РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 октября 2011 года город Тула Привокзальный районный суд г.Тулы в составе: председательствующего Шабаевой Э.В., при секретаре Камаевой О.В., с участием помощника прокурора Советского района г.Тулы Шацких Н.Ю., ответчицы Соловьевой И.И., представителя третьего лица ГУ МЧС России по Тульской области – ОНД Советского района г.Тулы Карманова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1311/11 по иску Прокурора Советского района г.Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Соловьевой И.И. о понуждении проведения комплекса мер пожарной безопасности, у с т а н о в и л: прокурор Советского района г.Тулы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Индивидуальному предпринимателю Соловьевой И.И. о понуждении проведения комплекса мер пожарной безопасности, указывая, что отделом надзорной деятельности Советского района города Тулы ГУ МЧС России по Тульской области, с 12.04.2011 года по 13.04.2011 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещении, эксплуатируемом индивидуальным предпринимателем Соловьевой И.И., расположенного по адресу: г.Тула, ул. ... д.*, центр заказов «ОТТО». В соответствии со свидетельством о регистрации 71 *, выданного 18.03.1999 года ИФНС по Привокзальному району города Тулы, Соловьева И.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно свидетельству * * от 25.04.2008 года о государственной регистрации права, Соловьевой И.И. принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Тула, ул. ... д.*. по результатам проведенного обследования помещения, эксплуатируемого индивидуальным предпринимателем Соловьевой И.И., расположенного по адресу: г.Тула, ул. ... д.*, центра заказов «ОТТО» был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ в области пожарной безопасности. Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности * от 12.04.2011 года и предписанию *, в указанном помещении необходимо устранить нарушение, выявленное в ходе обследования данного объекта, а именно, в месте перепада высот на путях эвакуации выполнить лестницу с числом ступеней не менее 3-х или пандус с уклоном не более 1:6 (СНиП 21-01-97* п.6.28 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 4.3.4 СП 1.13130.2009, ст.89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Данное мероприятие является обязательным к исполнению должностными лицами и учреждениями. Эксплуатируемое ИП Соловьевой И.И. помещение ежедневно посещается большим количеством граждан. Имеющиеся в нем нарушения норм пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на указанных лиц опасных фактором пожара, из своевременной эвакуации и спасению на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. В данной ситуации в целях защиты прав и здоровья граждан и сотрудников центра заказов «ОТТО», а также иных лиц, которые могут посетить указанное помещение, в связи чем прокурор Советского района г.Тулы просит обязать индивидуального предпринимателя Соловьеву И.И. незамедлительно, после вступления решения в законную силу исполнить комплекс мер пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: г.Тула, ул. ... д.* центра заказов «ОТТО», а именно: обязать ИП Соловьеву И.И. в месте перепада высот на путях эвакуации выполнить лестницу с числом ступеней не менее 3-х или пандус с уклоном не более 1:6 (СНиП 21-01-97* п.6.28 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 4.3.4 СП 1.13130.2009, ст.89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Тулы Шацких Н.Ю. поддержала исковые требования по указанным основаниям и просила их удовлетворить. Ответчик ИП Соловьева И.И. не возражала против удовлетворения требований прокурора Советского района г.Тулы, указав, что ей был пройден курс по обучению пожарно-техническому минимуму, в дальнейшем ей будут выполнены оставшиеся меры пожарной безопасности, а именно будет установлена лестница или пандус на путях эвакуации в месте перепада высот. Представитель отдела надзорной деятельности Советского района г.Тулы Карманов А.В. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора Советского района г.Тулы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу требований ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право па охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно Федеральному Закону № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом: под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров. В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами, государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г. руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности: проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам безопасности: включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров па территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным липам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности па предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. В соответствии со статьей 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Статьей 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ПИК 01-03) установлено, что требования пожарной безопасности - это обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": 1. Эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. 2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах. 3. К эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут: 1) из помещений первого этажа наружу: а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе); г) через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку; 2) из помещений любого этажа, кроме первого: а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа; 3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений. 4. Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, строения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. 