решение от 01.09.2011г об отмене разрешения на строительство



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 сентября 2011 года город Тула

Привокзальный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Чернецовой Н.А.,

при секретаре Свириденко Т.М.,

с участием истца Инкина С.В.,

его представителя Горохова В.П., привлеченного к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК Российской Федерации,

представителя ответчика администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М.,

представителя ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Арининой Е.В.,

представителя департамента имущественных и земельных отношений Тульской области Деминой О.В.,

представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «СтройИмидж» по доверенности Кирюхиной М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-880/11 по иску Инкина С.В. к администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы о восстановлении нарушенных законных прав пользования придомовой территорией, о возложении обязанностей по межеванию земельного участка и постановке на кадастровый учет, об отмене постановления главы администрации г. Тулы №1149 от 3 апреля 2007 года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы», об отмене разрешения на строительство,

установил:

Инкин С.В. обратился в суд с иском к администрации города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы о восстановлении нарушенных законных прав пользования придомовой территорией, о возложении обязанностей по межеванию земельного участка и постановке на кадастровый учет, об отмене постановления главы администрации г. Тулы №* от дата года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы», об отмене разрешения на строительство, указывая на то, что дата года он обратился к Главе администрации г. Тулы У. с просьбой провести межевание придомового земельного участка, находящегося в пользовании жильцов дома №* по ул. ..... г. Тулы, поставить данный земельный участок на кадастровый учет.

После того, как его просьба не была выполнена, дата года он обратился в прокуратуру ..... района г. Тулы с заявлением о понуждении государственных структур провести межевание и постановку на государственный учет придомового земельного участка, находящегося в пользовании жильцов дома №* по ул. ..... г. Тулы.

дата года он получил ответ прокурора ..... района г. Тулы, из которого ему стало известно о том, что постановлением главы администрации г. Тулы от дата года №* проведение необходимых мероприятий по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет данного земельного участка запланировано в 2010 году. Постановлением главы администрации г. Тулы №* от дата эти работы были перенесены на 2011 года без его (истца) уведомления. В то же время было проведено межевание земельного участка, находящегося в пользовании ООО «СтройИмидж», согласно которому детская площадка дома №* по ул. ..... г. Тулы была разделена. 1/3 часть детской площадки расположена на земельном участке, находящемся в пользовании ООО «СтройИмидж», 2/3 части данной площадки – на земельном участке, находящемся в пользовании жильцов дома №* по ул. ..... г. Тулы, тем самым нарушены законные права и интересы жильцов дома №*. В настоящее время застройщик ООО «СтройИмидж» проводит работы на территории, которая, по его мнению, будет выделена в собственность жителей дома №*.

Считает, что детская площадка, расположенная около дома №* по ул. ..... г. Тула, являющаяся общей домовой собственностью, могла быть перенесена только с согласия 2/3 голосов собственников жилого дома.

Просил обязать комитет по имуществу и земельных отношений администрации г.Тулы или главное управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы провести межевание придомового земельного участка дома №* по ул...... г. Тулы, поставить его на государственный кадастровый учет межевание на месте; отменить постановление Главы администрации г.Тулы №* от дата года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы», так как не была проведена обязательная процедура согласования границ земельного участка, предоставленного ООО «СтройИмидж», земельного участка, находящегося в ведении и пользовании жителей дома №11 по ул. Макаренко г.Тулы; отменить разрешение на строительство №* от 28 января 2011 года, так как оно противоречит п.п.3 и 4 постановления главы администрации г. Тулы №* от дата года и п.3.11 решения Тульской городской Думы №* от дата года.

В судебном заседании Инкин С.В. уточнил свои исковые требования, просил суд обязать комитет по имуществу и земельным отношениям администрации г.Тулы провести процедуру межевания границ придомового земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. ....., д.№*, поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет, провести межевание на месте, отменить постановление главы администрации г. Тулы №* от дата года и разрешение на строительство №*, выданное 28 января 2011 года администрацией г. Тулы ООО «СтройИмидж». Он пояснил, что является собственником квартиры №* в доме №* по ул. ..... г. Тулы. Постановлением Главы администрации г. Тулы №* от дата года было предварительно согласовано с ООО «СтройИмидж» место размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... ..... района г. Тулы. Постановлением Главы администрации г. Тулы №* от дата года ООО «СтройИмидж» предоставлен в аренду земельный участок площадью 1702 кв.м. Считает данные постановления незаконными, противоречащими требованиям законодательства: п.2 ст.36 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.130 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.4 Устава города Тулы, п.1.2 ст.8 Устава города Тулы, п.7 ст.9 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула (решение Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №65/1406), п.п 3,4,6,7 ст.20 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула (решение Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №65/1406), ст.34.1 (в отношении зоны Ж-1) Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула (решение Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №65/1406). Местоположение границ земельного участка, предоставленного в аренду ООО «СтройИмидж», не было согласовано с собственниками помещений многоквартирного жилого дома №* по ул. ..... г. Тулы. До проведения межевания земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный жилой дом, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, администрация г. Тулы не могла предоставить земельный участок в аренду ООО «СтройИмидж». Строительство здания торгово-административного назначения нарушает законные права и интересы граждан – собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.ч.1, 6 ст.36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения общего пользования и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

На придомовой территории была расположена детская площадка. В настоящее время часть территории, на которой располагалась детская площадка, находится в пользовании ООО «СтройИмидж». В 2011 году ООО «СтройИмдж» установило забор на земельном участке, по которому раньше он и другие жители дома ходили. Он (истец) вынужден обходить данный забор, на это тратиться дополнительное время.

