Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2011 года город Тула Привокзальный районный суд города Тулы в составе: председательствующего Моргуновой Л.А., при секретаре Сапроновой С.А., с участием помощника прокурора Привокзального района города Тулы Кветной Е.М., представителя ответчика ООО «Звезда АБЗ» директора Суворова М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-738/11 по иску прокурора Привокзального района города Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Звезда АБЗ» о приостановлении деятельности до разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны, у с т а н о в и л: прокурор Привокзального района города Тулы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Звезда АБЗ» о приостановлении деятельности до разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Привокзального района города Тулы совместно со специалистами сектора охраны окружающей природной среды администрации города Тулы проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарного законодательства ООО «Звезда АБЗ», расположенным по адресу: город Тула, .... В ходе проверки было установлено, что руководством ОО «Звезда АБЗ» не в полной мере соблюдаются требования законодательства об охране окружающей среды. На момент проверки эксплуатировалась одна асфальтосмесительная установка ДС-158, расположенная на территории предприятия. Установка оснащена 2 ступенчатой системой очистки отходящих газов и системой дополнительного орошения. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух осуществляются на основании разрешения от дата №*, выданного Управлением Росприроднадзора по Тульской области, для стационарных источников, расположенных на промплощадке ООО «Звезда АБЗ» по .... Как указано в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятия, основными выбросами вредных веществ являются: пыль неорганическая, углерода оксид, азота оксид. В соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производства СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» данное предприятие относится ко 2 классу опасности и ориентировочный размер санитарно-защитной зоны установлен 500 метров. На момент проверки ООО «Звезда АБЗ» проект санитарно-защитной зоны не разработан. Производственный лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха на предприятии, в его санитарно-защитной зоне и зоне жилой застройки не производится. Таким образом, производственная деятельность ООО «Звезда АБЗ» осуществляется с грубым нарушением действующего природоохранного и санитарного законодательства РФ, что может привести к загрязнению окружающей природной среды и иным негативным последствиям. Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и программы производственно-лабораторного контроля за состоянием атмосферного воздуха является существенным нарушением конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Сложившаяся ситуация в сфере обращения с природными объектами на территории ООО «Звезда АБЗ» ведет к возникновению необратимых процессов, является опасным для окружающей природной среды, представляет реальную угрозу здоровью населения. В связи с чем, просит приостановить экологически опасную деятельность ООО «Звезда АБЗ», осуществляемую по адресу: город Тула, ..., осуществляемую с нарушением требований природоохранного законодательства, до разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны. В судебном заседании пом. прокурора Привокзального района города Тулы Кветная Е.М. уточнила заявленные прокурором исковые требования, просила обязать ООО «Звезда АБЗ» разработать проект санитарно-защитной зоны соответствующий действующему законодательству и принять меры к его утверждению в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Представитель ответчика ООО «Звезда АБЗ» директор Суворов М.С. в судебном заседании признал уточненные требования прокурора Привокзального района города Тулы, пояснил, что ООО «Звезда АБЗ» осуществляет деятельность по производству асфальтобетона. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется стационарным источником на основании разрешения №*, выданного Управлением Росприроднадзора по Тульской области. В соответствии с измерениями промышленных выбросов, производимых 24.08.2010 года, а также произведенных в ходе проверки прокуратурой Привокзального района города Тулы в мае 2011 года превышение нормативов предельно допустимых выбросов не зафиксировано. Кроме того, предприятием осуществляются мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе реализации указанных мероприятий организацией регулярно производятся ремонтно-наладочные работы очистных установок, происходит модернизация систем очистки (разработана и введена в эксплуатацию система дополнительного орошения на ДС – 158). Кроме того, соблюдаются правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На предприятии оформлены паспорта очистки газа на каждую асфальтосмесительную установку, имеются инструкции по облуживанию установок очистки газа, проводятся регламентные работы по устранению неисправностей оборудования. Предприятием утвержден производственный лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха на предприятии. Так же разработан проект санитарно-защитной зоны, который в настоящее время находится на согласовании в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Отсутствие согласования проекта санитарно-защитной зоны является процессуальной недоработкой, его разработка и согласование длится более 2 лет. Деятельность предприятия не приводит к возникновению необратимых процессов и не является опасной для окружающей природной среды, и не представляет реальную угрозу для населения. Деятельность предприятия носит сезонный характер и осуществляется в летнее время, в случае приостановления деятельности предприятие не сможет выполнять свои обязательства по асфальтированию улиц города, выплате заработная платы рабочим, а также иным обязательным платежам, в связи с чем, деятельность юридического лица может быть прекращена. Проверка прокуратурой