решение от 21.10.2011г об обязании устранить недостатки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2011 года г. Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Сониной А.В.,

при секретаре Усковой Е.А.,

с участием

истца Лукина А.В.,

представителя истца Лукина А.В. адвокат Горохов А.Л.,

представителя ответчика МУП «Косогорское жилищно- коммунальное хозяйство» Тихонова Н.В.,

представитель ответчика ОАО «КМЗ» Финогенова Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-1283/11 по иску Лукина А.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Лукина К.А. к Муниципальному унитарному предприятию «Косогорское жилищно- коммунальное хозяйство», Открытому Акционерному обществу «Косогорский металлургический завод» об обязании устранить недостатки, взыскании убытков, компенсации морального вреда и выплате неустойки за нарушение установленных сроков оказания услуг,

установил:

Лукин А.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Лукина К.А. обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Косогорское жилищно- коммунальное хозяйство», Открытому Акционерному обществу «Косогорский металлургический завод» об обязании устранить недостатки, взыскании убытков, компенсации морального вреда и выплате неустойки за нарушение установленных сроков оказания услуг. Свои требования мотивировал тем, что он является собственником квартиры *, расположенной в д.* по ул..... пос..... г.Тулы. На регистрационном учете в указанной квартире состоят также его два несовершеннолетних ребенка. МУП «КЖКХ» оказывает ему коммунальные услуги на основании договора управления многоквартирным домом от 30.04.2008 г. В период с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно услуги по отоплению ему были предоставлены не надлежащего качества. Во время отопительного сезона температура в квартире не превышала 16 градусов. В связи с чем просил обязать ответчика устранить нарушения ст.4 и ст.27 ФЗ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг гражданам, обязать ответчика устранить недостатки в предоставлении отопления, которое должно обеспечивать температуру воздуха в жилом помещении в соответствии с требованием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 года; взыскать с ответчика понесенные им убытки за октябрь и декабрь 2010 г. в размере 1488 руб.60 коп., которые были им уплачены за отопление; обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за отопление в январе, феврале, марте, апреле 2011 года, снизив ее на 100%; взыскать с ответчика неустойку в размере 5200 руб.31 коп., в соответствии со ст.28 ФЗ «О защите прав потребителей». Кроме того, полагая, что в результате неисполнения ответчиками обязанности по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, его несовершеннолетний ребенок Лукин К. с 17.02. по 12.03 2011 года болел острым бронхитом, тем самым ему был причинен моральный вред, который просил суд взыскать с ответчика в размере 50000 руб. Также просит взыскать понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.

В дальнейшем в порядке ст.39 ГПК Российской Федерации уточнил свои требования и не меняя основания иска просил привести систему отопления дома * по ул..... пос..... г.Тулы в соответствие с ФЗ «О защите прав потребителей» и требованием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 года.

Истец Лукин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и просил их удовлетворить.

Представитель истца Лукина А.В. адвокат Горохов А.Л., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Косогорское жилищно- коммунальное хозяйство» Тихонова Н.В. в судебном заседании не отрицал того факта, что температурный режим в квартире истца ниже установленной нормы. Выдвинула довод о том, что нарушение температурного режима в квартире возможно из-за сужения труб, допущенного подрядной организацией в ходе проведения капитального ремонта. Не признала исковые требования в части взыскания убытков и обязании произвести перерасчет по тем основаниям, что надлежащим ответчикам по этим требованиям является ОАО «КМЗ». Также не признала исковые требования в части компенсации морального вреда и взыскания судебных расходов.

Представитель ответчика ОАО «КМЗ» Финогенова Н.Д., в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв, в соответствии с которым ОАО «КМЗ» является ресурсоснабжающей организацией, поскольку оно осуществляет продажу коммунальных ресурсов. Вина ОАО «КМЗ» в том, что в квартире истца уровень тепла не соответствует норме, отсутствует. ОАО «КМЗ» подавало тепло в соответствии с температурным графиком, то есть со своей стороны завод выполнил свои обязательства полностью и качественно. Считает, что истцом не доказан факт недопоставки тепла за весь отопительный период, считает, что у ответчика возникает обязанность произвести перерасчет лишь за 01.12.2010 года. Указали также на то, что истец не исполнил свои обязанности по оплате отопления в пользу завода, которые на него возложены Правилами предоставления коммунальных услуг.

