно пункту 7.10. договора гарантийные обязательства не распространяются на следующие элементы и детали автомобиля: расходные и смазочные материалы, прочие элементы, используемые либо подверженные износу или разрушению при нормальной эксплуатации: воздушный, масляный и топливный фильтры, приводные ремни, прокладки, свечи зажигания, аккумуляторы, фрикционные материалы системы тормозов и сцепления, лампы накаливания, трубы и глушители системы выпуска, плавкие предохранители, амортизаторы и стойки, диски сцепления, рабочие жидкости и масла (масло, антифриз, тормозная жидкость, жидкость стеклоомывателя, хладагент системы воздушного кондиционирования), шины, щетки стеклоочистителей.

Гарантийное обслуживание автомобиля осуществляется только на авторизованных станциях сервисного и технического обслуживания концерна Volkswagen в строгом соответствии с положениями сервисной книжки автомобиля (п. 7.12).

Частью 2 статьи 19 названного выше Закона установлено, что гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором.

Как следует из объяснений в судебном заседании участвующих в деле лиц, автомобиль был передан Щукиной Ю.В. в день заключения договора, то есть 23 октября 2008 года, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что двухлетний срок гарантии приобретенного Щукиной Ю.В. автомобиля Volkswagen Tiguan подлежит исчислению с 23.10.2008 года по 23.10.2010 года.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истица указала, что в процессе эксплуатации автомобиля в период гарантийного срока проявились неисправности подвески, рулевого механизма и двигателя внутреннего сгорания, по поводу которых она неоднократно обращалась на станцию технического обслуживания ООО «Кайзеравто».

Проверяя доводы истца в этой части, суд установил, что в первый год гарантийного срока (с 23.10.2008 года по 23.10.2009 года), а именно 20.12.2008 года, 14.04.2009 года, 10.06.2009 года, 20.08.2009 года, 07.09.2009 года Щукина Ю.В. обращалась в ООО «Кайзеравто» с заявками на выполнение ряда ремонтных работ, что подтверждается заявками и договорами заказ - нарядами на работы № * от 20.12.2008 года, № * от 14.04.2009 года, № * от 10.06.2009 года, № * от 12.07.2009 года, № * от 20.08.2009 года.

Недостатки, обнаруженные в автомобиле, были устранены ООО «Кайзеравто» в кратчайшие сроки, в том числе с заменой запасных частей и материалов, на условиях гарантийного обслуживания, бесплатно для заказчика (потребителя).

Длительность выполнения ремонтных работ за указанный период составила: 20.12.2008 года – 1 день; 14.04.2009 года – 1 день; 10.06.2009 года – 1 день; 20.08.2009 года – 1 день; 07.09.2009 года – 3 дня.

Таким образом, общий срок устранения недостатков товара за первый год гарантийного срока составил 7 дней.

Во второй год гарантийного срока, в период с 23.10.2009 года по 23.10.2010 года, Щукина Ю.В. обращалась в ООО «Кайзеравто» с заявками на выполнение ремонтных работ 27.10.2009 года, 04.06.2010 года, 15.06.2010 года, 01.08.2010 года, 16.11.2010 года.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом заявками и договорами заказ - нарядами на работы № * от 27.10.2009 года, № * от 04.06.2010 года, № * от 15.06.2010 года, № * от 01.08.2010 года, № * от 16.11.2010 года.

Недостатки, обнаруженные в автомобиле, были устранены ООО «Кайзеравто» на условиях гарантийного обслуживания, бесплатно для заказчика (потребителя).

Длительность выполнения ремонтных работ за указанный период составила: 27.10.2009 года – 1 день; 04.06.2010 года – 2 дня; 15.06.2010 года – 1 день; 01.08.2010 года – 38 дней; 16.11.2010 года – 1 день.

Таким образом, общий срок устранения недостатков товара за второй год гарантийного срока составил 43 дня.

По смыслу приведенных выше положений ст. 18 Закона право потребителя потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или его замены на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены являются альтернативными требованиями, то есть соответствующие способы защиты не могут применяться совместно.

Изложенное свидетельствует о том, что истица воспользовалась правом выбора, обратившись в организацию, осуществляющую гарантийный ремонт автомобилей, по поводу безвозмездного устранения недостатков товара; после проведения ремонтных работ получила автомобиль в технически исправном состоянии, эксплуатировала его, и на момент своего обращения к изготовителю с требованием о замене автомобиля от 14.09.2010 года, также как и при обращении с настоящим иском в суд, на какие-либо вновь выявленные недостатки автомобиля не ссылалась.

При таких обстоятельствах законных оснований для применения в связи с ранее устраненными недостатками товара альтернативного способа защиты в виде замены автомобиля не имеется.

Доказательств же подтверждающих то, что в настоящее время в принадлежащем истице автомобиле имеется существенный недостаток, ею суду не представлено, в связи с чем доводы иска Щукниой Ю.В. в этой части не могут служить основанием для удовлетворения заявленных ею требований.

Как указывалось выше, срок устранения различных недостатков принадлежащего истице автомобиля за первый год гарантийного срока составил 7 дней, за второй год гарантийного срока - 43 дня.

Что касается обращений истицы Щукиной Ю.В. на станцию сервисного и технического обслуживания, имевших место 12.11.2008 года, 27.12.2008 года, 04.02.2009 года, 28.05.2009 года, 18.06.2009 года, 10.07.2009 года, 12.07.2009 года, 03.08.2009 года, 04.09.2009 года, 02.12.2009 года, 17.12.2009 года, 31.01.2010 года, 09.02.2010 года, 11.05.2010 года, 20.05.2010 года, 26.06.2010 года, 06.12.2010 года, 25.01.2011 года, и проведенного в связи с этим ремонта, то суд не может отнести их к числу доказательств, с достоверностью подтверждающих факт проведения работ по устранению каких - либо недостатков товара, поскольку они были связаны с диагностикой, поиском неисправностей, плановым техническим обслуживанием либо оказанием истице платных услуг, в том числе после проведенного кузовного ремонта.

Таким образом, приведенные доказательства не дают оснований полагать, что автомобиль находился в ремонте в совокупности более тридцати дней в течение как первого, так и второго года гарантийного срока, вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Вместе с тем, как разъяснено в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с последующими изменениями), суду необходимо иметь в виду, что в случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.

По истечении 15 дневного со дня его передачи потребителю отказ от исполнения договора купли-продажи либо требования о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона случаев: обнаружение существенного недостатка товара (п. 3 ст. 503, п. 2 ст. 475 ГК РФ), нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (ст. ст. 20, 21, 22 Закона), невозможность использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Приведенные выше положения ст. 18 Закона и разъяснения, данные в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, позволяют суду сделать вывод о том, что невозможность использования автомобиля должна составлять в совокупности более тридцати дней не в течение всего гарантийного срока, а иметь соответствующую продолжительность в течение каждого года указанного срока.

Исходя из изложенного доводы истца в этой части, основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, не могут служить поводом для удовлетворения заявленных истцом требований и по указанному основанию.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Щукиной Ю.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Фольксваген Груп Рус» о замене автомобиля ненадлежащего качества отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200