Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 сентября 2011 года г. Тула Привокзальный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Горбаневой Т.В., при секретаре Зуевой Е.В., с участием истцов Федорченко А.А., Федорченко Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2- 1188/11 по иску Федорченко АА, Федорченко ДА, Федорченко НМ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Федорченко А.А., Федорченко Д.А., Федорченко Н.М. обратились в суд с иском о признании за ними права собственности на квартиру № * корпус * дома № * по .... проезду г. Тулы в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указали, что Федорченко А.А. работает с 29.11.1994 года в ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» в должности водителя. 28.10.1998 года получил ордер на квартиру № * корпуса * в доме № * по .... проезду г. Тулы (ранее адрес: г. Тула, ул. ...., д. *, корп. *, кв. *). С момента заселения и по настоящее время они постоянно проживают в указанной квартире, оплачивают коммунальные платежи, за счет личных денежных средств производят текущие ремонты. Они обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области с заявлением о приватизации занимаемого ими жилого помещения, однако получили отказ в связи с тем, что управление не наделено полномочиями собственника по приватизации квартир. До настоящего времени собственником не произведено никаких действий по передаче указанного жилого фонда в муниципальную собственность, в связи с чем Администрация г. Тулы также не полномочна распоряжаться правом на данный объект недвижимости. Считают, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" они вправе приобрести занимаемую квартиру в долевую собственность в порядке приватизации. Просили признать за ними право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации в равных долях. Истцы Федорченко А.А., Федорченко Н.М. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по изложенным основаниям, просили их удовлетворить. Истец Федорченко Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен должным образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить. Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не предоставил. Представитель третьего лица ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не предоставил. В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав пояснения истцов, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Федорченко А.А., Федорченко Н.М., Федорченко Д.А. проживают и с 05.11.1998 года постоянно зарегистрированы по месту жительства по адресу: г.Тула, .... проезд, д.* корп.* кв*, что подтверждается отметками о регистрации в паспортах, выпиской из домовой книги, поквартирной карточкой. Согласно представленной трудовой книжке Федорченко А.А., он на основании приказа № * от 28.11.1994 года принят на работу в Тульскую механизированную колонну № 46 АО «Центрсельэлектросетьстрой» на должность водителя, где работает по настоящее время. Изолированное жилое помещение – квартиру № * в доме № * корпус * по .... проезду г. Тулы истцы занимают на основании ордера * от 28.10.1998 года, выданного Тульской механизированной колонной № 46 АО «Центрсельэлектросетьстрой» на период работы на данном предприятии. Лицевой счет на занимаемую истцами площадь в размере 43,9 кв.м. открыт на имя Федорченко А.А. 17.05.2011 года истцы обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения. 31.05.2011 года получили письменный отказ по тем основаниям, что управление не наделено полномочиями собственника по приватизации федерального жилищного фонда и указанием на то, что истцы вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности на занимаемое ими жилое помещение в порядке приватизации. Судом установлено, что жилой дом, в котором проживают истцы, ране принадлежал ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» и использовался в качестве общежития. В настоящее время указанный дом включен в реестр федеральной собственности, однако продолжает оставаться на балансе ОАО «Центрсельэлектросетьстрой». В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус спорного дома как общежития был утрачен в силу закона, и у граждан, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность. В соответствии со ст.ст. 2, 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» /с последующими изменениями и дополнениями/ каждый гражданин имеет право на приобретение собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений. В силу ст.ст.217, 218 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» /с последующими изменениями и дополнениями/ передача в собственность гражданам жилых помещений может осуществляться только соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом/ в настоящее время - органами местного самоуправления/, предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд. Граждане занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья они вправе обратиться в суд. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 ч.1), определяет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2) и одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (ст.40). Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в частности, путем признания права. Как следует из материалов дела, Федорченко А.А., Федорченко Н.М., Федорченко Д.А. фактически с 1994 года пользуются изолированным жилым помещением - квартирой *, расположенной в доме * корп.* по .... проезду г.Тулы; с момента вселения и до момента рассмотрения спора в суде проживали в ней без подселения других лиц, оплачивали всю занимаемую жилую площадь указанной квартиры, в связи с чем они вправе приобрести данное жилое помещение в собственность однократно в порядке приватизации. При этом отсутствие договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Как усматривается из удостоверений вынужденных переселенцев, истцы до 1994 года проживали в г. ..... В период с 1994 года по настоящее время истцы в приватизации жилых помещений не участвовали, в собственности жилья не имеют, в подтверждении чего в материалах дела имеются справки, выданные ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Тульский филиал межрайонное городское отделение, ОАО «Центрсельэлектросетьстрой». Анализируя и оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Федорченко А.А., Федорченко Н.М., Федорченко Д.А. о признании за ними права долевой собственности, по 1/3 доли за каждым, на занимаемое ими жилое помещение в порядке бесплатной приватизации подлежащими удовлетворению. Обстоятельств, исключающих возможность признания за ними права собственности в порядке приватизации, судом не установлено. р е ш и л : исковые требования Федорченко АА, Федорченко НМ, Федорченко ДА удовлетворить. Признать за Федорченко АА, Федорченко НМ, Федорченко ДА право общей долевой собственности, по 1/3 доли за каждым, на квартиру *, расположенную в доме * корпус * по .... проезду Привокзального района г.Тулы в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 21.09.2011 года. Председательствующий Т.В. Горбанева