С декабря 2007 года он и другие жильцы дома №* по ул. ..... г. Тулы обращались с заявлениями к мэру г. Тулы, главе администрации г.Тулы, депутату Государственной Думы К. с заявлениями, в которых выражали свое несогласие с представлением земельного участка ООО «СтройИмидж» под строительство здания торгово-административного назначения, возражали против сноса детской площадки.

дата года он обратился к Главе администрации г. Тулы У. с заявлением о межевании земельного участка, на котором расположен жилой дом №* по ул. ..... г. Тулы, просил поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет. В дальнейшем он и другие жильцы дома №* по ул. ..... г. Тулы обращались к прокурору ..... района г. Тулы и прокурору города Тулы с заявлениями о проверке законности формирования земельного участка под домом №* по ул. ..... г. Тулы и земельного участка, предоставленного ООО «СтройИмидж». Однако до настоящего времени межевание не проведено, земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет. Считает, что сроки проведения работ по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет переносились необоснованно. Согласно расчету, произведенному им в соответствии с Методическими указаниями по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» СП 30-101-98, площадь земельного участка, находящегося в пользовании жильцов дома №* по ул...... г. Тулы, должна составлять 6487,2 кв.м.

Кроме того, он полагает, что разрешение на строительство выдано незаконно, поскольку незаконным является постановление Главы администрации г. Тулы №* от дата года. Оно противоречит п.п.3, 4 данного постановления и п.3.11 решения Тульской городской думы №* от дата года, так как выдано с нарушением сроков.

Представитель истца Инкина С.В. Горохов В.П. поддержал исковые требования истца с учетом уточнения, просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что жильцы дома №* по ул. ..... г. Тулы в 2007 году узнали о предстоящем строительстве ООО «СтройИмидж» здания торгово-административного назначения. Они сразу же стали обращаться во все инстанции с заявлениями, в которых выражали свое несогласие с данным строительством. Им отвечали, что ООО «СтройИмидж» предоставлен под строительство свободный земельный участок, межевание земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом №* по ул. ..... г. Тулы, не проведено. В марте 2008 года они обратились с заявлением о межевании данного земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет. Сроки по проведению работ по межеванию земельного участка несколько раз переносились. Считает, что отсутствие денежных средств не препятствует проведению работ по межеванию земельного участка, администрация г. Тулы умышленно уклонялась от решения данного вопроса.

Градостроительным кодексом Российской Федерации, действовавшим на дату издания постановления о выделении ООО «СтройИмидж» земельного участка под строительство, был предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства в границах застроенных территорий. В соответствии с данным порядком, сначала должно быть проведено межевание территорий, в процессе которого определены размеры и границы земельных участков по имеющимся домам. После этого, при выявлении свободных земельных участков, может быть решен вопрос о предоставлении земельного участка для строительства вновь создаваемого объекта.

Предоставление земельного участка под строительство в границах застроенной территории без проведения межевания является нарушением прав собственников квартир в многоквартирном доме. Жилищным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право на получение в общую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом в размере, предусмотренном законом. В зоне Ж-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула (решение Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №65/1406) не может быть расположено здание торгово-административного назначения. Считает, что разрешение на строительство выдано ООО «СтройИмидж» незаконно. В мае 2011 года часть территории, предоставленной ООО «СтройИмидж» была обнесена забором. В июне 2011 года была убрана детская площадка, которой пользовались дети домов №* и №* по ул. Макаренко г. Тулы. Полагает, что ООО «СтройИмидж» незаконно выделена часть земельного участка, которая должна находится в пользовании жильцов дома №* по ул. ..... г. Тулы.

Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании исковые требования Инкина С.В. не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснил, что администрация г.Тулы принимает меры по межеванию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, в том числе и жилой дом №* по ул. ..... г. Тулы. Срок проведения межевания данных земельных участков не нарушен. В проведение межевания земельного участка и в постановке его на кадастровый учет не отказано. Согласно техническому паспорту на дом №* по ул. ..... г. Тулы площадь земельного участка, на котором расположен данный дом, составляет 2628 кв.м. При проведении работ по межеванию составлена схема, согласно которой площадь земельного участка составляет 6070 кв.м. Постановление Главы администрации г. Тулы №* от дата года было принято в соответствии с действующим на то время законодательством. ООО «СтройИмидж» предоставлен в аренду земельный участок из свободных земель, являющихся государственными неразграниченными землями. Предоставление земельного участка под строительство осуществлено с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом были соблюдены требования, предусмотренные ч.5 ст.30 ЗК Российской Федерации (в редакции от 28 февраля 2007 года).

В соответствии с п.3 ст.31 ЗК Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информация о предстоящей застройке была размещена в газете «Тула» от 21 сентября 2006 года.

Постановление о предоставлении земельного участка в аренду ООО «СтройИмидж» было вынесено после внесения изменений в ЗК Российской Федерации. Для предоставления в аренду земельного участка требовались согласование и выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. Решение о предварительном согласовании места расположения объекта было принято, земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка ООО «СтройИмидж» не было. До передачи земли в аренду ООО «СтройИмидж»» участок под домом №* по ул. ..... г. Тулы не был сформирован. Заявление о проведении работ по межеванию данного земельного участка подано в марте 2008 года. Земельный участок, выделенный ООО «СтройИмидж» под строительство был поставлен на государственный кадастровый учет в июне 2007 года.

