ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2011 года город Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Л.А.,
при секретаре Романенковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-433/11 по иску Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” к Комарову К.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку и взыскании судебных расходов,
установил:
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” обратилось в суд с иском к Комарову К.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку в размере ... рублей, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере ... рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Комаров К.В. добровольно поступил в ЧВИИРЭ. Приказом начальника ЧВИИРЭ от 01 августа 2007 года * Комаров К.В.. был зачислен на 1-й курс ЧВИИРЭ на должность курсанта.
01 июля 2009 года Комаров К.В.. заключил контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника ЧВИИРЭ на время обучения в институте и 5 лет военной службы после его окончания. Приказом начальника ЧВИИРЭ от 12 июля 2010 года * Комаров К.В.. отчислен из ЧВИИРЭ в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (в связи с нежеланием продолжать обучение) и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в 4 роту батальона обеспечения учебного процесса.
В настоящее время Комаров К.В.. уволен с военной службы по истечению установленного срока похождения военной службы по призыву и направлен для постановки на воинский учет в Военный комиссариат г. Тулы, по месту жительства.
В соответствии с уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Министерством обороны Российской Федерации 02 августа 2006 года, институт является некоммерческой организацией – государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (п.1.11.)
Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» ответчик обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.
Текущее значение суммы подлежащих возмещению Комаровым К.В.. средств составляет ... рублей.
Комаров К.В.. до настоящего времени не возместил указанные выше денежные суммы.
В связи с этим Государственное образовательное учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” просит взыскать с Комарова К.В. средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку в размере ... рублей и расходы по государственной пошлине в размере ... рублей.
Определением Привокзального районного суда г. Тулы от 28.03.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В судебное заседание представитель истца Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Комаров К.В.. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, судебной повесткой, о чем свидетельствует расписка о вручении повестки, об уважительных причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил. В предыдущих судебных заседаниях исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В силу ст.ст.167, 233 ГПК Российской Федерации, дело рассмотрено в порядке заочного производства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею.
Статья 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года (ред. от 23.12.2010г.) № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооружённых Сил РФ, которые, в свою очередь (ч. 1 ст. 10), являются государственной военной организацией.
В соответствии с п. 12 ст. 1 указанного Федерального закона имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (или им предоставлено во владение, пользование или распоряжение) (п. 4 ст. 214 ГК Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, обращение Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” в суд с иском к Комарову К.В.. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, является правомерным.
Судом установлено, что Комаров К.В.. на основании приказа начальника Череповецкого военного инженерного института радиоэлектроники от 01 августа 2007 года * зачислен на 1-й курс ЧВИИРЭ на должность курсанта, с присвоением воинского звания «рядовой».
13 июля 2009 года Комаров К.В.. заключил контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника ЧВИИРЭ на время обучения в институте и 5 лет военной службы после его окончания.
Приказом начальника ЧВИИРЭ от 12 июля 2010 года * Комаров К.В.. отчислен из ЧВИИРЭ в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (в связи с нежеланием продолжать обучение) и направлен в 4 роту батальона обеспечения учебного процесса.
На момент рассмотрения настоящего дела указанный приказ не отменен и не изменен.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются названными приказами (л.д. 7,8,9), индивидуальной карточкой (л.д.12), контрактом о прохождении военной службы и не оспаривались в судебном заседании ответчиком.
За период обучения Комарова К.В.., являвшегося «курсантом» с присвоением воинского звания «рядового», в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” (г.Череповец) на его военную и специальную подготовку из средств федерального бюджета было затрачено 342994 рублей.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации, Федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», а также другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами, закреплено право граждан на получение образования, в том числе и в военно-образовательных учреждениях.
Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
В соответствии со ст. 4 Положения «О порядке прохождения военной службы», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237 (с последующими изменениями и дополнениями) контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования; в подпункте «в» пункта 2 Типовой формы контракта указывается размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Таким образом, к условиям, при наличии которых гражданин, обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования, привлекается к возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, относятся:
- наличие в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку;
- наличие в контракте размера подлежащих возмещению средств;
- совершение виновных действий, связанных с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.
Судом установлено, что ответчик, Комаров К.В.. был отчислен 12.07.2010 года из Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” (г. Череповец) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (в связи с нежеланием продолжить обучение).
Пункт 3 контракта Комарова К.В.. о прохождении военной службы в ВС РФ предусматривает его обязанность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку, в размере ... рублей в год, на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания.
При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенными выше положениями п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ответчик Комаров К.В.. обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, за весь период обучения, а не с момента заключения указанного контракта. Оснований для освобождения Комарова К.В.. от указанной обязанности не имеется и законом таковых не предусмотрено.
Порядок исчисления размера возмещаемых средств определен Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007г. № 402 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования», которым утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению денежных средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную) подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
В соответствии с данной Методикой размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований (п. 2 Методики).
Период, на который определяются указанные расходы, составляет 1 финансовый год (п. 5 Методики).
Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.
Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы (п.6 Методики).
Согласно п. 7 Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Из индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Комарова К.В.. в период обучения в военно-учебном заведении видно, что он отчислен из военно-учебного заведения по основанию -нежеланию учиться, что расчет текущего значения суммы подлежащих возмещению средств равен ... рублей.
Вышеуказанная сумма взыскиваемых денежных сумм подтверждается расчетом, представленным начальником финансово-экономического отдела.
Таким образом, проверив названный расчет, произведенный в соответствии с вышеприведенной Методикой расчета, суд полагает необходимым взыскать с Комарова К.В.. в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” Министерства обороны Российской Федерации денежные средства, потраченные на военную подготовку в период с 01.08.2007 года по 30.06.2010 года в размере ... рублей.
Оснований для снижения вышеназванного размера взыскиваемых денежных сумм не имеется.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 25.06.2007г. № 402 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования» определено, что оно вступает в силу с 01 июля 2007года и распространяется на граждан, Российской Федерации, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007года. При этом законодатель не связывает обязанность возмещения затрат на подготовку в случае отчисления из военно-учебного заведения за нежелание учиться с моментом заключения контракта, а связывает с периодом обучения. Данный смысл вытекает из п.7 ст.35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению, предусмотренные Федеральным законом от 12.07.1999г. N 161-ФЗ (ред. от 04.12.2006г.) «О материальной ответственности военнослужащих», не могут быть применены при разрешении данного спора, поскольку указанные правовые нормы регулируют иные правоотношения, возникшие в результате причинения военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями. Применение аналогии закона к рассматриваемым правоотношениям не допустимо, поскольку они урегулированы нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Ссылка ответчика Комарова К.В.. на тяжелое материальное положение ответчика и членов его семьи не является основанием для снижения размера взыскиваемых денежных сумм, обязанность по возмещению которых в полном размере установлена вышеприведенными правовыми нормами, а служит лишь поводом к рассмотрению вопроса о возможной рассрочке либо отсрочке исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из положений ст. 333.19 НК Российской Федерации, с учетом размера удовлетворенной части исковых требований, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым взыскать с ответчика Комарова К.В.. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 6629 рублей 94 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” к Комарову К.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку удовлетворить.
Взыскать с Комарова К.В. в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники” Министерства обороны Российской Федерации средства, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере ... рублей.
Взыскать с Комарова К.В. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере ... копейки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке через Привокзальный районный суд г. Тулы в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Полный текст заочного решения изготовлен 17.05.2011года.
Председательствующий Л.А. Щербакова