Выслушав мнение сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (ред. от 29.07.2010) утвержден Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно п. 60 Правил, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

Главой 8 указанного Постановления определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, который предполагает уведомление потребителем об этом аварийно-диспетчерской службы исполнителя (п. 64) с сообщением своих фамилии, имени, отчества, точного адреса проживания, вида непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества (п. 65), которое является основанием для проверки, по результатам которой составляется акт (п. 67).

П. 70. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

П.74. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил;

б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

В соответствии с п. 71 Постановления акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

Согласно Приложению N 1 к Правилам, температура воздуха в жилых помещениях должны быть не ниже +20 градусов С, а в угловых комнатах +18 градусов С.

При разрешении заявленных требований судом установлено, что в соответствии с Распоряжением администрации г.Тулы № 1/111-р от 28.09.2010г. на территории г.Тулы с 04.10.2010 года установлено начало отопительного сезона. Распоряжением администрации г.Тулы № 1/52-р от 23.04.2010г. на территории г.Тулы с 25.04.2011 года установлено окончание отопительного сезона.

Обращаясь в суд с указанными требованиями, истец сослался на то, что в период с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно услуги по отоплению ему были предоставлены надлежащего качества, а поэтому просит суд возложении на ответчиков обязанности по устранению недостатков в предоставлении отопления, а также о приведении системы отопления дома * по ул..... пос..... г.Тулы в соответствие с ФЗ «О защите прав потребителей» и требованием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 года.

Проверяя обоснованность указанных требований истца, суд установил, что Лукин А.В. является собственником квартиры *, расположенной в д.* по ул..... пос..... г.Тулы., что подтверждается регистрационным удостоверением №* от 17.11.1992 года, свидетельством о регистрации права собственности и договором передачи №* от 15.10.1992 года.

На регистрационном учете в указанной квартире состоят также его два несовершеннолетних ребенка, в том числе Лукин К.А. дата года рождения.

Как установлено судом, оборудование и трубопроводы теплоснабжения пос....., в том числе и дома истца, построены Косогорским металлургическим заводом, и эксплуатировались им до 2004 года, что подтверждается показаниями свидетеля М.

Согласно Постановлениям главы администрации г. Тулы от 15.03.2004г. №445 и от 30.08.2004 №1467, а также и акта приема-передачи от ОАО «КМЗ» в муниципальную собственность приняты наружные тепловые сети.

Согласно договора от 30.04.2008 г. управления многоквартирным домом * по ул..... пос..... г.Тулы, МУП «КЖКХ» является управляющей компанией, осуществляющей управление, содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг.

В соответствии с 1.4, 1.10 договора управления многоквартирным домом от 30.04.2008 г. ответчик МУП «КЖКХ» оказывает истцу услуги по отоплению.

В месте с тем, судом установлено, что между ОАО «КМЗ» и МУП «КЖКХ» заключен договор на транспортировку тепловой энергии №511/04-Т от 01.11.2004 года пролонгированного действия, в соответствии с которым МУП «КЖКХ» обязуется оказывать услуги по транспортировки тепловой энергии (отопление и горяча водоснабжение), отпускаемой ОАО «КМЗ», а ОАО «КМЗ» обязуется принимать оказываемые услуги и их оплачивать.

Согласно п.п.11 ст. 2 Федеральный закон "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой.

Как усматривается из ст. 17 Федеральный закон "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией. По договору оказания услуг теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии.

ОАО «КМЗ» является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей подачу тепловой энергии на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на основании договора от 30.04.2008 года, заключенного с МУП «КЖКХ». МУП «КЖКХ»- теплосетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии на основании договора 511/04-т на транспортировку тепловой энергии от 01.11.2010 года, заключенного с ОАО «КМЗ».