Разрешение на строительство выдано в соответствии с требованиями ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. ООО «СтройИмидж» предоставило все необходимые документы, перечисленные в п.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оснований в отказе выдачи разрешения на строительство не было. Жилая зона Ж-1 предусматривает основные виды разрешенного использования, в том числе и административно-хозяйственные и общественные учреждения и организации районного и локального уровня, предприятия розничной торговли промышленных и продовольственных товаров. Постановления главы администрации о выделении земельного участка ООО «СтройИмидж» под строительство здания административно-торгового назначения были вынесены до вступления в законную силу Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №*.

Кроме того, он полагает, что истец пропустил установленный законом трехмесячный срок для обжалования постановления Главы администрации г. Тулы от дата года №*.

Представитель ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Аринина Е.В. в судебном заседании исковые требования Инкина С.В. не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснила, что комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы является ненадлежащим ответчиком по требованиям о межевании и постановке на учет земельного участка, так как не занимается межеванием земельных участков. Из-за отсутствия денежных средств сроки межевания переносились. Согласно муниципальному контракту №* на выполнение комплексных работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков от 31 декабря 2010 года проводятся работы по межеванию земельных участков многоквартирных домов в г. Туле, которые должны быть закончены к концу 2011 года. Земельный участок, на котором расположен дом №* по ул. ..... г. Тулы включен в перечень земельных участков, в отношении которых проводятся работы по их формированию и постановке на государственный кадастровый учет в 2011 году. Срок по проведению мероприятий по межеванию и постановке на государственный учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом №* по улице ..... г. Тулы, не нарушен. Кроме того, она пояснила, что согласно техническому паспорту на дом №* по ул. ..... г. Тулы, площадь земельного участка, на котором, расположен данный дом, составляет 2628 кв.м. В настоящее время разработана схема, согласно которой площадь земельного участка составляет 6070 кв.м. Постановление Главы администрации г. Тулы №* от дата года является законным, принятым на основании действующего на то время законодательстве, не нарушает законные права и интересы граждан, проживающих в доме №* по ул...... г.Тулы. Детская площадка является самовольно возведенным объектом. Решение о выделении земельного участка ООО «СтройИмидж» под строительство было принято в 2007 году, а жители дома №* улице ..... г. Тулы обратились с заявлением о межевании земельного участка только в 2008 году. Земли, на которых расположен дом №* по ул...... г. Тулы и переданные в аренду ООО «СтройИмидж», являются государственными неразграниченными.

Она полагает, что заявителем пропущен срок, установленный ст.256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления Главы администрации г.Тулы №* от дата года.

Представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений Тульской области Д. в судебном заседании исковые требования Инкина С.В. не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснила, жильцам дома №* по ул. ..... г. Тулы не отказано в проведении межевания земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. Никаких нарушений в переносе срока межевания не допущено. Постановление Главы администрации г. Тулы №* от дата года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... г. Тулы», разрешение на строительство №* от дата года, являются законными, не нарушают права граждан, проживающих в доме №* по ул. ..... г. Тулы.

Она полагает, что заявителем пропущен срок, установленный ст.256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления Главы администрации г.Тулы №* от дата года.

Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «СтройИмидж» по доверенности и ордеру Кирюхина М.К. в судебном заседании исковые требования Инкина С.В. не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что администрацией г. Тулы проведены мероприятия по определению размера земельного участка под многоквартирным домом №* по ул. ..... г.Тулы. Размер данного земельного участка составил 6070 кв.м. При этом предоставленный ООО «СтройИмидж» земельный участок не затрагивает границы формируемого земельного участка под данным домом. Фактически площадь земельного участка под данным многоквартирным жилым домом составляет 2628 кв.м.

Она не согласна с расчетом площади земельного участка под многоквартирным домом №* по ул...... г.Тулы, представленным заявителем, поскольку он произведен на основании Положения «Об определении размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №1223 от 26 сентября 1997 года в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года №615. Однако данное Положение отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года №834, с этого времени считается утратившим силу.

В состав земельного участка под многоквартирным жилым домом не может быть включен земельный участок, сформированный и предоставленный в пользовании другому лицу в соответствии с действующим законодательством.

Срок формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом №* по ул. ..... г. Тулы не истек, так как он определен постановлением администрации г.Тулы №* от дата года до конца 2011 года.

Полагает, что право заявителя на формирование земельного участка, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме, не нарушено.

Положения Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, в том числе ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации не нарушены, поскольку в предоставлении ему и другим собственникам жилых помещений в многоквартирном доме №* по ул...... г.Тулы в собственность земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, не отказано.

Ни у заявителя, ни у других собственников квартир в многоквартирном жилом доме №* по ул. ..... г. Тулы право собственности на предоставленный в аренду ООО «СтройИмидж» земельный участок не возникло. Земельный участок под данным жилым домом как объект гражданского оборота не существует.

У заявителя и у других собственников жилых помещений в данном жилом доме не возникло право собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом, так как земельный участок не сформирован в установленном порядке, не поставлен на государственный кадастровый учет.

Постановление Главы администрации г.Тулы №* от дата года является законным, соответствующим требованиям законодательства.

ООО «СтройИмидж» в установленном ст. 31 ЗК Российской Федерации порядке обратился в орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по предоставлению земельных участков под строительство. В соответствии с п.6 ст.31 ЗК Российской Федерации было принято решение о предварительном согласовании места расположения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.

Никаких нарушений норм ЗК Российской Федерации при принятии решения о предоставлении земельного участка ООО «СтройИмидж» для строительства допущено не было.

Не были нарушены и положения Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости».

В связи с тем, что земельный участок под жилым домом №* по ул...... г. Тулы не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет. А также в связи с тем, что отсутствовали перечисленные в п.1 ст.39 ФЗ Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» случаи обязательного согласования местоположения границ при формировании спорного земельного участка, предоставленного ООО «СтройИмидж», согласование местоположения его границ ни с заявителем, ни с другими собственниками квартир данного жилого дома не требовалось.

Заявитель не относится к числу лиц, перечисленных в п.3 ст.39 ФЗ Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ земельного участка с которыми является обязательным.

Земельный участок под жилым домом №* по ул...... г.Тулы является объектом, государственная собственность на который не разграничена в установленном законом порядке.

Заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке его на государственный кадастровый учет уже после того, как спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством был предоставлен для строительства ООО «СтройИмидж».

Она полагает, что заявителем пропущен срок, установленный ст.256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления Главы администрации г.Тулы №* от дата года.

Во исполнении п.3 ст.31ЗК Российской Федерации информация о предстоящем выделении ООО «СтройИмидж» земельного участка, расположенного по ул. ..... г.Тулы была размещена в газете «Тула» 21 сентября 2006 года, то оп предстоящем предоставлении земельного участка для строительства ООО «СтройИмидж» заявитель узнал 21 сентября 2006 года.

Заявитель в своем исковом заявлении также указывает на то, что он и другие жильцы дома №* ул. ..... г. Тулы узнали о выделении ООО «СтройИмидж» спорного земельного участка 9 декабря 2007 года при отборе проб грунта.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных кодексом (п.1).

ООО «СтройИмидж» предоставила все перечисленные в п.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы, в связи с этим разрешение на строительство выдано в полном соответствии с требованиями закона.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не устанавливает обязательного условия о том, чтобы застройщик осуществлял такой вид экономической деятельности как капитальное строительства. Согласно п.16 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Тем саамы застройщик только обеспечивает на предоставленном ему земельном участке выполнение строительных работ, но не выполняет их самостоятельно. ООО «СтройИмдж» являясь застройщиком, обеспечивает строительство здания торгово-офисного назначения на основании договора генерального подряда №* от дата года силами ООО «Проектно-строительной организации «Стройальянс», имеющего допуск к выполнению строительных работ (свидетельство №СРО-С-208-717062500-04022011-0126).

Представитель ответчика Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От заместителя начальника управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы поступило возражение на заявление Инкина С.В., в котором он указывает на то, что в соответствии с решением Тульской городской Думы от 25 февраля 2010 года №* «Об утверждении структуры администрации муниципального образования город Тула», управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы является структурным подразделением администрации г. Тулы, не обладает правами юридического лица, в связи с этим не может являться ответчиком по гражданскому делу по заявлению Инкина С.В.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений ил должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Согласно ст.3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст.255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из анализа приведенных норм, а также ст.13 ГК Российской Федерации, ст.6 Федерального закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» следует, что для признания актов органа местного самоуправления недействительным необходимо одновременно наличие двух условий; несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с п.1 ст.36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, помимо иного имущества, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В силу п.2 ст.36 ЗК Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

До введения в действие ЖК Российской Федерации порядок определения размеров и установления границ земельных участков регламентировался Федеральным законом от 15 июня 1996 года №71-ФЗ «О товариществах собственников жилья» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года №1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» с учетом нормативного размера земельного участка.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года №1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года №834.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 16 Федерального закона №189-ФЗ содержит лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в общую собственность, но не определен порядок такого перехода.

На основании ст.ст.28, 29 ЗК Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Таким образом, изменение жилищного законодательства не влечет автоматического прекращения права государственной или муниципальной собственности на земельный участок путем его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, для такого перехода необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений и принятие соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.

С 1 марта 2005 года на основании п.1 ст.36 ЖК Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности с учетом того, что на данном земельном участке помимо самого дома могут находиться иные объекты, которые предназначены для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, в том числе элементы озеленения и благоустройства.

На основании п.7 ст.36 ЗК Российской Федерации, п.4 ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка в границах застроенных территорий устанавливается с учетом фактического землепользования, красных линий, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

При этом фактическое использование земельного участка не может рассматриваться как неограниченное, осуществляемое по собственному усмотрению граждан и порождающее обязанность органа местного самоуправления по представлению земельного участка для обслуживания многоквартирного жилого дома в самовольно используемых границах.

Судом установлено, что Инкин С.В. является собственником жилого помещения: квартиры №* в доме №* по ул. ..... г.Тулы.

Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истца, его представителя, договором купли-продажи квартиры, заключенным дата года между Д., Д. (продавцами), с одной стороны, Инкиным С.В. (покупателем), с другой стороны; свидетельством о регистрации права серии *, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области дата года.

Из технического паспорта на многоквартирный дом №* по ул. ..... г. Тулы усматривается, что площадь земельного участка, на котором расположен данный дом, составляет 2628 кв.м, в том числе застроенная – 1229 кв.м, уборочная – 1399 кв.м. В данном паспорте отсутствует детская площадка.

Истец Инкин С.В. пояснил, что раньше детская площадка была меньших размеров. В 2008 году с помощью депутата К. была оборудована новая детская площадка, которая стала занимать большую площадь.

Судом установлено, что с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом №* по ул. ..... г. Тулы на имя Главы администрации МО г. Тулы Инкин С.В. обратился дата года.

Согласно п.4 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.41 ГПК Российской Федерации суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим (ч.1).

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Инкин С.В. просил обязать комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы провести работы по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом №* по ул. ..... г. Тулы, а также межевание земельного участка на месте, с учетом того, чтобы детская площадка была расположена на данном земельном участке, отмены постановления главы администрации г. Тулы №* от дата года.

Согласно Положению «О комитете имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы» комитет является юридическим лицом (ч.1.4).

Основными задачами комитета являются реализация на основе действующего законодательства и актов органов местного самоуправления города Тулы политики в области имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение в установленном порядке муниципальной собственностью и координации деятельности в этой сфере иных органов администрации города (п.2.1).

В целях выполнения возложенных на него задач комитет в установленном порядке, в том числе осуществляет подготовку проектов постановлений администрации города об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории в случае предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (п.2.2).

Постановлением Главы администрации г. Тулы №1555 от 4 мая 2008 года «Об организации работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами в городе Туле» во исполнении ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» утвержден график проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами в Зареченском, Центральном, Привокзальном, Пролетарском и Советском районах г. Тулы за счет средств бюджета г. Тулы до 1 января 2011 года. Всего 2536 домов. Согласно данному графику работы формирование земельных участков под многоквартирными домами в Привокзальном районе г. Туле должны быть проведены в 2010 году.

Постановлением Главы администрации г. Тулы №394 от 10 марта 2009 года «Об организации работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами в г.Туле и признании утратившим силу постановление Главы администрации г. Тулы от 4 мая 2008 года №1555» утвержден график проведения до 1 января 2012 года работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами за счет средств бюджета г. Тулы. Согласно данному графику работы по формированию земельных участков под многоквартирными домами в Привокзальном районе г. Тулы должны быть проведены в 2011 году.

В подтверждение того, что проводятся работы по формированию земельных участков под многоквартирными домами представитель комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы У. представила муниципальный контракт №* на выполнение комплексных работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, заключенный дата года между комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (заказчиком) и ООО «Землемер» (исполнителем). Согласно данному муниципальному контракту заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность в порядке и в сроки, установленные настоящим контрактом, выполнить комплекс работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома. К данному муниципальному контракту приложен перечень земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, для формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков в 2011 году. В данный перечень включен многоквартирный дом №* по ул. ..... г. Тулы.

ООО «Землемер» составлена схема расположения земельного участка по адресу: г. Тула, ..... район, ул. ....., д.№* на кадастровой карте (плане) территории, согласно которой площадь данного земельного участка составляет 6070 кв.м, что в несколько раз больше площади, указанной в техническом паспорте на многоквартирный дом.

Инкин С.В. пояснил, что он согласился бы с переносом срока по проведению формирования земельного участка под многоквартирным домом №* по ул. ..... г. Тулы, если бы ему предоставили информацию о других земельных участках под многоквартирными домами в г. Туле, в отношении которых не проведены работы по формированию и постановке на государственный кадастровый учет.

Согласно п.1 ст.30 ЗК Российской Федерации (в редакции от 28.02.2007 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п.5 ст.30 ЗК Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 настоящего кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В ст.31 ЗК Российской Федерации (в редакции от 28.02.2007 года) определена процедура выбора земельного участка для строительства, которая включает в себя подачу заявления заинтересованного лица в исполнительный орган государственной власти, выбор земельного участка на основании документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экономических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, информация населения о предстоящем предоставлении земельных участков под строительство. Результаты выбора земельного участка оформляется актом, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельного участка.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии со ст.32 ЗК Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Судом установлено, что 1 февраля 2006 года ООО «СтройИмидж» в соответствии с требованиями статей 30 и 31 ЗК Российской Федерации для целей строительства торгово-административного здания обратилось в администрацию г. Тулы с заявлением о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. 21 сентября 2006 года орган местного самоуправления в соответствии с требованиями п.3 ст.31 ЗК Российской Федерации информировал население г. Тулы о предстоящем предоставлении ООО «СтройИмижд» земельного участка по ул. ..... г. Тулы в районе дома №* для строительства торгово-административного здания, разместив информацию об этом в газете «Тула». В сообщении содержалась информация о том, где и когда можно ознакомиться с градостроительным заключением по объекту, проектной документацией и высказать свои предложения и замечания в течение 1 месяца со дня публикации сообщения.

В течение данного срока предложений и замечаний не поступило.

Действующее законодательство не предусматривает определенные требования к содержанию и форме информирования.

Текст объявления в газете «Тула» от 21 сентября 2006 года содержит все необходимые сведения об объекте, месте его расположения. Содержится информация о возможности ознакомления с градостроительным заключением по объекту, проектной документацией. Указаны адреса и телефоны.

Суд находит несостоятельным довод истца о ненадлежащем информировании о предстоящем строительстве объекта.

Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы выдано градостроительное заключение №* от дата года «О возможности и условиях строительства торгово-офисного здания по ул. ..... ..... района г.Тулы.

Выбор земельного участка с кодом * по ул. ..... г. Тулы был оформлен актом, согласованным с компетентными органами: управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы, территориальным управлением по Привокзальному району администрации г. Тулы, УГИБДД УВД Тульской области, главным управлением МЧС России по Тульской области, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области.

дата года орган местного самоуправления принял постановление №*, которым утвердил акт выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, градостроительный план земельного участка, определенного проектом его границ с присвоением ему регистрационного номера RU7133010000246 и разрешил формирование земельного участка для целей строительства и постановки его на государственный кадастровый учет.

Из кадастрового паспорта №* на земельный участок с кадастровым номером *, находящийся примерно в 25 м по направлению на север от ориентира многоквартирный жилой дом №* по ул. ..... ..... района г. Тулы, расположенного за пределами участка, усматривается, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства здания торгово-административного назначения, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – дата года.

дата года после формирования земельного участка площадью 1702 кв.м и постановки его на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера * администрация г. Тулы приняла постановление №* о предоставлении ООО «СтройИмидж» данного земельного участка в аренду сроком на 3 года.

В связи с принятием Закона Тульской области от 10 декабря 2008 года №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, с 1 января 2009 года были переданы департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области.

дата года между департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области и ООО «СтройИмидж» был заключен договор аренды №* данного земельного участка сроком на 3 года, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тульской области 26 февраля 2010 года.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что земельный участок, согласованный для строительства ООО «СтройИмидж» здания торгово-административного назначения по ул. ..... ..... района г.Тулы, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Доказательств, подтверждающих то, что у жильцов дома №* по ул. ..... ..... района г. Тулы, у Инкина С.В., в том числе, возникло право собственности на данный земельный участок, что часть согласованного для строительства земельного участка является дворовой и придомовой территорией дома №* по ул...... г. Тулы не представлено.

Не были представлены и доказательства того, что жильцы многоквартирного дома №* по ул. ..... г. Тулы согласовали увеличение площади земельного участка под многоквартирным домом.

Суд находит несостоятельным расчет площади земельного участка под многоквартирным домом №* по ул...... г.Тулы, представленным заявителем, поскольку он произведен на основании Положения «Об определении размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №1223 от 26 сентября 1997 года в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года №615. Однако данное Положение отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года №834, с этого времени считается утратившим силу.

Судом установлено, что до принятия решения о предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения земельный участок под многоквартирным домом №* по ул. ..... ..... района г.Тулы не был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, его границы и размеры не определены.

Статьей 2 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.11 ЗК Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Статьями 47-49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок проведения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

С учетом данных положений в п.3 постановления Главы администрации г. Тулы №* от дата года предусмотрено, что в целях реализации данного постановления ООО «СтройИмидж» в установленном порядке надлежит выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации; получить градостроительный план земельного участка в управлении градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы; разработать (посредством лицензированной организации) проектную документацию на строительство объекта, согласовать ее с уполномоченными государственными и муниципальными органами, осуществить государственную экспертизу проектной документации; осуществить (посредством лицензированной организации) межевание земельного участка и его постановку на государственный кадастровый учет; обратиться с заявлением в администрацию г.Тулы о предоставлении земельного участка для строительства в приложением его кадастрового плана.

Данные положения соответствуют положениям ст.32 ЗК Российской Федерации, согласно которым прежде чем земельный участок будет предоставлен для строительства, принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта. На основании данного решения устанавливаются границы земельного участка на местности, осуществляется его постановка на государственный кадастровый учет. После чего принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства (возможно в результате его изъятия, если таковой будет иметь место).

Оспариваемое истцом постановление о предварительном согласовании места размещения здания торгово-административного назначения не является актом об изъятии земельного участка и предоставлении третьим лицам. В силу ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемое постановление само по себе не является основанием для выдачи правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на строительство.

Суд приходит к выводу о том, что постановление Главы администрации г. Тулы №* от дата года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы» принято в пределах полномочий и без нарушения норм действующего законодательства.

Доводы истца и его представителя о том, что при принятии постановления Главы администрации г.Тулы №* от дата года были нарушены п.2 ст.36 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.130 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.4 Устава города Тулы, п.1.2 ст.8 Устава города Тулы, п.7 ст.9 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула (решение Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №65/1406), п.п 3,4,6,7 ст.20 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула (решение Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №65/1406) суд находит несостоятельными.

Согласно п.2 ст.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года (далее Правил), целью их ведения является: создание условий для устойчивого развития муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий муниципального образования город Тула; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создание условий для привлечения инвестиций, в том путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В ст.9 данных Правил предусмотрены общие положения по организации застройки территории.

Согласно п.7 ст.9 Правил до начала строительства жилых домов и общественных зданий должны осуществляться вертикальная планировка территорий, прокладка новых и реконструкция существующих подземных коммуникаций.

В соответствии со ст.20 Правил подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий (п.3).

Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется также в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (п.4).

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действующих в период застройки указанных территорий.

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков (п.7).

Данная норма устанавливает общие положения планирования территорий муниципального образования г. Тулы, тем самым регулирует планирование территорий, а не формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые помещения, передачу их в долевую собственность собственникам жилых помещений в данных домах.

Из технического паспорта на дом №* по ул. ..... г.Тулы усматривается, что площадь под данным многоквартирным домом составляет 2760 кв.м.

Доказательств, подтверждающих то, что при предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения объекта, земельный участок, представленный в пользование ООО «СтройИмидж» площадью 1702 кв.м находился в пользовании собственников многоквартирного дома №* по ул. ..... г. Тулы, представлено не было.

Представленную схему использования придомовой территории под предполагаемую застройку, представленную истцом, суд признает недопустимым доказательством, поскольку никем не утверждена, не согласована, не содержит сведений о том, кем она выполнена.

Суд находит несостоятельными также доводы истца и его представителя о том, что при принятии постановления Главы администрации г.Тулы №* от дата года были нарушены положения ст.34.1 (в отношении зоны Ж-1) Правил землепользования и застройки муниципального образования ..... (решение Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №*).

Оспариваемое постановление было принято дата года. Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула вступили в законную силу с даты опубликования в газете «Тула» №12 (906) от 2 апреля 2009 года.

Кроме того, жилая зона Ж-1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами предусматривает виды разрешенного использования, в том числе административно-хозяйственные и общественные учреждения и организации районного и локального уровня; предприятия розничной торговли промышленных и продовольственных товаров, офисы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление Главы администрации г. Тулы №* от дата года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... в Привокзальном районе г. Тулы» принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления.

