решение от 24.06.2011г об обязании проведения аукциона



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2011 года город Тула

Привокзальный районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Потаповой Н.В.,

при секретаре Калмыковой А.И.,

с участием

представителя ответчиков администрации Тульской области, Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенностям Печуриной Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-648/11 по иску Демешко А.А. к Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании проведения аукциона,

установил:

Демешко А.А. обратился в суд с иском к администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании проведения аукциона, мотивируя свои требования тем, что он обратился в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Тулы с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного северо-западнее ... ... района г. Тулы для индивидуального жилищного строительства.

Уведомлением № * от 09.04.2008 г. Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Тулы сообщило ему о рассмотрении его заявления и, согласно решению Тульской городской Думы №11/180 от 10.07.2002 г. «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы», предложило МУП «Центр ГиЗ г. Тулы» произвести работы по подготовке землеустроительных документов на участок №* по ул. ..., д.*, согласно ранее разработанному проекту индивидуальной жилой застройки северо-западнее ....

Указанные работы были произведены и постановлением Администрации г. Тулы №* от 23.12.2009 г. был утвержден градостроительный план земельного участка с К№ * код *, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. ..., д. * в ... районе с присвоением ему регистрационного номера *.

Истец указывает, что после этого он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка площадью 1211 кв.м., на что получил ответ, согласно которому на испрашиваемый земельный участок поступило несколько заявлений от заинтересованных лиц (других заявителей на предоставление данного земельного участка). В связи с этим продажа права на заключение договора аренды будет осуществляться на аукционе, извещение о проведении аукциона в соответствии со ст. 38.1 Земельного кодекса РФ будет опубликовано в периодическом печатном издании (газете «Тульские известия»).

Впоследствии в газете «Тула», выпуск от 25.12.2008 г. в разделе «Документы. Официальное опубликование» на стр.23 указывалось, что согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ Администрация г. Тулы информирует население о приеме заявлений на аренду свободного от прав иных лиц земельного участка площадью 1211 кв.м., расположенного по ул. ..., * в ... районе г.Тулы, с видом разрешённого использования: для строительства малоэтажного (индивидуального) жилого дома. Заинтересованным лицам предлагалось в течение месяца направить заявления о намерении приобрести данный земельный участок.

По утверждению истца, он снова обратился в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Тулы с заявкой об участии в аукционе, напомнив о том что он уже подавал заявление и намеревается приобрести указанный земельный участок, однако ему указали на невозможность проведения аукциона, т к. площадь указанного земельного участка превышает предельный размер земельного участка согласно закону. Истец ссылается на то, что он указывал на тот факт, что «Центр ГиЗ г.Тулы» производил работы по подготовке землеустроительных документов, он оплатил данные работы в полном объёме и его никто не предупреждал о превышении предельного размера земельного участка. Но ответ был тот же, никаких письменных пояснений сотрудники Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Тулы ему не дали. В итоге, аукцион так и не был проведён до настоящего времени.

Поскольку истец хотел приобрести земельный участок на правах аренды, а не в собственность, ссылка уполномоченных органов на предельные размеры земельного участка, по его мнению, необоснованна. Поскольку извещение об отказе в проведении аукциона не было опубликовано в установленном законом порядке и сроки, аукцион должен был быть проведен не позднее 25.01.2009 года (по истечении месяца со дня опубликования информации о его проведении).

Однако этого не произошло в связи с чем, истец полагает, что были нарушены его права и законные интересы на приобретение в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, а также нарушен установленный законом порядок проведения аукциона. В соответствии с существующим порядком и нормами действующего законодательства Департамент не вправе отказать в выставлении объекта на аукцион, если в отношении него поступило заявление о выкупе.

На основании изложенного просит суд обязать Администрацию Тульской области провести аукцион по продаже права аренды земельного участка №* по ул. ..., д.* в ... районе г. Тулы площадью 1211 кв.м., с разрешенным использованием – для строительства жилого дома, с разрешенным использованием для строительства малоэтажного (индивидуального) жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером *.

В судебном заседании 21.06.2011 года истец уточнил исковые требования и просил суд обязать Администрацию Тульской области предоставить ему в аренду земельный участок под индивидуальное жилищное строительство с разрешенным использованием – строительство жилого дома, площадью 1211 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, ... район, ул. ..., *, участок * без проведения аукциона.

В судебное заседание истец Демешко А.А. не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что настаивает на удовлетворении требований об обязании Администрации Тульской области провести аукцион по продаже права аренды земельного участка №* по ул. ..., д.* в ... районе г. Тулы площадью именно 1211 кв.м., с разрешенным использованием для строительства малоэтажного (индивидуального) жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером *.

Представитель ответчиков Администрации Тульской области, Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенностям Печурина Е.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что администрация г. Тулы не представила техническую документацию на испрашиваемый земельный участок.

Представитель третьего лица администрации г. Тулы по доверенности Мохначева И.Б. в зал судебного заседания не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, представила письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ (ч.ч.1,2) земельные участки могут быть переданы в аренду. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.

Частью 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ (ч.1, ч.3) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ). Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 206-ФЗ).

Решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 № 11/180(ред. от 16.07.2008) «О Положении «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы» предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности «Муниципального образования город Тула Тульской области». Уполномоченными органами местного самоуправления г.Тулы по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, также являются Глава города Тулы, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Тулы с соответствующим распределением полномочий (п.п. 1.1, п.п. 1.5 указанного Положения).

Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регламентирован п. 2 данного Положения.