Привокзального района города Тулы в мае 2011 года была проведена в связи с жалобой проживающих в округе лиц, однако данные жалобы поступали в зимнее время, когда предприятие не работало. Источником загрязнений могло быть другое предприятие находящиеся в данной промышленной зоне. Представитель привлеченного в соответствии со ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управление Росприроднадзора по Тульской области в зал судебного заседания не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщал, не просил рассмотреть дело в отсутствии представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Выслушав объяснения пом. прокурора Привокзального района города Тулы и представителя ответчика, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему. Общество с ограниченной ответственностью ООО «Звезда АБЗ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц дата, директором юридического лица является Суворов М.С. Основным видом экономической деятельности ООО «Звезда АБЗ» является - производство прочей неметаллической минеральной продукции, не включенной в другие группировки. Промплощадка асфальтобетонный завод ООО «Звезда АБЗ» располагается по адресу: город Тула, .... Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух указанным заводом осуществляются на основании разрешения от дата №*, выданного Управлением Росприроднадзора по Тульской области. 05 мая 2011 года комиссией в составе пом. прокурора Привокзального района города Тулы Х. и специалиста сектора охраны окружающей среды администрации города Тулы П. была проведена проверка исполнения ООО «Звезда АБЗ» законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверки было установлено, что на территории завода расположены 2 асфальтосмесительные установки ДС-158 №1 и ДС -158 №2, а также современный стационарный асфальтовый завод фирмы «Marini». На момент проверки проект организации санитарно-защитной зоны не разработан и не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на него, а также не производится производственно-лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха на предприятии, в его санитарно-защитной зоне и зоне жилой застройки. Данные обстоятельства подтверждаются актом проведения проверки от 05 мая 2011 года. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.12.2010) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Нормами ст. 34 указанного Закона установлено, что эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране окружающей природной среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Статья 35 Закона определяет, что при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Пунктом 3 ст. 44 данного Закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования. В п.2 ст. 52 Закона содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 27.12.2009) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Частью 3 ст. 16 указанного Закона предусматривается в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения установление санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами. В ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 28.09.2010) предусматривает правило, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 (ред. от 09.09.2010) в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В силу п.п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. При этом согласно п. 7.1.4 вышеуказанных СанПиН для производства асфальтобетона на стационарных заводах установлен 2 класс опасности и санитарно-защитная зона в размере 500 метров. В силу ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.12.2010) требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. В судебное заседание директором ООО «Звезда АБЗ» Суворовым М.С. был представлен проект санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: город Тула, ..., который в настоящее время находится в стадии согласования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, Суворовым М.С. были представлены: экспертное заключение №* от дата по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, установившей соответствие проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», и протокол результатов КХА и измерений промышленных выбросов в атмосферу №* от дата. Директором ООО «Звезда АБЗ» Суворовым М.С. утвержден план природоохранных мероприятий и программа производственно-лабораторного контроля за состоянием атмосферного воздуха завода на 2011 год. Также, в судебном заседании Суворов М.С. согласился с требованиями прокурора Привокзального района города Тулы и обязался в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода. Исходя из изложенного, поскольку директором предприятия принимаются меры к устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу соответствуют проекту предельно допустимых выбросов СанПиН 2.1.6.1032-01, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. С учетом требований разумности, поскольку асфальтобетонный завод ООО «Звезда АБЗ» относится ко 2 классу опасности, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: город Тула, ..., в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по исковым заявлениям неимущественного характера для организаций составляет 4000 рублей. Поскольку прокурор Привокзального района города Тулы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче указанного искового заявления, то, в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ, с ООО «Звезда АБЗ» подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в сумме 4 000 рублей. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования прокурора Привокзального района города Тулы удовлетворить. Обязать ООО «Звезда АБЗ» разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: город Тула, ..., в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ООО «Звезда АБЗ» государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Привокзальный районный суд города. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение отпечатано в совещательной комнате. Председательствующий Л.А. Моргунова