Доказательств, достоверно подтверждающих нарушение прав истца и других жителей дома №* по ул. ..... ..... района г. Тулы, представлено не было.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Из материалов дела усматривается, что дата года Инкин С.В. обратился к мэру г. Тулы М. и Главе администрации г.Тулы с письменными заявлениями, в которых выражал свое несогласие с постановлением главы администрации Г. Тулы №* от дата года, со строительством ООО «СтройИмидж» торгово-административного здания.

Заявителю разъяснено, что жители дома №* по ул...... г.Тулы вправе обратиться в администрацию г. Тулы с заявлением о формировании земельного участка для эксплуатации жилого дома в установленном Жилищным кодексом порядке.

дата года Инкин С.В. обратился к главе администрации г.Тулы с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке его на государственный кадастровый учет. Заявителю был дан ответ о том, что по утвержденному администрацией графику формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом №* по ул. ..... г.Тулы и постановка его на государственный кадастровый учет запланирована на 2010 год.

Не согласившись с полученным из администрации г. Тулы ответом на свое заявление, Инкин С.В. обратился с жалобой на действия администрации к прокурору Привокзального района г.Тулы

дата года он получил ответ прокурора Привокзального района г. Тулы, в котором ему сообщалось о том, что работы по межеванию и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет запланированы на 2010 год. В дальнейшем срок проведения данных работ был перенесен на конец 2011 года.

В мае, июне и июле 2011 года жильцы дома №* по ул...... г. Тулы обратились к прокурору г. Тулы с письменным заявлением о восстановлении их нарушенных прав на прилегающую к многоквартирному дому территорию, о нарушении земельного законодательства при выделении земельного участка ООО «СтройИмидж» для строительства здания торгово-административного назначения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Инкину С.В. и другим жильцам дома №* по ул. ..... г.Тулы о принятии Главой администрации г. Тулы постановления №* от дата года было известно в декабре 2007 года.

Данный факт подтверждается также протоколом общего собрания жильцов дома №* по ул. ..... ..... района г. Тулы от дата года.

Только дата года Инкин С.В. обратился в суд с иском об отмене постановления Главы администрации г.Тулы №* от дата года.

Согласно ст.195 ГК Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с ч.2 ст.199 ГК Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие заявителю своевременно обратиться с иском (заявлением) в суд (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольным членом семьи).

Обращение Инкина С.В. с заявлениями и жалобы в различные органы, в том числе и прокуратуру не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд.

Доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска срока обращения в суд, истцом представлено не было.

Заявление о пропуске истцом Инкиным С.В. срока обращения в суд с требованием об отмене постановления Главы администрации г.Тулы г. Тулы №* от дата года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы» сделано представителями ответчика администрации г.Тулы Синдеевым М.М. в ходе рассмотрения дела по существу.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что срок обращения в суд пропущен Инкиным С.В. без уважительных причин.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований Инкина С.В. о возложении обязанностей по межеванию земельного участка и постановке на кадастровый учет, об отмене постановления главы администрации г. Тулы №* от дата года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы».

При разрешении требований об отмене разрешения на строительство №* от 28 января 2011 года суд исходит из следующего.

Согласно ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт (ч.1).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство (ч.2).

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в ч.5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (ч.4).

В целях строительства, реконструкции, капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации; пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект по организации по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст.49 Кодекса), разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст.40 Кодекса (ч.7).

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (ч.10).

Постановлением первого главы администрации г. Тулы №* от 12 января 2010 года был утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по ул. ..... ..... района г. Тулы.

Согласно положительному государственному заключению от 17 января 2011 года №* автономного учреждения Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» проектная документация «Здание торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г.Тулы» соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения», Технического регламента от 22.07.2008 года №123 –ФЗ «О требованиях пожарной безопасности», НПБ 110-03 «нормы пожарной безопасности», задания на проектирование и другой исходно-разрешительной документации.

Инженерно-геологические изыскания выполнены в ноябре-декабре 2007 года и июле 2008 года специализированной изыскательной организацией ЗАО «ТулаТИЗИС» на основании технического задания.

В ходе рассмотрения проекта по замечаниям и предложениям управления экспертизы, были внесены изменения и дополнения в проектную документацию, в тои числе откорректированы чертежи планировочной организации земельного участка с размещением здания и благоустройства в пределах отведенного участка; исключена парковка вдоль улицы .....; получено согласие ООО «Транзит» на выделение 15 машино-мест на его участке для парковки автомобилей посетителей ООО «СтройИмижд».

Автономное учреждение Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» сделало выводы о том, что проектная документация по объекту «Здание торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы и результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям.

ООО «СтройИмидж» представило все необходимые документы, перечисленные в ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

28 января 2011 года администрация г. Тулы выдала ООО «СтройИмидж» разрешение №* на строительство здания торгово-административного назначения по адресу: г. Тула, ..... район, ул. ....., сроком действия до 15 сентября 2011 года.

16 июня 2011 года в инспекцию Тульской области по государственному строительному надзору застройщиком направлено извещение о начале строительства.

В обоснование своих доводов об отмене разрешения на строительство, выданного ООО «СтройИмидж», истец ссылается на то, что оно противоречит п.п.3 и 4 постановления главы администрации г. Тулы №* от дата года и п.3.11 решения Тульской городской Думы №11,180 от 10 июля 2002 года.

В п.3 постановления главы администрации г. Тулы №* от дата года перечислены действия, которые в целях реализации данного постановления необходимо выполнить ООО «СтройИмидж».