Как усматривается из письма от 09.04.2008 г. № * Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, рассмотрев заявление Демешко А.А. о предоставлении земельного участка, расположенного северо-западнее ... ... района г. Тулы для индивидуального жилищного строительства, предлагает МУП «Центр ГиЗ г. Тулы» произвести работы по подготовке землеустроительных документов на участок № * по ул. ..., д. *, согласно ранее разработанному проекту индивидуальной жилой застройки северо-западнее ....

Согласно имеющегося в материалах дела счета № * от 23.04.2008 года, Демешко А.А. оплатил проведенные МУП «Центр ГиЗ г. Тулы» землеустроительные работы.

Постановлением администрации г. Тулы № * от 23.12.2009 года был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым № *, расположенного по ул. ..., д. * в ... районе г. Тулы.

Кадастровая выписка явствует о том, что земельный участок площадью 1211 кв.м., расположенный по адресу: г. Тула, ул. ..., д. *, поставлен на кадастровый учет 19.08.1997 года, имеет кадастровый № *, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

Тульский городской Центр градостроительства и землеустройства обратился к главному редактору официального сайта администрации г. Тулы 17.12.2008 года об опубликовании на указанном сайте информационного сообщения о приеме заявлений на аренду свободного от прав иных лиц земельного участка площадью 1211 кв.м., расположенного по ул. ..., д. * с видом разрешенного использования: для строительства малоэтажного (индивидуального) жилого дома. Заинтересованным лицам предлагалось в течение месяца направить заявления о намерении приобрести данный земельный участок в администрацию города Тулы, что было сделано 17.12.2008 года.

Установлено, что на испрашиваемый истцом земельный участок поступило две заявки – от истца 16.02.2007 года и В.. от 18.12.2008 года.

Исходя из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 21.01.2010 года № * усматривается, что рассмотрев заявление Демешко А.А. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. Тула, ... район, ул. ..., д. *, площадью 1211 кв.м., в соответствии с письмом от 21.04.2009 года № * главы администрации г. Тулы на испрашиваемый земельный участок поступило несколько заявлений от заинтересованных лиц, учитывая наличие нескольких заявителей на предоставление вышеуказанного земельного участка, продажа права на заключение договора аренды будет осуществляться на аукционе.

Исходя из п.1 ст. 38.2 ЗК РФ аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства проводится в соответствии со статьей 38.1 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.

Согласно п. 1-11, 24 ст. 38.1 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Аукцион по продаже

земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион). В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона. Извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;

5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

6) о "шаге аукциона";

7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.

Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:

1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение;

2) победитель аукциона;

3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.

Аукцион про продаже права аренды земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводится в отношении земельных участков, которые не только поставлены на государственный кадастровый учет, но и по которым имеются предоставленные органами местного самоуправления технические условия для строительства и подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 17.06.2011 года № * усматривается, что извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ... район, ул. ..., д. *, площадью 1211 кв.м., будет опубликовано в периодическом печатном издании, определенном администрацией Тульской области (газета «Тульские известия»). Кроме того, решением Тульской городской Думы от 27.10.2010 года № 8/189 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования города Тулы» установлен максимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г. Туле – 1200 кв.м.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Решением Тульской городской Думы от 30.09.1999 года №22/400 «О предельных (нормативных) размерах земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г. Туле», также Решением Тульской городской Думы 2-го созыва №15/268 от 27.11.2002 года «О размерах земельных участков для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов», а впоследствии и Решением Тульской городской Думы № 8/189 от 27.10.2010 года « О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования город Тула» был установлен максимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Туле-1200 кв.м.

На основании указанных правовых норм, площадь испрашиваемого земельного участка превышает на 11 квадратных метров предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в аренду, из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства.

Между тем, установлено, что спорный земельный участок площадью 1211 квадратных метров был внесен в государственный кадастр недвижимости 19.08.1997 г., то есть до установления Тульской городской Думой предельного размера земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размере 1200 квадратных метров.

Принимая во внимание вышеуказанное, учитывая то, что спорный земельный участок в 1997 году поставлен на кадастровый учет, именно, площадью 1211 квадратных метров, вокруг него имеются другие сформированные участки, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время уменьшить площадь спорного земельного участка до 1200 квадратных метров не представляется возможным, поэтому требования Демешко А.А. о предоставлении в аренду испрашиваемого им земельного участка именно площадью 1211 кв.м. являются обоснованными.

Разрешая заявленные требования, наряду с изложенным, суд учитывает также те обстоятельства, что Демешко А.А. впервые обратился в администрацию г. Тулы с заявлением о предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка 16.02.2007 года, а в последующем и в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, получив 21.01.2010 года ответ о продаже права на заключение договора аренды на аукционе, но до настоящего времени вопрос о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка уполномоченными органами разрешен не был.

Анализ приведенных правовых норм применительно к установленным судом обстоятельствам свидетельствует о нарушении ответчиками прав Демешко А.А., несмотря на несостоятельность его доводов относительно проведения аукциона не позднее 25.01.2009 года.

Доказательств, опровергающих иные доводы истца, ответчиками суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также направлено на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации, оценивая исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные Демешко А.А. исковые требования являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Демешко А.А. удовлетворить.

Обязать Администрацию Тульской области провести аукцион по продаже права аренды земельного участка №* по ул. ..., д.* в ... районе г. Тулы площадью 1211 кв.м., с разрешенным использованием - для строительства малоэтажного (индивидуального) жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером *.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение 10 дней.

Председательствующий