На основании п. 1 ст. 542 ГК Российской Ф, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Судом установлено, что ОАО «КМЗ» в отопительном периоде 2010-2011 года подавало теплоэнергию в систему отопления в соответствии с температурным графиком, что подтверждается температурными графиками отопления и горячего водоснабжения, отпуск теплоэнергии в горячей воде потребителям пос..... за период с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно, а также показаниями свидетеля, энергетика ОАО «КМЗ», М. Последний в судебном заседании утверждал о том, что при несоответствия отопления температурным графикам произошло бы снижение температурного режима во всех домах и учреждениях пос..... г.Тулы, а не только в квартире Лукина А.В.

Судом установлено, что Лукин А.В. является потребителем услуги по отоплению, которую он оплачивал непосредственно ОАО «КМЗ», что подтверждается лицевым счетом и квитанциями на оплату отопления, начисляемых ИВЦ ЖКХ, на основании агентского договора №* от 27.09.2007 г., заключенного между ОАО «КМЗ» и ОАО ИВЦ ЖКХ.

Согласно п.2 ст. 13 Федеральный закон "О теплоснабжении" потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 14 Федеральный закон "О теплоснабжении" подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, осуществляется на основании договора на подключение к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

Согласно ст. 15 указанного закона потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

В соответствии с ч. 2 ст. 543 ГК Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению, урегулированы "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

В силу п. 4 указанных Правил следует: Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 49 указанных Правил следует: Исполнителем может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности, которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги.

Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 9 Правил должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ «О защите прав потребителей в РФ» правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг утверждаются Правительством РФ.

Обеспечение нанимателя, собственника жилого помещения электрической, тепловой энергией, водоснабжением является именно услугой (коммунальной).

Согласно Приказу Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 г. N 160 отношения между снабжающими организациями и абонентами-гражданами по энергоснабжению, а также на основании статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, газом, водой и другими товарами через присоединенную сеть, регулируются § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

К указанным отношениям с участием потребителей-граждан применяются также нормы Закона "О защите прав потребителей" и принятых в соответствии с ним иных правовых актов в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Отношения, связанные с тепло-, водо-, газоснабжением через присоединенную сеть, в силу ст. 548 ГК Российской Федерации также регулируются нормами ст. 539-547 ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве.

В силу п. 1 ст. 547 ГК Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Изложенной правовой нормой установлена ограниченная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения: сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим только реальный ущерб.

Кроме того, пунктом 2 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.

Вопросы оказания коммунальных услуг урегулированы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Под понятием "исполнитель" Правила понимают юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, а под понятием "потребитель" - гражданина, использующего коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

В разделе 2 Правил перечислены требования к предоставлению коммунальных услуг, порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги содержится в разделе 3 Правил, разделы 4 и 5 содержат положения о правах и обязанностях исполнителя и потребителя. Разделом 8 Правил урегулирован порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В силу положений п. 75-78 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг, за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд приходит к следующему.

Стороной договора на предоставление истцам отопления выступил ответчик - МУП "КЖКХ", получающий от энергоснабжающей организации энергоноситель в качестве абонента, предоставляющий данный вид услуги истцам, которые, в свою очередь, находясь в договорных отношениях с ответчиком – ОАО «КМЗ», регулярно оплачивали последнему указанную услугу.

В спорный период времени ОАО «КМЗ» осуществляло теплоснабжение квартир, в том числе квартиры, принадлежащей истцу по индивидуальному лицевому счету. Абонентом осуществлялось и осуществляется в настоящее время оплата потребленной тепловой энергии. Данный факт подтверждается справкой №* о лицевом счете квартиросъемщика.

Истец (потребитель отопления) в данном случае не являлась абонентом по договору теплоснабжения. В рассматриваемом случае стороной по договору теплоснабжения абонентом (потребителем) являлся МУП «КЖКХ», у которого на балансе находятся тепловые энергоустановки и на которого возложена обязанность по оказанию услуг гражданам (субабонентам), в том числе и по обслуживанию инженерного оборудования.

Между ответчиками по данному делу заключен договор, устанавливающий границу ответственности за техническое состояние и обслуживание энергоустановок и отпуску тепловой энергии, согласно которому граница балансовой принадлежности проходит по стене завода ОАО «КМЗ», а оборудования и трубопроводы электросети по квартире истца- МУП «КЖКХ».

На МУП «КЖКХ» возложена обязанность по содержанию и эксплуатации жилого фонда, включающая в себя проведение плановых профилактических осмотров жилых и нежилых помещений и инженерного оборудования.

В акте от 01.11.2010 г. МУП «КЖКХ» указано на необходимость регулировки отопления, между тем этого выполнено не было.

Согласно "Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда. Часть 2. Нормы расхода материальных ресурсов на обслуживание и ремонт инженерных систем" (утв. Приказом Госстроя РФ от 22.08.2000 N 191).

2.1.4. При проведении частичных осмотров должны устраняться неисправности, которые могут быть устранены в течение времени, отводимого на осмотр.

Частичные осмотры системы центрального отопления 3 - 6 раз в месяц в отопительный период.

Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния оборудования (журналах, специальных карточках и т.п.).

2.1.5. При подготовке зданий к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды выполняются следующие работы:

ремонт и утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях;

ремонт, регулировка и испытание систем водоснабжения и отопления.

2.1.7. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации оборудования.

2.1.8. Текущий ремонт внутридомовых систем инженерного оборудования заключается в проведении планово-предупредительных работ с целью предотвращения его преждевременного износа, а также работ по устранению мелких повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.

2.1.1. Техническое обслуживание систем отопления, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения включает работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности и исправности оборудования, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации.

Суд учитывает, что неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Однако доказательств достоверно свидетельствующих о выполнении норм на обслуживание и ремонт инженерных систем, представлено не было.

Обязанность по содержанию и эксплуатации жилищного фонда возложена на МУП «КЖКХ», его ответственность по содержанию фонда распространяется до места подключения внутриквартирного оборудования (сетей) к общей инфраструктуре многоквартирного жилого дома в квартиру, причиной причинения вреда является ненадлежащее содержание МУП «КЖКХ» инженерного оборудования дома, с учетом этих обстоятельств надлежащим ответчиком по требованию об обязании восстановлению системы отопления квартиры * расположенной в доме * по ул..... пос..... г.Тулы, является МУП «КЖКХ».

Оценивая доводы МУП «КЖКХ» о том, что в связи с капитальным ремонтом дома * по ул..... пос..... г.Тулы произошло сужение труб теплоснабжения, суд считает установленным, что ответчик взял на себя обязательства по предоставлению услуги по капитальному ремонту дома, заключив соответствующий договор с подрядной организацией.

Принимая во внимание, что качество проведение ремонтных работ внутридомовых инженерных систем непосредственно влияют на условия проживания жителей в том числе и истца Лукина А.В., в том числе в зимний период, МУП «КЖКХ» обязан был контролировать соблюдение условий договора, сроков и качества выполнения ремонтных работ, устранении дефектов.

Судом установлено, что Лукин А.В. получал услуги по отоплению ненадлежащего качества.

Факт предоставления услуги по отоплению принадлежащей истцу квартиры, ненадлежащего качества, не оспаривается ответчиками по делу и подтверждается, кроме того, исследованным судом актами проверки качества теплоснабжения в квартире истца, составленными МУП «КЖКХ» 21.01.2011г., 12.11.2010г., 01.12.2010г., 01.11.2010г., журналами аварийно- восстановительных работ и аварийно -деспечерской работы а также показаниями свидетелей М., Е., К., О.

Причиной предоставления отопления ненадлежащего качества установленной актом от 24.03.2010 г., является замена подрядной организацией труб стальных на полепропелленовые с уменьшением внутреннего диаметра что не соответствует требованиям нормативной документации и привело к нарушению циркуляции в системе и неравномерному прогреву отопительных приборов в квартирах первого этажа.

Как установлено судом, по заявлениям Лукина А.В., от МУП «КЖКХ» неоднократно поступали обращения в ОАО «КМЗ» в связи с несоответствием температурного режима системы отопления с просьбой сделать перерасчет.№* от 07.12.2010г, №* от 09.11.2010, №* от 04.02.2011г.

Однако, из исследованного в судебном заседании журнала регистрации заявок усматривается, что заявки Лукина А.В. не были зафиксированы ответчиком МУП «КЖКХ» в нарушение требований Правил, что подтвердила в судебном заседании свидетели К., О.

Представителем ответчика ОАО «КМЗ» в судебном заседании был выдвинут довод о том, что отсутствие в актах времени его составления, является основанием для признания его ненадлежащим доказательством. Суд учитывает, что МУП «КЖКХ» в соответствии с требованиями п.74 Правил акта об устранении недостатков, составлено не было. На основании изложенного, суд не согласен с указанными доводами и расценивает факт отсутствия, в нарушение п.70 Правил и не по вине истца, времени составления акта доказательством непредоставления услуг надлежащего качества весь отопительный сезон, то есть период с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушение теплоснабжения в квартире * дома * по ул..... пос..... г.Тулы имело место за период с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно.

Таким образом, в связи с неисполнением МУП «КЖКХ» обязательств по договору управления многоквартирным домом, суд считает необходимым установить бездействие МУП «КЖКХ» по установлению причин недополучения отопления Лукиным А.В. незаконным, в связи с чем, на него возложить обязанность по устранению недостатков связанных с обеспечением квартиры * расположенной в доме * по ул..... пос..... г.Тулы в соответствии с установленными нормами.

Поскольку требования истца в части обязания ответчика устранить нарушения ст.4 и ст.27 ФЗ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг гражданам, привести систему отопления дома * по ул..... пос..... г.Тулы в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» и требованием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 года, являются конкретизацией общего требования о возложении обязанности по устранению недостатков связанных с обеспечением квартиры * расположенной в доме * по ул..... пос..... г.Тулы в соответствии с установленными нормами, то не нуждаются в отдельном разрешении.

Разрешая требования о взыскании убытков и обязании произвести перерасчет, суд приходит к следующему.

Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Факт наличия договорных отношений между ОАО «КМЗ» и Лукиным А.В., подтвержден тем, что истцом принимались средства в счет оплаты потребленного отопления.

Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключенном исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Разрешая требование истца о взыскании в его пользу убытков, суд не находит оснований к их удовлетворению, поскольку они основаны на неправильном применении норм права. В соответствии с п.71 Правил, предоставлении услуги ненадлежащего качества является основанием для перерасчета, что также подтвердила в судебном заседании свидетель П.

В подпункте 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные услуги, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется в отношениях, связанных со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовым актом.

При вынесении решения об обязании ответчика производить корректировку размера начислений платы за коммунальные услуги отопления, суд руководствуется требованиями пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (с учетом изменений на момент возникновений спорных правоотношений).

Разрешая требования Лукина А.В. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по указанному требованию, является ОАО «КМЗ», поскольку денежные средства Лукин А.В. оплачивал непосредственно ОАО «КМЗ».

Факт предоставление услуг МУП «КЖКХ» ненадлежащего качества, судом установлен.

В актах от 21.01.2011, 01.10,2010, 01.11.2010 г. МУП «КМЖХ» постановило произвести перерасчет.

Из представленных доказательств, а также показаний сторон следует, что в ноябре 2010 г. плата за отопление снижена на 100%, а в декабре 2010 г.- на 50%.

11.01.2011 года истец в числе других жильцов дома обратился с письменным заявлением к директору МУП «КЖКХ» об отказе производить оплату за отопление.

Своими обращениями на ОАО «КМЗ», МУП «КЖКХ» просит произвести перерасчет платы за отопление.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ОАО «КМЗ» было достоверно известно о недополучении потребителем Лукиным А.В. услуги по отоплению. Данное обстоятельство подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей - сотрудников ОАО «КМЗ» энергетика М. и начальника абонентского отдела П., также письмами, направленными в адрес ОАО «КМЗ», так и перерасчетом за отопление Лукину А.В, за ноябрь 2010 г., декабрь 2010 г.

Истец заявил требования об уменьшении оплаты стоимости отопления на 100%, однако суд не может с этим согласиться поскольку не имеет возможности разграничить объем предоставленной услуги, так как отопление в квартире истца в спорный период было, но температурный режим был ниже установленного.

Поскольку в деле имеются акты проверки качества теплоснабжения в квартире истца, составленные в установленном порядке, и подтверждающий снижение температуры воздуха в квартире против нормативной, суд считает необходимым обязать ОАО «КМЗ» произвести перерасчет оплаты за отопление за период с октября 2010 г., январь, февраль, март, апрель 2011 г. исходя из нормативов потребления за каждый градус отклонения температуры.

Поскольку нарушителем права Лукина А.В. на получение услуг надлежащего качества является МУП «КЖКХ», а корректировку оплаты суд возложил на ОАО «КМЗ», то последнее не лишено возможности обратиться за защитой прав, нарушенных МУП «КЖКХ».

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, в том числе в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирном доме обеспечивается за счет взаимодействия исполнителя (управляющей компании, товарищества собственников жилья, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива) и многочисленных ресурсоснабжающих (водоснабжающих, энергоснабжающих, газоснабжающих) организаций.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 49 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.

Подпунктом "ж" пункта 50 указанного Постановления Правительства РФ предусмотрено право потребителя требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также компенсации морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое закреплено в ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В соответствии со ст. 151 ГК Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как указано в п.2 Постановления №10 от 20.12.1994 года Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» ( в ред. Пост. №1 от 15.01.98г.) « под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.п.).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В обоснование своих требований истец указывает, что в результате недостатков в предоставлении отопления, в результате низкого температурного режима в квртире, его несовершеннолетний ребенок Лукин К. с 17.02 по 12.03.2011 года болел острым бронхитом.

Приведенные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждаются медицинской картой ребенка, а также показаниями свидетеля В., которая является врачом- педиатром.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, в их совокупности, суд считает установленным, что в результате виновных противоправных действий МУП «КЖКХ», несовершеннолетнему Лукину К. были причинены как физические, так и нравственные страдания (моральный вред), который подлежит компенсации.

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика МУП «КЖКХ» компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии со 1099 ГК Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно положений ст. 1101 ГК Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание то, что повреждения причинены здоровью ребенка, индивидуальные особенности потерпевшего на момент причинения вреда (13 лет), общее состояние здоровья, длительный период предоставлении услуги ненадлежащего качества юридическим лицом, которые могли повлиять на увеличение степени его физических и нравственных страданий.

Не составление МУП «КЖКХ» акта о повреждении здоровья не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в этой части.

Однако, суд находит требования истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда с ответчика МУП «КЖКХ» в размере 50000 рублей необоснованно завышенными.

В силу ст. 1083 ч. 3 ГК Российской Федерации суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

В силу изложенных обстоятельств, основываясь на принципах разумности и справедливости, суд находит возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика МУП «КЖКХ» в пользу истца Лукина А.В. в виде 10 000 рублей.

Разрешая требования истца о взыскании неустойки, суд приходит к следующему.

Согласно подп. "е" п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, потребитель имеет право "требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральными законами и договором".

В силу ч. 1 ст. 330 ГК Российской Федерации под неустойкой (штрафом, пеней) понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. Таким образом, неустойка есть мера ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок обязательства, которая должна быть предусмотрена либо законом, либо договором.

Из анализа п. 77 Правил вытекает, что взыскание неустойки за ненадлежащее оказание коммунальных услуг или за их неоказание возможно, если это предусмотрено законодательством о защите прав потребителей или договором, заключенным между потребителем и исполнителем.

Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в частности, предполагает следующие случаи начисления неустойки:

- при нарушении установленных сроков оказания услуги (п. 5 ст. 28 Закона). Размер неустойки за каждый день просрочки составит 3% от цены оказания услуги;

- за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от цены оказания услуги.

Таким образом, законодательство о защите прав потребителей оговаривает взыскание неустойки, если имеются нарушения по срокам оказания услуги или удовлетворения требований потребителя.

Факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества судом установлен.

Истцом был представлен расчет неустойки, который судом был проверен.

Суд согласен с расчетом, поскольку он выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Несмотря на то, что ответчики имеют реальную возможность решить вопрос о предоставлении услуг надлежащего качества, они применили такой способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи. Поэтому действия ответчиков следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом.

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Отопление является необходимым элементом жизнедеятельности для жителей поселка Косая Гора и для истца в частности, прекращение ее подачи, либо подача ненадлежащего качества исключает возможность обеспечения отоплением граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи.

Таким образом, поскольку ответчик МУП «КЖКХ» не исполняет своих обязательств перед Лукиным А.В., что свидетельствует о недобросовестном отношении с его стороны к выполнению условий Договора, то суд считает необходимым исковые требования о взыскании неустойки в размере 5200 руб.31 копейка удовлетворить

При распределении между сторонами судебных расходов суд исходит из следующего.

В силу ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ст. 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии со ст. 10 п. 1 ГК российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В нарушение положений Закона РФ «О защите прав потребителей в РФ», Правил предоставления коммунальных услуг, МУП «КЖКХ» препятствовал истцу в реализации его законного права на получение коммунальных услуг надлежащего качества, чем нарушил охраняемые законом права и интересы истцов.

Несмотря на то, что МУП «КЖКХ» имел реальную возможность решить вопрос о предоставлении коммунальных услуг надлежащего качества, оно применило такой способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан.

Суд считает, что расходы, понесенные Лукиным А.В. в связи с необходимостью оплаты юридических услуг по представления его интересов, являются вынужденными, поскольку именно МУП «КЖКХ» является нарушителем права Лукина А.В. на получение услуг надлежащего качества, т.к. вопрос об этом не мог быть решен в ином порядке из-за противодействия МУП «КЖКХ».

Поэтому действия МУП «КЖКХ» следует расценивать как злоупотребление правом.

В соответствии с названными требованиями закона и разъяснениями Верховного Суда РФ, данными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года (утвержден постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4, 11 и 18 мая 2005 г.) суд учитывает, что основные исковые требования удовлетворены, истцу реально оказаны услуги, общая стоимость которых подтверждается материалами дела. Также суд учел сложность дела, количество судебных заседаний.

Требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в ходе рассмотрения спора по существу заявлено не было, при вынесении решения этот вопрос не обсуждался.

Расходы, понесенные Лукиным А.В. в связи с необходимостью оплаты юридических услуг по представления его интересов в суде, относятся к судебным расходам, возмещение которых предусмотрено специальными нормами Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно в силу ст. 98 ГПК Российской Федерации имеются основания для их взыскании.

Судом установлено, что Лукин А.В. понес расходы, связанные с юридическими услугами, что подтверждается квитанцией № * от 23.05.2011 г.

Учитывая обстоятельства конкретного дела, исходя из принципов разумности и справедливости, суд находит требование истца о взыскании с ответчика МУП «КЖКХ» расходов за юридические услуги подлежащими удовлетворению частично в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Лукина А.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Лукина К.А. удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Косогорское жилищно- коммунальное хозяйство» устранить недостатки связанные, с ненадлежащим обеспечением отопления в квартире * расположенной в доме * по ул..... Привокзального района г.Тулы, и привести его в соответствие с установленными нормами.

Обязать Открытое Акционерное общество «Косогорский металлургический завод» произвести перерасчет оплаты за отопление за октябрь 2010 года, январь, февраль, март, апрель 2011 года, исходя из нормативов потребления за каждый градус отклонения температуры.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Косогорское жилищно- коммунальное хозяйство» в пользу Лукина А.В. неустойку в размере 5200 рублей 31 копейку, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, судебные расходы в размере 5000 рублей, а всего 25200 рублей 31 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 24.10.2011 года.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200