В п.4 данного постановления указано на предупреждение ООО «СтройИмидж» о том, что если в течение трех лет не будет выполнен пункт 3, настоящее постановление теряет свою силу.

ООО «СтройИмидж» выполнило инженерные изыскания для подготовки проектной документации; получило градостроительный план земельного участка в управлении градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы; разработало (посредством лицензированной организации) проектную документацию на строительство объекта, согласовало ее с уполномоченными государственными и муниципальными органами, осуществило государственную экспертизу проектной документации; осуществило (посредством лицензированной организации) межевание земельного участка и его постановку на государственный кадастровый учет; обратилось с заявлением в администрацию г.Тулы о предоставлении земельного участка для строительства в приложением его кадастрового плана.

В соответствии с п.3.11 решения Тульской городской Думы от 10 июля 2002 года №11/180 (в ред. от 23.06.2010 года) «О Положении «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» постановление Главы города Тулы о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В п.3 постановлении администрации г. Тулы №3495 года от 17 сентября 2008 года «О предоставлении ООО «СтройИмидж» в аренду земельного участка, расположенного по ул. ..... ..... района г. Тулы для строительства здания торгово-административного назначения» указано на то, что комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы включить в договор аренды земельного участка, помимо условий, утвержденных постановлением Главы г. Тулы от 19 сентября 2005 года №1715, следующие обязательства арендатора: в течение шести месяцев со дня заключения договора аренды земельного участка, получить в администрации г. Тулы разрешение на строительство объекта; до истечения срока договора аренды земельного участка направить в администрацию г. Тулы соответствующее заявление о выдаче разрешения на ввод завершенного строительством объекта в эксплуатацию.

Постановлением Главы администрации г. Тулы №* от 11 августа 2009 года в постановление №* от 17 сентября 2008 года внесены изменения, в том числе в абзац 1 п.3: вместо « в течение шести месяцев со дня заключения» читать в течение года со дня государственной регистрации.

Договор аренды был зарегистрирован 26 февраля 2010 года, разрешение на строительство объекта получено ООО «СтройИмидж» 28 января 2011 года.

Согласно п.3.3 договора аренды №*, заключенного 9 октября 2009 года между департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодателем) и ООО «СтройИмидж» (арендатором), если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В п. 9.1.6 данного договора указано на то, что арендатор в течение шести месяцев с момента заключения договора обязан получить в управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы разрешение на строительство объекта.

Данный договор не расторгнут, не признан недействительным.

Инкин С.В. и другие жильцы дома №* по ул. ..... г. Тулы не являются стороной по данному договору, ООО «СтройИмидж» не состоит с ними в договорных отношениях, не несет перед ними ответственность по данному договору.

Положениями ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые должен представить застройщик.

Требовать иные документы для получения разрешения на строительство не допускается.

Разрешение на строительство на строительство здания торгово-административного назначения по адресу: г. Тула, ..... район, ул. ..... объекта №* выдано в соответствии с законодательством компетентным органом в пределах полномочий на основании всех необходимых документов, представленных ООО «СтройИмидж». Оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось.

Кроме того, истцом не представлено суду доказательств, что оспариваемым разрешением на строительство нарушаются его законные права и интересы.

Доводы истца о том, что ООО «СтройИмидж» не имело право на строительство торгово-административного здания, поскольку Уставом данного общества не предусмотрен такой вид экономической деятельности, суд находит несостоятельными.

Согласно п.16 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик – физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В градостроительном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, согласно которым капитальное строительство объекта должен осуществлять непосредственно сам застройщик.

В силу ч.2 п.1 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации допуск индивидуального предпринимателя или юридического лица к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляется только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Перечень таких работ определен приказом Министерства Регионального развития Российской федерации от 30 декабря 2009 года №624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Из договора генерального подряда №* на выполнение комплекса работ по строительству здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы, заключенного 23 мая 2011 года между ООО «СтройИмидж» и ООО «Проектно-строительная организация «Стройальянс, усматривается, что ООО «Проектно-строительная организация «Стройальянс» имеет свидетельство №* о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

По смыслу ст.13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан недействительным в случае несоответствия закону или иным правовым актам и нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

Указанные обстоятельства материалами дела не установлены.

Суд также принял во внимание то, что межевание земельного участка под многоквартирным домом не проведено, его границы не определены, требования об определении границ между земельными участками, находящимися в пользовании ООО «СтройИмидж» и в пользовании собственников многоквартирного дома №* по ул. ..... ..... района г. Тулы не заявлены. Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, что Инкин С.В.обращался в прокуратуру Привокзального района г.Тулы и прокуратуру г.Тулы о нарушении ООО «СтройИмидж» законодательства при строительстве здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы».

Данные заявления были рассмотрены, нарушений не установлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отмены разрешения №* на строительство здания торгово-административного назначения по адресу: г. Тула, ..... район, ул. ....., выданного 28 января 2011 года администрацией г. Тулы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Инкина С.В. к администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы о возложении обязанностей по межеванию земельного участка и постановке на кадастровый учет, об отмене постановления Главы администрации г. Тулы №* от дата года «О предварительном согласовании ООО «СтройИмидж» места размещения здания торгово-административного назначения по ул. ..... в ..... районе г. Тулы», об отмене разрешения ООО «СтройИмидж» на строительство №* на строительство здания торгово-административного назначения по адресу: г. Тула, ..... район, ул. ....., выданного 28 января 2011 года администрацией г. Тулы, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней.

Председательствующий Н.А.Чернецова