5. Эвакуационными выходами считаются также: 1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами; 2) выходы из подвальных и цокольных этажей с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения категорий В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5; 3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа; 4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности; 5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта. 6. К аварийным выходам в зданиях, сооружениях и строениях относятся выходы, которые ведут: 1) на балкон или лоджию с глухим простенком не менее 1,2 метра от торца балкона (лоджии) до оконного проема (остекленной двери) или не менее 1,6 метра между остекленными проемами, выходящими на балкон (лоджию); 2) на переход шириной не менее 0,6 метра, ведущий в смежную секцию здания класса Ф1.3 или в смежный пожарный отсек; 3) на балкон или лоджию, оборудованные наружной лестницей, поэтажно соединяющей балконы или лоджии; 4) непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра и не выше 5 метров через окно или дверь размером не менее 0,75 x 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 x 0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк - лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется; 5) на кровлю зданий, сооружений и строений I, II и III степеней огнестойкости классов С0 и С1 через окно или дверь размером не менее 0,75 x 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 x 0,8 метра по вертикальной или наклонной лестнице. 7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей. 8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. 9. Части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами и должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами. 10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. 11. Число эвакуационных выходов из здания, сооружения и строения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания, сооружения и строения. 12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий, сооружений и строений класса Ф5 - от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания, сооружения и строения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания, сооружения и строения. 13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте. 14. Эвакуационные пути не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие: 1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам; 2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной; 3) по кровле зданий, сооружений и строений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции; 4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей; 5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 - 5 настоящей статьи. Согласно п. 4.3.4 "СП 1.13130.2009. Свода правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) (ред. от 09.12.2010) В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Из материалов дела усматривается, что в здании, расположенном по адресу: г.Тула, ул... д.*, находятся помещения центра заказов «ОТТО» ИП Соловьевой И.И. На основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору г.Тулы по Советскому району Ч. * от 01.04.2011 года была проведена выездная проверка в отношении Индивидуального предпринимателя Соловьевой И.И. центр заказов «ОТТО», в ходе которой был организован выход на место инспектора ОНД Советского района г.Тулы Карманова А.В. Как следует из акта проверки * от 12.04.2011 г., в ходе проверки с 12.04.2011г. по 13.04.2011 г. были выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами в области пожарного законодательства. В акте также указаны мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Проверка была проведена инспектором ОНД Советского района г.Тулы Кармановым Л.В. в присутствии ИП Соловьевой И.И. По результатам проведенной проверки ИП Соловьевой И.И. было выдано предписание * от дата. в соответствии с которым, в целях устранения выявленных при обследовании нарушений требований пожарной безопасности, ИП Соловьевой И.И. необходимо выполнить следующие мероприятия: 1. Пройти обучение пожарно-техническому минимуму; 2. В месте перепада высот на путях эвакуации выполнить лестницу с числом ступеней не менее 3-х или пандус с уклоном не более 1:6 (СНиП 21-01-97* п.6.28 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 4.3.4 СП 1.13130.2009, ст.89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). В судебном заседании установлено, что ИП Соловьева И.И. выполнено предписание в части прохождения обучения пожарно-техническому минимуму. Помощник прокурора Советского района г.Тулы Шацких Ю.И. отказалась от требований в части обязания ответчика протий курс обучения пожарно-техническому минимуму, определением суда от 13.10.201 1 г. отказ помощника прокурора от иска в части принят судом, производство по делу в данной части прекращено. Таким образом, судом установлено, что в настоящее время ИП Соловьевой И.И. не устранено нарушение требований пожарной безопасности, указанное в предписании ОНД Советского района г.Тулы, а именно в месте перепада высот на путях эвакуации отсутствует лестница с числом ступеней не менее 3-х или пандус с уклоном не более 1:6 (СНиП 21-01-97* п.6.28 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 4.3.4 СП 1.13130.2009, ст.89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), в связи с чем исковые требования об обязании ответчика произвести указанные работы является обоснованным и соответствующим нормам закона. С учетом обстоятельств дела, принимая во внимание, что нарушения правил пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки учреждения, не устранены в полном объеме, а потому, могут привести к неблагоприятным последствиям, препятствует своевременной эвакуации граждан и своевременному предотвращению опасных факторов в случае возникновения пожара, чем создают угрозу жизни и здоровью людей, суд полагает возможным обязать ИП Соловьеву И.И. исполнить комплекс мер пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых ИП Соловьевой И.И. по адресу: г.Тула, ул. ..., д.*, а именно, в срок до 01.12.2011 года в месте перепада высот на путях эвакуации о выполнить лестницу с числом ступеней не менее 3-х или пандус с уклоном не более 1:6 в соответствии с требованиями законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд р е ш и л: исковые требования прокурора Советского района г.Тулы удовлетворить. Обязать Индивидуального предпринимателя Соловьеву И.И. в срок до 01.12.2011 года исполнить комплекс мер пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых ИП Соловьевой И.И., по адресу: г.Тула, ул..., д.*, а именно: в месте перепада высот на путях эвакуации выполнить лестницу с числом ступеней не менее 3-х или пандус с уклоном не более 1:6 в соответствии с требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи жалобы через Привокзальный районный суд г.Тулы в течение 10 дней. Председательствующий Э.В.Шабаева