решение от 20.06.2011г об освобождении самовольно занимаемого земельного участка



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2011 года город Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Потаповой Н.В.,

при секретаре Калмыковой А.И.,

с участием

представителя истца по доверенности помощника прокурора Привокзального района г. Тулы Богатиной М.А.,

ответчика Буториной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-621/2011 по иску прокурора Привокзального района г. Тулы в интересах муниципального образования г. Тула к ИП Буториной О.Ю. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка,

установил:

прокурор Привокзального района г.Тулы обратился в суд в интересах муниципального образования г. Тула к Буториной О.Ю. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Привокзального района г.Тулы, в рамках осуществления прокурорского надзора, проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего использование государственного и муниципального имущества физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории района.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных ч.3 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 Земельного кодекса РФ).

Согласно Закону Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области -городе Туле» с 01.01.2009 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле осуществляется администрацией Тульской области.

В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 21.01.2008 года № 34, Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены.

В соответствии с ч.1 ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (заимодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование (ч.1 ст.607 ГК РФ).

Согласно ст.25 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Кроме того, в результате неправомерного размещения объекта на земельном участке общего пользования создаются препятствия для неопределенного круга лиц по свободному использованию мест общего пользования,

Проверкой, проведенной прокуратурой района установлено, что ИП Буторина О.Ю. в 2010 г. установила торговую палатку по продаже овощей и фруктов по адресу: г.Тула, ..., *.

Однако земельный участок ИП Буториной О.Ю. в аренду для установки и последующей эксплуатации торговой палатки Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области, не предоставлялся, соответствующее постановление главы администрации города Тулы не принималось, договор аренды земельного участка не заключался, соответственно за использование земельного участка арендная плата не уплачивается, чем нарушаются требования земельного и бюджетного законодательства.

Указывает, что Буторина О.Ю. продолжает использовать указанный выше земельный участок для размещения торговой палатки, тем самым нарушая требования земельного законодательства, несмотря на то, что земельный участок не предоставлен ей в собственность или в аренду и не передан каким-либо другим установленным законом способом.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.2 ч.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Просит суд обязать ответчика индивидуального предпринимателя Буторину О.Ю. освободить самовольно занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ..., * используемый для эксплуатации торговой палатки.

В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник прокурора Привокзального района г. Тулы Богатина М.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, и просила суд их удовлетворить.

Ответчик Буторина О.Ю. исковые требования признала и пояснила, что договор аренды спорного земельного участка с Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области ранее она не заключала, однако сейчас занимается оформлением необходимых документов, в частности, схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории находится на согласовании в администрации г. Тулы.

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печурина Е.Ф. не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Буторина Оксана Юрьевна является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Исходя из согласования территориальным управлением администрации г. Тулы торгового места по продаже овощей и фруктов по адресу: г. Тула, ул. ..., д. *, указанное место для торговли ИП Буториной О.Ю. продлено до 30.04.2011 года.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении № * от 16.03.2011 года, Буторина О.Ю. совершила административное правонарушение – самовольно установила торговую палатку по адресу: г. Тула, ..., д. *

Согласно предписанию Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы от 16.03.2011 года № * ИП Буториной О.Ю. доведено до сведения, что ею самовольно (без оформленных в установленном виде разрешительных документов) установлен объект с краткосрочным сроком эксплуатации по адресу: г. Тула, ..., ..., д. *. Предписывается в срок до 28.03.2011 года предоставить разрешительную документацию или осуществить демонтаж вышеуказанного объекта и использовать земельный участок по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 137 - ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Ст. 28 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 Земельного кодекса РФ).

Часть 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Предоставление земельных участков в аренду осуществляется за плату, размер которой определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ).

Согласно Закону Тульской области от 10.12.2008 года №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» распоряжение земельными участками с 01.01.2009 года государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле осуществляется администрацией Тульской области.

В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 года № 293 «О внесении дополнений в Постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 года № 34 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены.

Таким образом, суд полагает установленным, что Буторина О.Ю. самовольно, без соответствующего разрешения, установила торговую палатку на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тула, ..., д. *, поскольку доказательств того, что договор аренды спорного земельного участка Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области с ИП Буториной О.Ю. заключался и по нему в бюджет поступают соответствующие платежи, суду не представлено.

На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора Привокзального района г. Тулы и обязать ИП Буторину О.Ю. освободить самовольно занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ..., *, используемый для эксплуатации торговой палатки.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Привокзального района г. Тулы в интересах муниципального образования г. Тула об освобождении самовольно занимаемого земельного участка удовлетворить.

Обязать ИП Буторину О.Ю. освободить самовольно занимаемый земельный участок, используемый для эксплуатации торговой палатки, расположенной по адресу: г. Тула, ..., *.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий